Идеи эффективного семейного воспитания в произведении А.С. Макаренко «Книга для родителей»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 18:34, доклад

Описание работы

Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко был пропагандистом педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Проблемам воспитания детей в семье посвящена его «Книга для родителей». «Книга для родителей» является одновременно и педагогическим трактатом и художественным повествованием. Публицистические и научно-теоретические разделы сменяются развернутыми рассказами или небольшими зарисовками, выполняющими роль художественных иллюстраций к тем или иным педагогическим проблемам.

Файлы: 1 файл

Makarenko1.doc

— 34.50 Кб (Скачать файл)

Идеи эффективного семейного воспитания в произведении А.С. Макаренко «Книга для родителей»

 

Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко был пропагандистом педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Проблемам воспитания детей в семье посвящена его «Книга для родителей». «Книга для родителей» является одновременно и педагогическим трактатом и художественным повествованием. Публицистические и научно-теоретические разделы сменяются развернутыми рассказами или небольшими зарисовками, выполняющими роль художественных иллюстраций к тем или иным педагогическим проблемам. В этой книге на основе анализа воспитания детей в различных семьях педагог выдвигает основные идеи эффективного семейного воспитания.

  1. Правильно организованный семейный коллектив – положительно влияет на развитие и формирование личности ребенка. Ребенка воспитывает все, но прежде всего и больше всего – родители. Если в семье нет единства жизни, быта, стремлений, ребенок одинок. На примере  семьи мальчика Миши, у которого все есть, кроме полноценного общения с родителями, А.С. Макаренко показывает, к чему приводит такой стиль воспитания. В результате мальчик с радостью воспринимает известие о том, что его помещают в колонию.

В многодетной же семье Веткиных каждый занят своим делом и в то же время все едины, здесь царит взаимопонимание, взаимопомощь. И семья вместе переживает трудности, не теряя оптимизма. Описывая эту семью, педагог восхищается ею. 

  1. Необходимо сохранять целость и единство семейного коллектива.

Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья. Потеря признаков коллектива происходит различными способами. Одним из самых распространённых является так называемая «система единственного ребёнка».

Автор приводит пример семьи Кетова, где рос единственный ребёнок. Муж был против того, чтобы в семье были еще дети. Родители всю свою любовь, все силы отдали единственному сыну –Вите, что привело к развитию у него эгоистических наклонностей.

3. Родители должны иметь в глазах детей заслуженный авторитет. В правильном семейном коллективе, где родительский авторитет не подменяется никаким суррогатом, не чувствуется надобности в безнравственных и некрасивых приёмах дисциплинирования. И в такой семье всегда есть полный порядок и необходимое подчинение и послушание.  Макаренко сравнивает авторитет в семье Назаровых, который основан на доверии родителей к детям, на уважении к их личности, и  авторитет подавления, порой деспотизма, в семье Кандыбиных.  

4. Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству. В человеческом обществе  половое воспитание не может быть воспитанием физиологии. Половое воспитание должно заключаться в воспитании того интимного уважения к вопросам пола, которое называется целомудрием. Уменье владеть своим чувством, воображением, возникающими желаниями — это важнейшее уменье, общественное значение которого недостаточно оценено.

Эта идея развивается А.С. Макаренко на примере воспитания в семье Александра и Нади Волгиных.

5. С самого раннего возраста в детях необходимо воспитывать культуру поведения, т.е.они должны быть приучены к точному времени, к аккуратности, соблюдению режима дня, к культуре речи. Для детей чрезвычайно вредно сквернословие окружающих, особенно родителей.

6. Необходимо разумное отношение в семье к деньгам, строгий денежный порядок.

Николай Николаевич Бабич не является жадным человеком, но когда дети 13 и 15 лет просят у него деньги на какие-то необходимые нужды, он жестко и не всегда корректно контролирует их, при этом возникают такие ситуации, когда дети чувствуют себя неловко. Никита Константинович Лысенко, напротив, не считает деньги, дети сами берут их, в результате порой семье приходится занимать деньги у соседей. И тот, и другой путь воспитания не являются эффективными. Деньги -  это обычное удобство жизни, которое не требует никаких моральных напряжений. Макаренко призывает родителей доверять детям в финансовых вопросах, учить их легче относиться к деньгам, но и не воспитывать расточительность.

7. Любовь родителей необходима ребенку, но эта любовь должна быть требовательной. Недопустимо потворствовать прихотям и капризам детей. Автор приводит пример с Верой Игнатьевной, для которой характерна материнская слепота. Ее дети, особенно дочь Тамара растут эгоистами, они не замечают, что мать отказывает себе во всем, только бы дети были довольны. И если бы не встреча ее дочери с фрезеровщиком Стояновым, который смог воздействовать на совесть Тамары,  Вера Игнатьевна испытала бы все последствия  неразумной родительской любви.  

Данные идеи выдающегося педагога и сегодня являются актуальными.

 

 

 


Информация о работе Идеи эффективного семейного воспитания в произведении А.С. Макаренко «Книга для родителей»