Идеи эпохи Просвещения в зарубежной литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 01:50, творческая работа

Описание работы

Многое меняется в жизни. Уже в конце 17 века феодализм изжил себя. Кризис существующего строя проявился во всех областях: в экономике, общественной жизни, идеологии, культуре. Это был период брожения умов. Учёные, писатели, художники, композиторы - все передовые люди разных стран испытывали ненависть к феодальным порядкам. И в то же время, представители господствующего класса использовали все возможности для того, чтобы укрепить всё своё могущество.

Файлы: 1 файл

Период Просвещения aaf.ppt

— 414.50 Кб (Скачать файл)

Идеи эпохи  Просвещения в зарубежной литературе

Многое меняется  в жизни. Уже в конце 17 века  феодализм изжил себя. Кризис  существующего строя проявился  во всех областях: в экономике, общественной жизни, идеологии, культуре. Это был период брожения умов. Учёные, писатели, художники, композиторы - все передовые люди разных  стран испытывали ненависть к  феодальным порядкам. И в то  же время, представители господствующего  класса использовали все возможности  для того, чтобы укрепить всё  своё могущество.

В восемнадцатом  столетии начинается новый этап  развития общественного сознания  – Эпоха Просвещения. Разрушается старый общественный порядок; первостепенное значение приобретают идеи уважения человеческого достоинства, свободы и счастья; личность обретает независимость и зрелость, использует свой разум и критическое мышление. На смену идеалам эпохи Барокко с ее пышностью, высокопарностью и торжественностью приходит новый стиль жизни, основанный на естественности и простоте. Наступает время идеалистических взглядов Жан-Жака Руссо, призывающего вернуться к природе, к естественной добродетели и свободе. Наряду с природой идеализируется Античность, поскольку считалось, что именно во времена Античности людям удалось воплотить все человеческие устремления. Античное искусство получает название классического, его признают образцовым, наиболее правдивым, совершенным, гармоничным и, в отличие от искусства эпохи Барокко, считают простым и понятным. В центре внимания, наряду с другими важными аспектами, находятся образование, положение простого народа в общественном устройстве, гениальность как свойство человека.

 

Жан-Жак Руссо

Дени Дидро

 

  • Разум царит и в искусстве. Желая подчеркнуть высокое назначение искусства, его общественную и гражданскую роль, французский философ-просветитель Дени Дидро писал: "Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собой какое-либо великое правило жизни, должно поучать".

 

Именно жизнь, её события и идеи, мечты и  идеалы людей, является тем началом, которое объединит различные  художественные произведения разных  стран в единое целое, называемое  художественной культурой эпохи  Просвещения, определит её своеобразие.

Что же заставило  деятелей культуры дать такую  высокую оценку восемнадцатому  веку - как величайшей эпохе развития  человечества?

Ответом на  этот вопрос нам послужит обращение  к истории, к именам великих  людей эпохи Просвещения, многие  из которых вам уже знакомы (художники), людей которых волновали  события, и проблемы этого времени. И поэтому, прогрессивных деятелей 18 века современники называли Просветителями.

Оставим итальянцам  Пустую мишуру с её фальшивым  глянцем, Всего важнее смысл, но  чтоб к нему прийти, Придётся  одолеть преграды и пути. Намеченной  тропы придерживаться строго  Порой у Разума всего одна  дорога... Обдумать надо смысл  и лишь потом писать. 

    

Так поучал  своих современников один из  главных идеологов эпохи Просвещения  поэт Буало.

  • Просвещение – это идеология (система политических взглядов, идей). Свои идеи просветители проводили через искусство, наиболее ярко они проявились в литературе. Просветителями или идеологами называли писателей или философов, выступавших со смелой критикой феодализма в своих произведениях.
  • Литература была оружием в борьбе с феодальным строем. Она несла в себе воспитательную миссию и основывалась на принципах Свободы, Равенства и Братства.
  • Просвещение способствовало следующим жанрам:
  • Реалистический роман;
  • Философская повесть;
  • Философский трактат;
  • Памфлет.

 

  • В рамках Просвещения развивались и другие литературные направления:
  • сентиментализм;
  • просветительский классицизм;
  • просветительский реализм,

   т.е. авторы  пользовались различными художественными  методами .

Просветители

 

Франция

 

Англия

 

Германия

 

Россия

 

Даниэль Дефо;

Вольтер;

Ж.Ж. Руссо,

Дени Дидро

 

Фильдинг;

Д.Мильтон;

Дж. Свифт

 

И. Гёте;

Лессинг;

Шиллер;

Гердерг

 

Фонвизин;

И.Крылов;

Державин

Литература  первой половины       18 века

Вольтер. Философская  повесть                                «Кандид или оптимизм». 

 

    Герой  – юноша Кандид, изгнанный из  замка барона, становится жертвой  превратностей судьбы: его насильственно  забирают в армию, прогоняют сквозь  строй, попадает в землетрясение, становится жертвой инквизиции. Кандид сталкивается с разными  людьми: представителями аристократии, церкви, властей, через общение с  которыми Вольтер обличает сословные  предрассудки, захватнические войны. В повести Вольтер рисует счастливую  страну Эльдорадо, где правит  просвещённый монарх, все заняты  трудом, сыты и добродетельны. Конец  повести показывает всех героев  на ферме, в окрестностях Константинополя, где все трудятся.

 Особенности  творческого метода Вольтера:

  • обличение феодальных предрассудков
  • критика на междоусобные войны;
  • критика на церковных служителей.

Даниэль Дефо. Роман «Жизнь и удивительные приключения  Робинзона Крузо, моряка из Йорка, написанные им самим» (1717г.)

 

В основу  романа легла подлинная история  моряка Александра Селькирка, одичавшего  в результате 4-х летнего пребывания  на необитаемом острове. Дефо  Робинзона «заставил» прожить на  острове 28 лет.

История жизни  Робинзона – это гимн созидательному  труду человека, мужеству, воле, изобретательности. Своего героя Дефо наделяет  чертами буржуазного человека. Он  стремится утвердить идеал человека

Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера» 
(сатира на английское общество)

 

  • Гулливер попадает в страну великанов, Дробдингнек и в Лапуту, страну лилипутов.  Страна лилипутов – это страна мелких душой людишек, они мелкие и пакостные .                  Это глава – сатира на английское общество.                              -     Лилипуты прыгают на канатах для получения должности.

    - Ритуал  с разноцветными лентами –  сановники ценятся не по уму, а по изворотливости.

    - высмеивает  двупартийность (высококаблучники, низкокаблучники)

    - Письмо  пишут по диагонали.

    - Хоронят  умерших вниз головой, говоря, что  пройдёт 11 тысяч лет и умершие  воскреснут, а Земля перевернётся, так, что они очнутся на ногах.

 

 

  • Особое место в формировании общественного сознания эпохи Просвещения сыграла немецкая литература – Лессинг, Гердерг, Шиллер («Коварство и любовь»), Гёте («Фауст»).

Вывод:

 

  • Идеи эпохи Просвещения в тврчестве писателей Европы:
  • Выступали против абсолютизма, призывали к борьбе с ним.
  • Критиковали сословные предрассудки.
  • Боролись против церкви, провозглашали культ Разума.
  • Выдвинули задачу Просвещения народа, широко раскрытых научных знаний в борьбе с феодализмом.
  • Героем произведений становится человек третьего сословия, он – воплощение Разума, просветительского идеала.
  • Искали пути идеального общества, основанного на Свободе, Равенстве и Братстве.

Информация о работе Идеи эпохи Просвещения в зарубежной литературе