Идеи эпохи
Просвещения в зарубежной литературе
Многое меняется
в жизни. Уже в конце 17 века
феодализм изжил себя. Кризис
существующего строя проявился
во всех областях: в экономике,
общественной жизни, идеологии, культуре.
Это был период брожения умов.
Учёные, писатели, художники, композиторы
- все передовые люди разных
стран испытывали ненависть к
феодальным порядкам. И в то
же время, представители господствующего
класса использовали все возможности
для того, чтобы укрепить всё
своё могущество.
В восемнадцатом
столетии начинается новый этап
развития общественного сознания
– Эпоха Просвещения. Разрушается
старый общественный порядок; первостепенное
значение приобретают идеи уважения человеческого
достоинства, свободы и счастья; личность
обретает независимость и зрелость, использует
свой разум и критическое мышление. На
смену идеалам эпохи Барокко с ее пышностью,
высокопарностью и торжественностью приходит
новый стиль жизни, основанный на естественности
и простоте. Наступает время идеалистических
взглядов Жан-Жака Руссо, призывающего
вернуться к природе, к естественной добродетели
и свободе. Наряду с природой идеализируется
Античность, поскольку считалось, что
именно во времена Античности людям удалось
воплотить все человеческие устремления.
Античное искусство получает название
классического, его признают образцовым,
наиболее правдивым, совершенным, гармоничным
и, в отличие от искусства эпохи Барокко,
считают простым и понятным. В центре внимания,
наряду с другими важными аспектами, находятся
образование, положение простого народа
в общественном устройстве, гениальность
как свойство человека.
Жан-Жак Руссо
Дени Дидро
- Разум царит и в искусстве. Желая подчеркнуть высокое назначение искусства, его общественную и гражданскую роль, французский философ-просветитель Дени Дидро писал: "Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собой какое-либо великое правило жизни, должно поучать".
Именно жизнь,
её события и идеи, мечты и
идеалы людей, является тем началом,
которое объединит различные
художественные произведения разных
стран в единое целое, называемое
художественной культурой эпохи
Просвещения, определит её своеобразие.
Что же заставило
деятелей культуры дать такую
высокую оценку восемнадцатому
веку - как величайшей эпохе развития
человечества?
Ответом на
этот вопрос нам послужит обращение
к истории, к именам великих
людей эпохи Просвещения, многие
из которых вам уже знакомы
(художники), людей которых волновали
события, и проблемы этого времени.
И поэтому, прогрессивных деятелей
18 века современники называли Просветителями.
Оставим итальянцам
Пустую мишуру с её фальшивым
глянцем, Всего важнее смысл, но
чтоб к нему прийти, Придётся
одолеть преграды и пути. Намеченной
тропы придерживаться строго
Порой у Разума всего одна
дорога... Обдумать надо смысл
и лишь потом писать.
Так поучал
своих современников один из
главных идеологов эпохи Просвещения
поэт Буало.
- Просвещение – это идеология (система политических взглядов, идей). Свои идеи просветители проводили через искусство, наиболее ярко они проявились в литературе. Просветителями или идеологами называли писателей или философов, выступавших со смелой критикой феодализма в своих произведениях.
- Литература была оружием в борьбе с феодальным строем. Она несла в себе воспитательную миссию и основывалась на принципах Свободы, Равенства и Братства.
- Просвещение способствовало следующим жанрам:
- Реалистический роман;
- Философская повесть;
- Философский трактат;
- Памфлет.
- В рамках Просвещения развивались и другие литературные направления:
- сентиментализм;
- просветительский классицизм;
- просветительский реализм,
т.е. авторы
пользовались различными художественными
методами .
Просветители
Франция
Англия
Германия
Россия
Даниэль Дефо;
Вольтер;
Ж.Ж. Руссо,
Дени Дидро
Фильдинг;
Д.Мильтон;
Дж. Свифт
И. Гёте;
Лессинг;
Шиллер;
Гердерг
Фонвизин;
И.Крылов;
Державин
Литература
первой половины
18 века
Вольтер. Философская
повесть
«Кандид или оптимизм».
Герой
– юноша Кандид, изгнанный из
замка барона, становится жертвой
превратностей судьбы: его насильственно
забирают в армию, прогоняют сквозь
строй, попадает в землетрясение,
становится жертвой инквизиции.
Кандид сталкивается с разными
людьми: представителями аристократии,
церкви, властей, через общение с
которыми Вольтер обличает сословные
предрассудки, захватнические войны.
В повести Вольтер рисует счастливую
страну Эльдорадо, где правит
просвещённый монарх, все заняты
трудом, сыты и добродетельны. Конец
повести показывает всех героев
на ферме, в окрестностях Константинополя,
где все трудятся.
Особенности
творческого метода Вольтера:
- обличение феодальных предрассудков
- критика на междоусобные войны;
- критика на церковных служителей.
Даниэль Дефо.
Роман «Жизнь и удивительные приключения
Робинзона Крузо, моряка из Йорка,
написанные им самим» (1717г.)
В основу
романа легла подлинная история
моряка Александра Селькирка, одичавшего
в результате 4-х летнего пребывания
на необитаемом острове. Дефо
Робинзона «заставил» прожить на
острове 28 лет.
История жизни
Робинзона – это гимн созидательному
труду человека, мужеству, воле, изобретательности.
Своего героя Дефо наделяет
чертами буржуазного человека. Он
стремится утвердить идеал человека
Джонатан Свифт.
«Путешествие Гулливера»
(сатира на английское общество)
- Гулливер попадает в страну великанов, Дробдингнек и в Лапуту, страну лилипутов. Страна лилипутов – это страна мелких душой людишек, они мелкие и пакостные . Это глава – сатира на английское общество.
- Лилипуты прыгают на канатах для получения должности.
- Ритуал
с разноцветными лентами –
сановники ценятся не по уму,
а по изворотливости.
- высмеивает
двупартийность (высококаблучники, низкокаблучники)
- Письмо
пишут по диагонали.
- Хоронят
умерших вниз головой, говоря, что
пройдёт 11 тысяч лет и умершие
воскреснут, а Земля перевернётся,
так, что они очнутся на ногах.
- Особое место в формировании общественного сознания эпохи Просвещения сыграла немецкая литература – Лессинг, Гердерг, Шиллер («Коварство и любовь»), Гёте («Фауст»).
Вывод:
- Идеи эпохи Просвещения в тврчестве писателей Европы:
- Выступали против абсолютизма, призывали к борьбе с ним.
- Критиковали сословные предрассудки.
- Боролись против церкви, провозглашали культ Разума.
- Выдвинули задачу Просвещения народа, широко раскрытых научных знаний в борьбе с феодализмом.
- Героем произведений становится человек третьего сословия, он – воплощение Разума, просветительского идеала.
- Искали пути идеального общества, основанного на Свободе, Равенстве и Братстве.