Иной свет, или Государства и империи Луны 1657

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 18:26, доклад

Описание работы

В девять вечера автор и четверо его друзей возвращались из одного дома в окрестностях Парижа. На Небе светила полная луна, притягивая взоры гуляк и возбуждая остроумие, уже отточенное о камни мостовой. Один предположил, что это небесное слуховое окно, откуда просвечивает сияние блаженных. Другой уверял, будто Вакх держит на небесах таверну и подвесил луну, как свою вывеску.

Файлы: 1 файл

заруб.лит-ра 18 век.docx

— 867.03 Кб (Скачать файл)

 

Сирано де Бержерак

1619−1655

 

Иной свет, или Государства и империи Луны

1657

Краткое содержание романа

Читается за 10–15 мин

Оригинал — за 170−180 мин

В девять вечера автор и четверо его друзей возвращались из одного дома в окрестностях Парижа. На Небе светила полная луна, притягивая взоры гуляк и возбуждая остроумие, уже отточенное о камни мостовой. Один предположил, что это небесное слуховое окно, откуда просвечивает сияние блаженных. Другой уверял, будто Вакх держит на небесах таверну и подвесил луну, как свою вывеску. Третий воскликнул, что это гладильная доска, на которой Диана разглаживает воротнички Аполлона. Четвёртый же заявил, что это просто солнце в домашнем халате, без одеяния из лучей. Но самую оригинальную версию высказал автор: несомненно, луна — такой же мир, как и земля, которая, в свою очередь, является для неё луной. Спутники встретили эти слова громким хохотом, хотя автор опирался на авторитет Пифагора, Эпикура, Демокрита, Коперника и Кеплера. Но провидение или судьба помогли автору утвердиться на своём пути: вернувшись домой, он обнаружил у себя на столе книгу, которую туда не клал и где как раз говорилось о жителях луны. Итак, явным внушением свыше автору было приказано разъяснить людям, что луна есть обитаемый мир.

Чтобы подняться на небеса, автор обвязал себя склянками, наполненными росой. Солнечные лучи притягивали их к себе, и вскоре изобретатель оказался над самыми высокими облаками. Тут он принялся разбивать склянки одну за другой и плавно опустился на землю, где увидел совершенно голых людей, в страхе разбежавшихся при его появлении. Затем показался отряд солдат, от которых автор узнал, что находится в Новой Франции. Вице-король встретил его весьма любезно: это был человек, способный к возвышенным мыслям и полностью разделявший воззрения Гассенди относительно ложности системы Птолемея. Философские беседы доставляли автору большое удовольствие, однако он не оставил мысли подняться на луну и соорудил специальную машину с шестью рядами ракет, наполненных горючим составом. Попытка взлететь со скалы окончилась печально: автор так сильно расшибся при падении, что ему пришлось с ног до головы натереться мозгом из бычьих костей. Однако луна на ущербе имеет обыкновение высасывать мозг из костей животных, поэтому она притянула к себе автора. Пролетев три четверти пути, он стал снижаться ногами вверх, а затем рухнул на ветви древа жизни и очутился в библейском раю. При виде красот этого священного места он ощутил такое же приятное и болезненное чувство, какое испытывает эмбрион в ту минуту, когда вливается в него душа. Путешественник сразу помолодел на четырнадцать лет: старые волосы выпали, сменившись новыми, густыми и мягкими, в жилах загорелась кровь, естественная теплота гармонично пронизала все его существо.

Прогуливаясь в чудесном саду, автор встретил необычайно красивого юношу. Это был пророк Илия, который поднялся в рай на железной колеснице, при помощи постоянно подбрасываемого вверх магнита. Вкусив от плодов древа жизни, святой старец обрёл вечную молодость. От него автор узнал о прежних обитателях рая. Изгнанные Богом Адам и Ева, перелетев на землю, поселились в местности между Месопотамией и Аравией — язычники, знавшие первого человека под именем Прометея, сложили о нем басню, будто он похитил огонь с неба. Несколько веков спустя Господь внушил Еноху мысль покинуть мерзкое племя людей. Этот святой муж, наполнив два больших сосуда дымом от жертвенного костра, герметически их закупорил и привязал себе под мышки, в результате чего пар поднял его на луну. Когда на земле случился потоп, воды поднялись на такую страшную высоту, что ковчег плыл по небу на одном уровне с луной. Одна из дочерей Ноя, спустив в море лодку, также оказалась в райском саду — за ней последовали и самые смелые из животных. Вскоре девушка встретила Еноха: они стали жить вместе и породили большое потомство, но затем безбожный нрав детей и гордость жены вынудили праведника уйти в лес, чтобы целиком посвятить себя молитвам. Отдыхая от трудов, он расчёсывает льняную кудель — вот почему осенью в воздухе носится белая паутина, которую крестьяне называют «нитками богородицы».

Когда речь зашла о вознесении на луну евангелиста Иоанна, дьявол внушил автору неуместную шутку. Пророк Илия, вне себя от негодования, обозвал его атеистом и выгнал прочь. Терзаемый голодом автор надкусил яблоко с древа знаний, и тут же густой мрак окутал его душу — он не лишился разума лишь потому, что живительный сок мякоти несколько ослабил зловредное действие кожицы. Очнулся автор в совершенно незнакомой местности. Вскоре его окружило множество больших и сильных зверей — лицом и сложением они напоминали человека, но передвигались на четырёх лапах. Впоследствии выяснилось, что эти гиганты приняли автора за самку маленького животного королевы. Сначала он был отдан на хранение фокуснику — тот научил его кувыркаться и строить гримасы на потеху толпе.

Никто не желал признавать разумным существо, которое передвигается на двух ногах, но однажды среди зрителей оказался человек, побывавший на земле. Он долго жил в Греции, где его называли Демоном Сократа. В Риме он примкнул к партии младшего Катона и Брута, а после смерти этих великих мужей стал отшельником. Жителей луны на земле именовали оракулами, нимфами, гениями, феями, пенатами, вампирами, домовыми, призраками и привидениями. Ныне земной народ настолько огрубел и поглупел, что у лунных мудрецов пропало желание обучать его. Впрочем, настоящие философы иногда ещё встречаются — так, Демон Сократа с удовольствием навестил француза Гассенди. Но луна имеет куда больше преимуществ: здесь любят истину и превыше всего ставят разум, а безумцами считаются только софисты и ораторы. Родившийся на солнце Демон принял видимый образ, вселившись в тело, которое уже состарилось, поэтому сейчас он вдувает жизнь в недавно умершего юношу.

Посещения Демона скрасили горькую долю автора, принуждённого служить фокуснику, а затем омолодившийся Демон забрал его с намерением представить ко двору. В гостинице автор ближе познакомился с некоторыми обычаями обитателей луны. Его уложили спать на постель из цветочных лепестков, накормили вкусными запахами и раздели перед едой донага, чтобы тело лучше впитывало испарения. Демон расплатился с хозяином за постой стихами, получившими оценку в Монетном дворе, и объяснил, что в этой стране умирают с голоду только дураки, а люди умные никогда не бедствуют.

Во дворце автора ждали с нетерпением, поскольку хотели случить с маленьким животным королевы. Эта загадка разрешилась, когда среди толпы обезьян, одетых в панталоны, автор разглядел европейца. Тот был родом из Кастилии и сумел взлететь на луну с помощью птиц. На родине испанец едва не угодил в тюрьму инквизиции, ибо утверждал в лицо педантам, что существует пустота и что ни одно вещество на свете не весит более другого вещества. Автору понравились рассуждения товарища по несчастью, но вести философские беседы приходилось только по ночам, поскольку днём не было спасения от любопытных. Научившись понимать издаваемые ими звуки, автор стал с грехом пополам изъясняться на чужом языке, что привело к большим волнениям в городе, который разделился на две партии: одни находили у автора проблески разума, другие приписывали все его осмысленные поступки инстинкту. В конце концов этот религиозный спор был вынесен на рассмотрение суда. Во время третьего заседания какой-то человек упал к ногам короля и долго лежал на спине — такую позу жители луны принимают, когда хотят говорить публично. Незнакомец произнёс прекрасную защитительную речь, и автора признали человеком, однако приговорили к общественному покаянию: он должен был отречься от еретического утверждения, будто его луна — это настоящий мир, тогда как здешний мир — не более чем луна.

В ловком адвокате автор узнал своего милого Демона. Тот поздравил его с освобождением и отвёл в дом, принадлежавший одному почтенному старцу. Демон поселился здесь с целью воздействовать на хозяйского сына, который мог бы стать вторым Сократом, если бы умел пользоваться своими знаниями и не прикидывался безбожником из пустого тщеславия. Автор с удивлением увидел, как приглашённые на ужин седые профессора подобострастно кланяются этому молодому человеку. Демон объяснил, что причиной тому возраст: на луне старики выказывают всяческое уважение юным, а родители должны повиноваться детям. Автор в очередной раз подивился разумности местных обычаев: на земле панический страх и безумную боязнь действовать принимают за здравый смысл, тогда как на луне выжившая из ума дряхлость оценивается по достоинству.

Хозяйский сын целиком разделял воззрения Демона. Когда отец вздумал ему перечить, он лягнул старика ногой и велел принести его чучело, которое принялся сечь. Не удовлетворившись этим, он для пущего позора приказал несчастному весь день ходить на двух ногах. Автора чрезвычайно развеселила подобная педагогика. Боясь расхохотаться, он завёл с юношей философский разговор о вечности вселенной и о сотворении мира. Как и предупреждал Демон, молодой человек оказался мерзким атеистом. Пытаясь совратить автора, он дерзновенно отрицал бессмертие души и даже само существование Бога. Внезапно автор увидел в лице этого красивого юноши нечто страшное: глаза у него были маленькие и сидели очень глубоко, цвет лица смуглый, рот огромный, подбородок волосатый, а ногти чёрные — так мог выглядеть только антихрист. В разгар спора появился эфиоп гигантского роста и, ухватив богохульника поперёк тела, полез с ним в печную трубу. Автор все же успел привязаться к несчастному, а потому ухватился за его ноги, чтобы вырвать из когтей великана. Но эфиоп был так силён, что поднялся за облака с двойным грузом, и теперь автор крепко держался за своего товарища не из человеколюбия, а из страха упасть. Полет продолжался бесконечно долго, затем появились очертания земли, и при виде Италии стало ясно, что дьявол несёт хозяйского сына прямиком в ад. Автор в ужасе возопил «Иисус, Мария!» и в то же мгновение очутился на склоне поросшего вереском холма. Добрые крестьяне помогли ему добраться до деревни, где его едва не растерзали почуявшие лунный запах собаки — как известно, эти животные привыкли лаять на луну за ту боль, которую она им издали причиняет. Пришлось автору просидеть три или четыре часа голым на солнце, пока не выветрилась вонь — после этого собаки оставили его в покое, и он отправился в порт, чтобы сесть на корабль, плывущий во Францию. В пути автор много размышлял о жителях луны: вероятно, Господь сознательно удалил этих неверующих по природе людей в такое место, где у них нет возможности развращать других — в наказание за самодовольство и гордость они были предоставлены самим себе. Из милосердия никто не был послан к ним с проповедью Евангелия, ведь они наверняка употребили бы Священное писание во зло, усугубив тем самым кару, которая неизбежно ожидает их на том свете.  Пересказала Е. Д. Мурашкинцева


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткое содержание Характеры, или Нравы нынешнего века - Лабрюйер Жан де

Изложение и пересказ сюжета



Характеры, или Нравы нынешнего века 
 
Краткое содержание произведения 
 
В предисловии к своим "Характерам" автор признается, что целью книги является попытка обратить внимание на недостатки общества, "сделанные с натуры", с целью их исправления. 
 
В каждой из 16 глаз он в строгой последовательности излагает свои "характеры", где пишет следующее: "Все давно сказано". Убедить других в непогрешимости своих вкусов крайне трудно, чаще всего получается собрание "благоглупостей". 
 
Более всего невыносима посредственность в "поэзии, музыке, живописи и ораторском искусстве". 
 
Пока еще не существует великих произведений, сочиненных коллективно. 
 
Чаще всего люди руководствуются "не вкусом, а пристрастием". 
 
Не упустите случая высказать похвальное мнение о достоинствах рукописи, и не стройте его только на чужом мнении, 
 
Автор должен спокойно воспринимать "злобную критику", и тем более не вычеркивать раскритикованных мест. "Высокий стиль газетчика - это болтовня о политике". 
 
Напрасно сочинитель хочет стяжать восхищенные похвалы своему труду. Глупцы восхищаются. Умные одобряют сдержанно. 
 
Высокий стиль раскрывает ту или иную истину при условии, что тема выдержана в благородном тоне. 
 
"Критика - это порою не столько наука, сколько ремесло, требующее скорей выносливости, чем ума". 
 
"Неблагодарно создавать громкое имя, жизнь подходит к концу, а работа едва начата". 
 
Внешняя простота - чудесный убор для выдающихся людей. 
 
Хорошо быть человеком, "о котором никто не спрашивает, знатен ли он?" 
 
В каждом поступке человека сказывается характер. 
 
Ложное величие надменно, но сознает свою слабость и показывает себя чуть-чуть. 
 
Мнение мужчины о женщинах редко совпадает с мнением женщин. 
 
Женщин надо разглядывать, "не обращая внимания на их прическу и башмаки". 
 
Нет зрелища прекраснее, "чем прекрасное лицо, и нет музыки слаще звука любимого голоса". 
 
Женское вероломство полезно тем, "что излечивает мужчин от ревности". 
 
Если две женщины, твои приятельницы, рассорились, "то приходится выбирать между ними, или терять обеих". 
 
Женщины умеют любить сильнее мужчин, "но мужчины более способны к дружбе". 
 
"Мужчина соблюдает чужую тайну, женщина же свою". 
 
Сердце воспаляется внезапно, дружба требует времени. 
 
Мы любим тех, кому делаем добро, и ненавидим тех, кого обидим. 
 
"Нет излишества прекраснее, чем излишество благодарности". 
 
"Нет ничего бесцветнее характера бесцветного человека". 
 
умный человек не бывает назойлив. 
 
Быть в восторге от самого себя и своего ума - несчастье. 
 
Талантом собеседника отличается "не тот, кто говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие". 
 
"Не отвергай похвалу - прослывешь грубым". 
 
"Тесть не любит зятя, свекор любит невестку; теща любит зятя, свекровь не любит невестку: все в мире уравновешивается". "Легче и полезнее приладиться к чужому нраву, чем приладить чужой нрав к своему". 
 
"Склонность к осмеиванию говорит о скудости ума". 
 
Друзья взаимно укрепляют друг друга во взглядах и прощают друг другу мелкие недостатки. 
 
Не подавай советов в светском обществе, только себе навредишь. 
 
"Догматический тон всегда является следствием глубокого невежества". 
 
"Не старайтесь выставить богатого глупца на осмеяние - все насмешки на его стороне". 
 
Богатство иных людей приобретено ценой покоя, здоровья, чести, совести - не завидуй им. 
 
В любом деле можно разбогатеть, притворяясь честным. 
 
Тот, кого возвысила удача в игре, "не желает знаться с равными себе и льнет только к вельможам". 
 
Не удивительно, что существует много игорных домов, удивительно, как много людей, которые дают этим домам средства к существованию. "Порядочному человеку непростительно играть, рисковать большим проигрышем - слишком опасное мальчишество". 
 
"Упадок людей судейских и военного звания состоит в том, что свои расходы они соразмеряют не с доходами, а со своим положением". 
 
Столичное общество делится на кружки, "подобные маленьким государствам: у них свои законы, обычаи, жаргон. Но век этих кружков недолог - от силы два года". 
 
Тщеславие столичных жительниц противнее грубости простолюдинок. 
 
"Вы нашли преданного друга, если, возвысившись, он не раззнакомился с вами". 
 
Высокую и трудную должность легче занять, чем сохранить. "Давать обещания при дворе столь же опасно, сколь трудно их не давать". 
 
Наглость - свойство характера, врожденный порок. 
 
"К высокому положению ведут два пути: протоптанная прямая дорога и окольная тропа в обход, которая гораздо короче", 
 
Не ждите искренности, справедливости, помощи и постоянства от человека, который явился ко двору с тайным намерением возвыситься. "У нового министра за одну ночь появляется множество друзей и родственников". "Придворная жизнь - это серьезная, холодная и напряженная игра". И выигрывает её самый удачливый. 
 
"Раб зависит только от своего господина, честолюбец - от всех, кто способен помочь его возвышению". 
 
"Хороший острослов - дурной человек". От хитрости до плутовства - один шаг, стоит прибавить к хитрости ложь, и получится плутовство. 
 
Вельможи признают совершенство только за собой, однако единственное, что у них не отнимешь, это большие владения и длинный ряд предков. "Они не желают ничему учиться - не только управлению государством, но и управлению своим домом". 
 
Швейцар, камердинер, лакей судят о себе по знатности и богатству тех, кому служат. 
 
Участвовать в сомнительной затее опасно, еще опасней оказаться при этом с вельможей. Он выпутается за твой счет. 
 
Храбрость - это особый настрой ума и сердца, который передается от предков к потомкам. 
 
Не уповай на вельмож, они редко пользуются возможностью сделать нам добро. "Они руководствуются только велениями чувства, поддаваясь первому впечатлению". 
 
"О сильных мира сего лучше всего молчать. Говорить хорошо - почти всегда значит льстить, говорить дурно - опасно, пока они живы, и подло, когда они мертвы". 
 
Самое разумное - примириться с тем образом правления, при котором ты родился. 
 
У подданных деспота нет родины. Мысль о ней вытеснена корыстью, честолюбием, раболепством. 
 
"Министр или посол - это хамелеон. Он прячет свой истинный нрав и одевает нужную в данный момент личину. Все его замыслы, нравственные правила, политические хитрости служат одной задаче - не даться в обман самому и обмануть других". 
 
Монарху не хватает лишь одного - радостей частной жизни. 
 
Фаворит всегда одинок, у него нет ни привязанностей, ни друзей. 
 
"Все процветает в стране, где никто не делает различия между интересами государства и государя". 
 
В одном отношении люди постоянны: они злы, порочны, равнодушны к добродетели. 
 
"Стоицизм - пустая игра ума, выдумка". Человек в действительности выходит из себя, отчаивается, надсаживается криком. "Плуты склонны думать, что все остальные подобны им; они не вдаются в обман, но и сами не обманывают других подолгу". 
 
"Гербовая бумага - позор человечества: она изобретена, дабы напоминать людям, что они дали обещания, и уличать их, когда они отрицают это". 
 
"Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут". 
 
Нет такого изъяна или телесного несовершенства, которого не подметили бы дети, стоит им его обнаружить, как они берут верх над взрослыми и перестают с ними считаться. 
 
"Люди живут слишком недолго, чтобы извлечь урок из собственных ошибок". 
 
"Предвзятость низводит самого великого человека до уровня самого ограниченного простолюдина". 
 
Здоровье и богатство, избавляя человека от горького опыта, делают его равнодушным; люди же, сами удрученные горестями, гораздо сострадательнее к ближнему. 
 
"Человек посредственного ума словно вырублен из одного куска: он постоянно серьезен, не умеет шутить". 
 
Высокие должности делают людей великих еще более великими, ничтожных - еще более ничтожными. 
 
"Влюбленный старик - одно из величайших уродств в природе". 
 
"Найти тщеславного человека, считающего себя счастливым, так же трудно, как найти человека скромного, который считал бы себя чересчур несчастным". 
 
"Манерность жестов, речи и поведения нередко бывает следствием праздности или равнодушия; большое чувство и серьезное дело возвращают человеку его естественный облик". 
 
"Великое удивляет нас, ничтожное отталкивает, а привычка "примиряет и с теми и с другими". 
 
"Звание комедианта считалось позорным у римлян и почетным у греков. Каково положение актеров у нас? Мы смотрим на них, как римляне, а обходимся с ними, как греки". 
 
"Языки - это всего лишь ключ, открывающий доступ к науке, но презрение к ним бросает тень и на нее". 
 
"Не следует судить о человеке по лицу - оно позволяет лишь строить предположения". 
 
"Человек, чей ум и способности всеми признаны, не кажется безобразным, даже если он уродлив - его уродства никто не замечает". "Человек самовлюбленный - это тот, в ком глупцы усматривают бездну достоинств. Это нечто среднее между глупцом и нахалом, в нем есть кое-что от того и от другого". 
 
"Словоохотливость - один из признаков ограниченности". 
 
Чем больше наши ближние похожи на нас, тем больше они нам нравятся. 
 
"Льстец равно невысокого мнения и о себе, и о других". 
 
"Свобода - это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий". Кто не умеет с толком употребить свое время, тот первый жалуется на его нехватку. 
 
Любителю редкостей дорого не то, что добротно или прекрасно, а то, что необычно и диковинно и есть у него одного. 
 
"Женщина, вошедшая в моду, похожа на тот безымянный синий цветок, который растет на нивах, глушит колосья, губит урожай и занимает место полезных злаков". 
 
"Разумный человек носит то, что советует ему портной; презирать моду так же неразумно, как слишком следовать ей". 
 
"Даже прекрасное перестает быть прекрасным, когда оно неуместно". 
 
"За бракосочетание с прихожан берут больше, чем за крестины, а крестины стоят дороже, чем исповедь; таким образом, с таинств взимается налог, который как бы определяет их относительное достоинство". 
 
"Пытка - это удивительное изобретение, которое безотказно губит невиновного, если он слаб здоровьем, и спасает преступника, если он крепок и вынослив". 
 
"К распоряжениям, сделанным умирающими в завещаниях, люди относятся как к словам оракулов: каждый понимает и толкует их по-своему, согласно собственным желаниям и выгоде". 
 
"Люди никогда не доверяли врачам, и всегда пользовались их услугами". Пока люди не перестанут умирать, врачей будут осыпать насмешками и деньгами. 
 
Шарлатаны обманывают тех, кто хочет быть обманут. 
 
"Христианская проповедь превратилась ныне в спектакль", никто не вдумывается в смысл слова божьего, "ибо проповедь стала прежде всего забавой, азартной игрой, где одни состязаются, а другие держат пари". 
 
"Ораторы в одном отношении похожи на военных: они идут на больший риск, чем люди других профессий, зато быстрее возвышаются". Как велико преимущество живого слова перед писаным. 
 
Наслаждаясь здоровьем, люди сомневаются в существовании бога, равно как не видят греха в близости с особой легких нравов; стоит им заболеть, как они бросают наложницу и начинают верить в творца. 
 
"Невозможность доказать, что бога нет, убеждает меня в том, что он есть". 
 
"Если исчезнет нужда в чем-либо, исчезнут искусства, науки, изобретения, механика". 
 
Заканчивает книгу Лабрюйер словами: "Если читатель не одобрит эти "Характеры", я буду удивлен; если одобрит, я все равно буду удивляться".

Информация о работе Иной свет, или Государства и империи Луны 1657