Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:05, курсовая работа
Цель работы: понять, что такое ирония и как она используется в художественных произведениях на примере произведения Тургенева «Отцы и дети».
Задачи моей работы:
- изучить понятие «ирония» и его историю;
- определить типы и средства выражения иронии;
- выявить иронию как стилистический прием;
- объяснить использование иронии в художественном тексте;
Введение ……………………………………………………………………..3
1. Ирония……………………………………………………………………..4
1.1 Определение иронии…………………………………….…………….4 -5
1.2 История иронии и ирония как ценность культуры…………….......6 -10
1.3 Сферы функционирования иронии………………………...….......11 -12
1.4 Типы иронии…………………………………………………..........13 -16
2. Ирония как стилистический прием…………………………………….17
2.1 Определение иронии как стилистического приема…………….....17-18
2.2 Ирония в художественном тексте…………………………………19 -20
2.3 Средства выражения иронии……………………………………….21-23
3. Анализ иронии в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети»…24-26
Заключение………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………...…………......29 -31
Особой иронией отличаются уличные жаргоны, тайные воровские говоры, арго, в них с помощью иронии нередко выражается негативное отношение к общепринятым нравственным нормам [21] . Ирония в отдельных случаях выступает как способ «эстети-ческого» поведения. Такое поведение особенно характерно для романтиков и получило форму игры, где совмещаются серьезное и несерьезное, объективное и субъективное («Люцинда» Ф. Шлегеля). [19]
Среди немногочисленных
По силе идейно-эмоциональной оценки еще М. В. Ломоносов выделял три типа иронии:
1) сарказм;
2) хариентизм (ирония по поводу странного, смешного и непристойного);
3) астеизм (учтивая насмешка). В целом М. В. Ломоносов отнес иронию к виду риторического тропа. [9]
Близкое этому подразделению иронии
на виды можно встретить и у других исследователей.
Во-первых, это мягкая или добродушная ирония.А. Ф. Лосев нашел у Гомера пример подобной
иронии, когда Гера обольщала своего властительного
супруга. Во-вторых, насмешливая ирония.
Это наиболее
распространенный тип иронии, он может
заключаться, например, в том, что «кому-нибудь
или чему-нибудь приписывается черта,
которая отсутствует, и тем самым ее отсутствие
только подчеркивается». В-третьих, сарказм, который Лосев определял как «иронизирование
с некоторым издевательством». [11]
В зависимости от контекста,
на который ирония опирается,
функционируя в различных
К прикрытой иронии следует отнести юмористическую иронию, в которой осуждение, разоблачение, критика подчинены функции развлечения, оптимизации, ликования, и насмешливую иронию, которая является наиболее характерным видом прикрытой иронии. В ней социально-критический пафос дает себя знать сильнее, хотя и прячется под маской одобрения, похвалы.
Среди разновидностей прикрытой иронии заслуживает особого внимания конвенциональная. Длительное общение людей в микросреде, неизменной по своему составу, приводит к тому, что возникает контекст общих мест, круг обсужденных тем, на которые в ходе общения можно указывать, намекать, зная, что объяснять подробнее нет необходимости, возникает определенный конвенциализм, подобно известному анекдоту, где все анекдоты уже пересказаны не раз и даже пронумерованы, поэтому не обязательно это делать еще раз, можно просто назвать номер и услышать в ответ смех. В такой среде легко возникает ирония, опирающаяся на этот общий контекст, конвенциональная ирония, служащая задачам отграничения «своих» от «чужих».
Наиболее распространенным
И. Паси говорил о двойственности иронии в плане ее активности: диапазон ее активности распространяется от апатии до агрессивности, до сарказма. [17]
Так же можно выделить трагическую, драматическую иронию и саркастическую иронию. Суть драматической иронии в том, что действиями людей руководит «неведение и уверенность в противоположном тому, что в действительности произойдет, происходит, или даже уже произошло». Драматическая ирония обнаруживается в пьесах Шекспира, где герой, руководствуясь иллюзорным пониманием системы ценностей и смысла жизни, совершает поступки, приводящие его к краху. Саркастическая ирония - это «насмешка злобная и горькая, когда тот, над кем смеются, или вместе и тот, кто смеется находится в положении менее всего располагающем к смеху» [20]
По характеру критики и ее завершенности исторически сложились два вида иронии: негативная (антиномическая) и амбивалентная (диалектическая). По направленности иронической критики можно различать иронию интровертную, направленную на свое «Я» самоиронию, экстравертную, направленную на внешние по отношению к иронику предметы и явления, и гармоническую (бимодальную).
Таким образом можно сделать вывод, что существует огромное количество классификации и подходов к классификации иронии. Так как ирония, как мы уже выяснили, проявляется во многих сферах общения, в различных видах текстов то и классифицировать ее можно по-разному, принимая во внимание либо ту сферу, где она используется, либо оттенок, который она в себе несет.
Ирония — это стилистический прием, посредством которого в каком-либо слове появляется взаимодействие двух типов лексических значений: предметно-логического и контекстуального, основанного на отношении противоположности (противоречивости). Для стилистической иронии иногда необходим широкий контекст. Термин «ирония», как стилистический приём, не следует смешивать с общеупотребительным словом «ирония», обозначающим насмешливое выражение. [5]
Так же иронию не следует смешивать с юмором. Как известно, юмор — это такое качество действия или речи, которое обязательно возбуждает чувство смешного. Юмор — явление психологического характера. Ирония не обязательно вызовет смех. В предложении "How clever it is", где интонационное оформление всего предложения дает слову clever — обратное значение — stupid не вызывает чувства смешного. Наоборот, здесь может быть выражено и чувство раздражения, недовольства, сожаления и др. Юмор может использовать иронию как один из своих приемов, и в этом случае ирония, естественно, будет вызывать смех.
Смешное обычно является результатом неоправданного ожидания, некоторого столкновения положительного и отрицательного. В этом смысле ирония как языковый прием имеет много общего с юмором. Использование контекстуальных значений, обратных основным предметно-логическим, также есть своеобразное сталкивание положительного и отрицательного, причем это столкновение всегда бывает неожиданным. Вот почему чаще всего ирония вызывает чувство смешного. Таким образом, основная функция иронии (хотя, как было указано выше, и не исключительная) — вызвать юмористическое отношение к сообщаемым фактам и явлениям.
Ирония иногда используется в целях создания более тонких, едва уловимых оттенков модальности, т. е. выявления отношения автора к фактам действительности. В этом случае ирония не столь прямолинейно реализует отношение контекстуального значения слова к предметно-логическому. [5]
2.2 Ирония в художественном тексте.
В сфере художественной культуры ирония выполняет собственно художественные функции. Одной из существенных особенностей иронии, используемой в художественной литературе, является ее проникновение в художественный метод, где она имеет важные рядообразующие функции. Одним из первых эту особенность обнаружил К. Зольгер.[18]
В художественном
творчестве происходит
В. Маяковскому с его острым чувством фальши, отвращением к наигранности, ложному пафосу, ирония была нужна, чтобы «прокалить все существующее в огне, обжечь его со всех сторон, чтобы сгорело все ложное, весь шлак и мусор, вся фальшивая декоративность предметов», поэтому ирония у него «не убивает... внутреннего плюса, но как бы дезинфицирует образ, освобождает его от сентиментальной корки». [13]
Великолепная ирония часто заключается в эпиграфах. Известный историк-медиевист М. И. Стеблин-Каменский употребил в книге о «Мифе» следующую цитату из А. П. Чехова: «Из записок старой собаки: «Люди не едят помоев и костей, которые выбрасывают кухарки. Глупцы!» [23]
Большую
роль играет ирония в
2.3 Средства выражения иронии.
Основными средствами выражения иронии являются:
1) В устном межличностном общении паралингвистические средства - жесты или кинесика (мимика, пантомима, жестикуляция), интонация (ударение, паузы, тембр, мелодика речи) Г. В. Колшанский выделяет такие черты паралингвистических явлений, как обусловленность (конвенциональность) и естественность, произвольность и непроизвольность, универсальность и национальная специфика. Паралингвистические средства межличностного общения по мере развития и совершенствования звуковой речи отступают на задний план как выразители рациональной информации. Они почти полностью вытеснены из официальных форм общения, однако в разговорной, простонародной речи широко используются. Они употребляются для выражения эмоционально-ценностных установок, отношений и нередко это происходит непроизвольно.
Проявление иронии в
устном межличностном общении имеет
преимущественно вербально-
2) В устном и письменном межличностном общении нередко применяются и лингвистические, большей частью стилистические средства, такие как постоянные эпитеты, неологизмы и архаизмы, смешение стилей и сказовые формы повествования, но они часто подкрепляются паралингвистическими средствами, когда нет уверенности, что собеседник-реципиент владеет контекстом, соответствующей параинформацией, дополняющей основную и позволяющей правильно понять второй план иронии.
Для выражения иронии применяются также грамматические и морфологические средства. Так, например, ирония может быть выражена через употребление эмоционально-экспрессивных слов, имеющих уменьшительно-ласкательные суффиксы (например: «работнички», «зданьице») [18]
В художественных
С поверхностной точки зрения
ироническое высказывание, воспринимаемое
вне контекста иронической
Существуют различные формы выражения иронии: иносказание, эзопов язык, аллегория, притча, полупрозрачный псевдоним, перифраз, аллюзия, цитация. Нет возможности приводить примеры на каждую из этих форм.