Ирония как стилистический прием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: понять, что такое ирония и как она используется в художественных произведениях на примере произведения Тургенева «Отцы и дети».
Задачи моей работы:
- изучить понятие «ирония» и его историю;
- определить типы и средства выражения иронии;
- выявить иронию как стилистический прием;
- объяснить использование иронии в художественном тексте;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
1. Ирония……………………………………………………………………..4
1.1 Определение иронии…………………………………….…………….4 -5
1.2 История иронии и ирония как ценность культуры…………….......6 -10
1.3 Сферы функционирования иронии………………………...….......11 -12
1.4 Типы иронии…………………………………………………..........13 -16
2. Ирония как стилистический прием…………………………………….17
2.1 Определение иронии как стилистического приема…………….....17-18
2.2 Ирония в художественном тексте…………………………………19 -20
2.3 Средства выражения иронии……………………………………….21-23
3. Анализ иронии в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети»…24-26
Заключение………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………...…………......29 -31

Файлы: 1 файл

готовый курсач.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

        Особой иронией отличаются уличные жаргоны, тайные воровские говоры, арго, в них с помощью иронии нередко выражается негативное отношение к общепринятым нравственным нормам [21] . Ирония в отдельных случаях выступает как способ «эстети-ческого» поведения. Такое поведение особенно характерно для романтиков и получило форму игры, где совмещаются серьезное и несерьезное, объективное и субъективное («Люцинда» Ф. Шлегеля). [19]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 4 Типы иронии.

          Среди немногочисленных попыток  систематизации видов иронического  отношения представляет определенный  интерес типология иронии, предложенная  английским ученым Р. Х. Брауном, хотя его концепцию трудно принять полностью. Он предлагал выделить: а) риторическую иронию; б) иронию поведения; в) иронию событий; г) драматическую, или диалектическую, иронию. Эта типология основана на социологическом подходе и практически не учитывает различий видов иронии, применяющихся в других сферах культуры. [1]

          По силе идейно-эмоциональной  оценки еще М. В. Ломоносов выделял три типа иронии:

1) сарказм;

2) хариентизм (ирония по поводу странного, смешного и непристойного);

3) астеизм (учтивая насмешка). В целом М. В. Ломоносов отнес иронию к виду риторического тропа. [9]

        Близкое этому подразделению иронии на виды можно встретить и у других исследователей. Во-первых, это мягкая или добродушная ирония.А. Ф. Лосев нашел у Гомера пример подобной иронии, когда Гера обольщала своего властительного супруга. Во-вторых, насмешливая ирония. 
         Это наиболее распространенный тип иронии, он может заключаться, например, в том, что «кому-нибудь или чему-нибудь приписывается черта, которая отсутствует, и тем самым ее отсутствие только подчеркивается». В-третьих, сарказм, который Лосев определял как «иронизирование с некоторым издевательством». [11]

            В зависимости от контекста,  на который ирония опирается,  функционируя в различных сферах, можно выделить два основных типа: 1) ирония, в которой разум преобладает над чувствами (эта ирония осторожна, как бы заметает следы, опирается на узкий контекст, понятный немногим, и едва намекает на контекст истинной оценки - прикрытая ирония); 2) ирония, в которой чувства довлеют над разумом (она опирается на широкий контекст, не скрывает свою оценку, клеймит язвительной улыбкой объект и в то же время сомневается в возможности устранения выявленных недостатков - открытая ирония). Отличаются они степенью выявления основного смысла. В прикрытой иронии субъект прячет свою негативную оценку и одновременно выявляет ее через контекст, степень опосредованности этого намека достаточно велика. Открытая ирония не скрывает своей негативной оценки, на нее указывается через непосредственный общеизвестный контекст, хотя смысл высказывания ей формально противоречит. Тот и другой виды иронии имеют подвиды, разновидности.

            К прикрытой иронии следует  отнести юмористическую иронию, в которой осуждение, разоблачение, критика подчинены функции развлечения, оптимизации, ликования, и насмешливую иронию, которая является наиболее характерным видом прикрытой иронии. В ней социально-критический пафос дает себя знать сильнее, хотя и прячется под маской одобрения, похвалы.

Среди разновидностей прикрытой иронии заслуживает особого внимания конвенциональная. Длительное общение людей в микросреде, неизменной по своему составу, приводит к тому, что возникает контекст общих мест, круг обсужденных тем, на которые в ходе общения можно указывать, намекать, зная, что объяснять подробнее нет необходимости, возникает определенный конвенциализм, подобно известному анекдоту, где все анекдоты уже пересказаны не раз и даже пронумерованы, поэтому не обязательно это делать еще раз, можно просто назвать номер и услышать в ответ смех. В такой среде легко возникает ирония, опирающаяся на этот общий контекст, конвенциональная ирония, служащая задачам отграничения «своих» от «чужих».

          Наиболее распространенным видом  открытой иронии является риторическая ирония. Она не обращена ни к кому и ко всем окружающим вместе, она театральна, субъект иронии как бы рассуждает сам с собой. Поэтому риторическая ирония опирается на неопределенный широкий контекст, понятный окружающим. Она не столько осмеивает, сколько выражает удивление перед парадоксом, которого быть не должно. [17]

          И. Паси говорил о двойственности иронии  в плане ее активности: диапазон ее активности распространяется от апатии до агрессивности, до сарказма. [17]

           Так же можно выделить трагическую, драматическую иронию и саркастическую иронию. Суть драматической иронии  в том, что действиями людей руководит «неведение и уверенность в противоположном тому, что в действительности  произойдет, происходит, или даже уже произошло». Драматическая ирония обнаруживается в пьесах Шекспира, где герой, руководствуясь иллюзорным пониманием системы ценностей и смысла жизни, совершает поступки, приводящие его к краху. Саркастическая ирония - это «насмешка злобная и горькая, когда тот, над кем смеются, или вместе и тот, кто смеется находится в положении менее всего располагающем к смеху» [20]

        По характеру критики и ее завершенности исторически сложились два вида иронии: негативная (антиномическая) и амбивалентная (диалектическая). По направленности иронической критики можно различать иронию интровертную, направленную на свое «Я» самоиронию, экстравертную, направленную на внешние по отношению к иронику предметы и явления, и гармоническую (бимодальную).

         Таким образом можно сделать вывод, что существует огромное количество классификации и подходов к классификации иронии. Так как ирония, как мы уже выяснили, проявляется во многих сферах общения, в различных видах текстов то и классифицировать ее можно по-разному, принимая во внимание либо ту сферу, где она используется, либо оттенок, который она в себе несет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ирония как стилистический прием.
    1. Определение иронии как стилистического приема.

         Ирония — это стилистический прием, посредством которого в каком-либо слове появляется взаимодействие двух типов лексических значений: предметно-логического и контекстуального, основанного на отношении противоположности (противоречивости). Для стилистической иронии иногда необходим широкий контекст. Термин «ирония», как стилистический приём, не следует смешивать с общеупотребительным словом «ирония», обозначающим насмешливое выражение. [5]

           Так же иронию не следует смешивать с юмором. Как известно, юмор — это такое качество действия или речи, которое обязательно возбуждает чувство смешного. Юмор — явление психологического характера. Ирония не обязательно вызовет смех. В предложении "How clever it is", где интонационное оформление всего предложения дает слову clever — обратное значение — stupid не вызывает чувства смешного. Наоборот, здесь может быть выражено и чувство раздражения, недовольства, сожаления и др. Юмор может использовать иронию как один из своих приемов, и в этом случае ирония, естественно, будет вызывать смех.

           Смешное обычно является результатом неоправданного ожидания, некоторого столкновения положительного и отрицательного. В этом смысле ирония как языковый прием имеет много общего с юмором. Использование контекстуальных значений, обратных основным предметно-логическим, также есть своеобразное сталкивание положительного и отрицательного, причем это столкновение всегда бывает неожиданным. Вот почему чаще всего ирония вызывает чувство смешного. Таким образом, основная функция иронии (хотя, как было указано выше, и не исключительная) — вызвать юмористическое отношение к сообщаемым фактам и явлениям.

             Ирония иногда используется в целях создания более тонких, едва уловимых оттенков модальности, т. е. выявления отношения автора к фактам действительности. В этом случае ирония не столь прямолинейно реализует отношение контекстуального значения слова к предметно-логическому. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Ирония в художественном тексте.

         В сфере художественной культуры ирония выполняет собственно художественные функции.  Одной из существенных особенностей иронии, используемой в художественной литературе, является ее проникновение в художественный метод, где она имеет важные рядообразующие функции. Одним из первых эту особенность обнаружил К. Зольгер.[18]

         В художественном  творчестве происходит объективация  субъективных замыслов, чувств и настроений художника, сопровождающаяся своеобразным психологическим очуждением, чувством дистанции автора по отношению к завершенному произведению, как это было типично для романтиков. Объективированный замысел начинает самостоятельную, независимую от автора жизнь, обусловленную логикой характера героя, жизненной правдой. Известно свидетельство А. С. Пушкина о «неожиданном» для него поступке Татьяны. В отношении художника к герою смешиваются чувства восхищения своим детищем и ирония. Б. Г. Реизов замечает, что «герой оторвался от автора, из выразителя его чувств он превратился в предмет его осмеяния, он стал явлением объективной действительности, которое нужно изучить и описать, чтобы преодолеть». [14]

             В. Маяковскому с его острым чувством фальши, отвращением к наигранности, ложному пафосу, ирония была нужна, чтобы «прокалить все существующее в огне, обжечь его со всех сторон, чтобы сгорело все ложное, весь шлак и мусор, вся фальшивая декоративность предметов», поэтому ирония у него «не убивает... внутреннего плюса, но как бы дезинфицирует образ, освобождает его от сентиментальной корки». [13]

       Великолепная  ирония часто заключается в  эпиграфах. Известный историк-медиевист М. И. Стеблин-Каменский употребил в книге о «Мифе» следующую цитату из А. П. Чехова: «Из записок старой собаки: «Люди не едят помоев и костей, которые выбрасывают кухарки. Глупцы!» [23]

         Большую  роль играет ирония в художественной  критике. Активно использовали иронию русские критики, стремившиеся воспитывать художественные вкусы публики в свете тех систем ценностей, которых они придерживались. Так, Белинский в борьбе за позитивистски-народнические идеалы часто употреблял иронию, ибо она давала богатые возможности для литературной и общественно-политической полемики в условиях подцензурной печати.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Средства выражения иронии.

Основными средствами выражения  иронии являются:

           1) В устном межличностном общении паралингвистические средства - жесты или кинесика (мимика, пантомима, жестикуляция), интонация (ударение, паузы, тембр, мелодика речи) Г. В. Колшанский выделяет такие черты паралингвистических явлений, как обусловленность (конвенциональность) и естественность, произвольность и непроизвольность, универсальность и национальная специфика. Паралингвистические средства межличностного общения по мере развития и совершенствования звуковой речи отступают на задний план как выразители рациональной информации. Они почти полностью вытеснены из официальных форм общения, однако в разговорной, простонародной речи широко используются. Они употребляются для выражения эмоционально-ценностных установок, отношений и нередко это происходит непроизвольно.

Проявление иронии в  устном межличностном общении имеет  преимущественно вербально-паралингвистический  характер, причем вербальным каналом передается псевдоинформация, паралингвистическим - основная, истинная информация (или ключ к ней).

         2) В устном и письменном межличностном общении нередко применяются и лингвистические, большей частью стилистические средства, такие как постоянные эпитеты, неологизмы и архаизмы, смешение стилей и сказовые формы повествования, но они часто подкрепляются паралингвистическими средствами, когда нет уверенности, что собеседник-реципиент владеет контекстом, соответствующей параинформацией, дополняющей основную и позволяющей правильно понять второй план иронии.

        Для выражения иронии применяются также грамматические и морфологические средства. Так, например, ирония может быть выражена через употребление эмоционально-экспрессивных слов, имеющих уменьшительно-ласкательные суффиксы (например: «работнички», «зданьице») [18]

         В художественных произведениях,  опосредующих межличностное общение автора и публики, есть свои специфические средства выражения иронии, такие как авторские указания, ремарки, цитации, кавычки, курсив и каламбуры. В пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня» Астров говорит Войницкому: «Вот ты глядишь на меня с иронией, и все, что я говорю, тебе кажется несерьезным и... быть может, это в самом деле чудачество, но, когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которые я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножечко и в моей власти, и что если чрез тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я. Когда я сажаю березку и потом вижу, как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью, и я... (увидев работника, который принес на подносе рюмку водки). Однако... (пьет) мне пора...» Здесь в одном случае сам Астров указывает на иронию Войницкого, в другом - она возникает из противоречия высокопарных его рассуждений и рюмки водки, о которой говорится в ремарке. [18]

           С поверхностной точки зрения  ироническое высказывание, воспринимаемое  вне контекста иронической установки,  как правило, содержит сравнение ценностных позиций субъекта и объекта оценки и вывод в пользу субъекта, ироника, ибо он - высший судья, присвоивший себе право и казнить, и миловать. Он полагает свой вкус непогрешимым и абсолютным мерилом для любых оценок.

       Существуют различные формы выражения иронии: иносказание, эзопов язык, аллегория, притча, полупрозрачный псевдоним, перифраз, аллюзия, цитация. Нет возможности приводить примеры на каждую из этих форм.

Информация о работе Ирония как стилистический прием