Искусство эпических сказителей (жонглеров Средневековой Франции)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:12, доклад

Описание работы

Средние века - длительный период всемирной истории, простирающейся с конца V в. до XV в., соединяющий античность с эпохой Возрождения. Началом средневековой истории условно принято считать 476 г., когда произвело окончательное падение Римской империи в результате многочисленных восстаний рабов и выступлений плебса, а также под натиском варварских племен, вторгшихся о севера на Апеннинский полуостров. Завершением средневековья стал Ренессанс античной культуры, начавшийся в Италии с середины XIV в., а во Франции - с начала XVI в.

Файлы: 1 файл

доклад по Ист Зар Литу.docx

— 20.57 Кб (Скачать файл)

Искусство эпических сказателей (жонглеров  Средневековой Франции)

Средние века - длительный период всемирной  истории, простирающейся с конца V в. до XV в., соединяющий античность с  эпохой Возрождения. Началом средневековой  истории условно принято считать 476 г., когда произвело окончательное  падение Римской империи в  результате многочисленных восстаний  рабов и выступлений плебса, а  также под натиском варварских племен, вторгшихся о севера на Апеннинский полуостров. Завершением средневековья стал Ренессанс античной культуры, начавшийся в Италии с середины XIV в., а во Франции - с начала XVI в. Средневековье характеризовалось господством христианской религии, аскетизмом, разрушением античных памятников, забвением гуманистических идей во имя религиозной догмы.

Французский историк Жак ле Гофф так характеризует ментальность средневекового человека: «Конечно, и в раннее средневековье непосредственной целью человеческой жизни и борьбы была земная жизнь, земная власть. Однако ценности, во имя которых люди тогда жили и сражались, были ценностями сверхъестественными - Бог, град Божий, рай, вечность, пренебрежение суетным миром и т.д. (характерен пример Иова - человека, сраженного по воле Бога). Культурные, идеологические, экзистенциальные помыслы людей были устремлены к небесам».

Наконец, именно в средние века возникли литературные жанры, существующие и поныне: роман, сонет, баллада, мадригал, канцона и  другие.

Средневековье в историческом процессе до недавнего  времени трактовалось как упадок в искусстве и литературе, - сейчас этот взгляд представляется устаревшим. В средние века словесные и  пластические искусства имели свою специфическую особенность - анонимность. В большинстве случаев невозможно назвать автора произведений. Они  создавались коллективным народным гением, как правило, на протяжении длительного времени, зачастую в  течение нескольких столетий, талантом и подвижничеством многих поколений. Другой характерной чертой средневековых  литературных памятников явилось наличие  так называемых «бродячих сюжетов», в силу того, что эпические песни  распространялись изустно, они получили признание у разных народов, населявших Европу, но каждый народ вносил в  рассказы о подвигах героев оригинальные подробности, по-своему истолковывал героический  и нравственный идеал.

Ведущим жанром средневековой литературы были эпические поэмы, возникшие на заключительном этапе формирования наций и объединения  их в государства под эгидой короля. Средневековая литература любого народа уходит своими корнями в глубокую древность. Мифы и исторические факты, легенды и предания о чудесах  и подвигах на протяжении многих поколений  постепенно синтезируются в героический  эпос, в котором находит свое отражение  длительный процесс становления  национального самосознания. Эпос формирует  знание народа об историческом прошлом, а эпический герой воплощает  идеальное представление народа о себе самом.

В эпических сказаниях средневековья  очень важную роль всегда играет верный вассал своего сюзерена. Таков герой  французской «Песни о Роланде», не пожалевший своей жизни ради служения королю Карлу Великому. Он во главе  небольшого отряда франков в Ронсевальском ущелье отражает нападение многотысячного сарацинского войска. Умирая на поле битвы, герой прикрывает телом свои воинские доспехи, ложится лицом к врагам, «чтобы Карл сказал своей дружине славной, что граф Роланд погиб, но победил».

Роланд - герой многочисленных песен о одеяниях, так называемых chansons de geste, исполнявшихся народными певцами, которых именовали жонглерами. Вероятно, они не повторяли механически текст песен, но нередко вносили что-то свое. Текст песен разделялся на отдельные тирады, каждая из которых завершалась восклицанием «Аой!». Это косвенно свидетельствует о том, что «Песнь о Роланде» пелась жонглёрами. В основу памятника народной поэзии положены исторические события, существенно переосмысленные. В 778 г. король франков Карл совершил поход за Пиренеи ради богатой добычи. Нашествие франков продолжалось несколько недель. Затем войско Карла отступило, но баски напали в ущелье Ронсеваль на ариергард, которым командовал племянник короля Хруодланд. Силы были неравные, отряд франков был разгромлен, а Хруодланд погиб. Карл, возвратившийся с многочисленным войском, отомстил за смерть племянника.

Народные  сказители всему произошедшему  придали исключительный характер.

Недолгий  поход превратился в семилетнюю войну, цель которой в интерпретации  жонглеров стала исключительно  благородной: Карл хотел обратить неверных сарацин в христианскую веру. Король изрядно постарел, в песне говорится, что седобородому старцу двести лет. Это подчеркивает его величие  и благородство. Сарацины были собирательным  наименованием арабских племён, вторгшихся на Пиренейский полуостров.

Они были мусульманами, а не язычниками. Но для сказителей они были просто нехристями, которых должно наставить на путь истинной веры.

«Песнь  о Роланде» складывалась на протяжении почти четырех столетий. Реальные подробности отчасти были забыты, но усиливался её патриотический пафос, идеализировался король как символ нации и государства, прославлялся подвиг во имя веры и народа.

Для персонажей поэмы в высшей степени  характерна вера в бессмертие, которое  герой обретает благодаря своим  героическим деяниям. Любопытно, что  в Европе повсеместно возникла традиция устанавливать на фасадах скульптуру могучего Роланда, опирающегося на свой меч. Рыцарь воспринимался защитником дома от всех иноземных недругов.

По  определению выдающегося ученого  академика В.И. Жирмунского: «Эпос представляет историческое прошлое народа в масштабах героической идеализации» . Действительно, в эпических сказаниях разных народов воссоздан идеальный портрет рыцаря, который наиболее полно и всесторонне выражает идеи преданности служения национальной идее, само служение имеет религиозную окраску, ибо даже форма меча и креста сходна.

Основной  пафос средневековых эпических  сказаний, будь то «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде» или «Слово о  полку Игореве», - призыв к консолидации нации, сплочению вокруг сильной  центральной власти

На  смену героическому эпосу раннего  средневековья в двенадцатом  столетии приходит новый жанр - роман, которому суждена была долгая жизнь  в искусстве - вплоть до наших дней. В средневековом романе главным  действующим лицом оставался  рыцарь, однако облик его и внутренний мир претерпели существенные изменения. Будучи эпическим героем, рыцарь покорял  своей молодецкой удалью, которую  он неустанно демонстрировал, сражаясь с чужеземными иноверцами. Таков  был Роланд - племянник и верный вассал своего короля, Карла Великого. Предсмертные речи отважного воина  Роланда обращены к Богу и Королю. Но вот что удивительно: погибающий, рыцарь так и не вспомнил о своей  невесте Альде, сестре его соратника и друга Оливьера. Узнав о гибели возлюбленного, Альда умерла с горя, о чем, впрочем, без особых подробностей и деталей сообщает сказитель, назвавший себя Турольдом, хотя о нем тоже мало что известно. Вряд ли он был автором «Песни о Роланде», скорее прославился, будучи талантливым жонглёром, который мог позволить себе оставить свое имя в тексте. Но в целом героический эпос - подчеркнём еще раз - результат созданий коллективного народного гения.

Рыцарский роман многое воспринял из героического эпоса, но вместе с тем новый эпический  жанр отталкивался от седой старины.

Прежде  всего рыцарский роман имел своего автора. Другое дело, что на один и тот же сюжет сочинялось порой множество романов, как например, романы о любви Тристана и Изольды. Случалось, что иногда имена создателей терялись, как это произошло с прелестной старофранцузской повестью «Окассен и Николет». Однако картина мира предстает в рыцарском романе в авторском восприятии. Повествователю в рассказе принадлежит чрезвычайно актуальная роль, он, как это будет впоследствии у Байрона в «Дон Жуане» или у Пушкина в «Евгении Онегине», коснется до всего слегка и будет с толком рассуждать на разные темы, в зависимости от того, в какие передряги попадает рыцарь. Герой рыцарского романа в доблести не уступает герою эпическому. Ратного искусства у него хоть отбавляй, ибо он запросто в одиночку сражается с целым полчищем супостатов. Но воюет он теперь не столько за короля, сколько ради славы, которая ему необходима, чтобы завоевать сердце Прекрасной Дамы, во имя которой он совершает множество подвигов.

 

Отношения же рыцаря с королём тоже несколько  изменились. Благородный паладин  своего короля, оставаясь вассалом, обретает нередко несколько иной статус: друга и наперсника монарха. Порой рыцарь по приказанию короля совершает подвиг, но связан героический  поступок не с политикой, а личной жизнью. Например, Тристан отправляется на завоевание Изольды. В отличие  от Роланда, герои рыцарских романов  непременно влюблены, любовь движет ими, заставляя вызывать на поединок всякого  рода злодеев и чудовищ, сражаться  с могучими великанами и коварными  карликами. Подвиг обретает личностный смысл, героика становится первейшим  способом самоутверждения.

Однако, как уже говорилось, одной храбрости  недостаточно. К героическому идеалу в рыцарском романе присоединился  идеал эстетический.

Каков был ликом своим Роланд, сквозь забрало было и не разглядеть, а  в рыцарском романе герой, будь то Тристан или Ланселот, обязательно хорош собой. Точно так же он всегда учтив, обходителен, щедр, сдержан в выражении чувств. Изысканные манеры убеждают в благородном происхождении героя. Рыцарь знатен, поэтому уже своим поведением он возвышается над подлым людом.

 

Авторы  рыцарских романов - труверы, от французского trouverer -  «искать», «находить», «придумывать». Труверы по существу сочиняли занимательные сказки о бесконечных приключениях рыцаря.

Рыцарский роман распространялся по территориям  будущей Германии и Франции, с  лёгкостью преодолевая языковый барьер. Возникло множество романов  о приключениях рыцарей круглого стола при дворе короля Артура. Источником послужила книга Гальфрида Монмутского «История королей Британии» (около 1137 г.), ставшая широко популярной во Франции.

 

 


Информация о работе Искусство эпических сказителей (жонглеров Средневековой Франции)