Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:24, творческая работа
Разногласия отцов и детей существовали всегда. Молодое поколение всегда хочет жить вне правил, хочет быть независимым от традиций и принятых норм, старшее поколение же, в свою очередь, отстаивает принятые устои, отстаивает свою историю, свою жизнь. Вспомнить хотя бы роман Тургенева «Отцы и дети».
Эссе на тему: «Испытания человеческой души (конфликт отцов и детей в «Донских рассказах» М.А.Шолохова)
«Донские рассказы» Шолохова-это разоблачение кровопролитной, жестокой, безнравственной гражданской войны, столкновение братьев, детей и родителей, близких друзей, которое перечеркнуло жизнь не одного поколения.
Разногласия отцов и детей существовали всегда. Молодое поколение всегда хочет жить вне правил, хочет быть независимым от традиций и принятых норм, старшее поколение же, в свою очередь, отстаивает принятые устои, отстаивает свою историю, свою жизнь. Вспомнить хотя бы роман Тургенева «Отцы и дети». Конфликт Базарова и Павла Кирсанова - это не просто семейные разногласия, это конфликт идеологий, конфликт взглядов и мнений, который разгорается между представителями разных поколений. Автор проводит Базарова и его теорию через испытание самой жизнью и показывает, что разрушение и отрицание всего старого, чего так желала Евгений Базаров, невозможно. Старшее поколение веками собирало по крупицам мудрость, чтобы потом передать ее потомкам, и никакая теория не в силах разрушить этот вечный двигатель. Или, например, произведение Гоголя «Тарас Бульба», где как раз отрицание приоритетов предков повлекло за собой и конфликт общественный, и конфликт семейный. Андрий пренебрег заветом отца защищать Родину любой ценой и пошел вслед за любовью, чего Тарас не мог ни понять, ни принять.
Однако
Шолохов в своем описании
Особо явственно семейный конфликт раскрывается в четырех рассказах, которые можно разделить на две группы: «Родинка» и «Червоточина»; «Продкомиссар» и «Бахчевник».
Если в первой группе отцы и дети убивают друг друга без ведома, по воле судьбы, как, например, герой рассказа «Родинка», который опознает своего сына только после того, как сам же его убил и ,не сумев простить себе сделанного, кончает жизнь самоубийством, то во второй группе это уже осознанный выбор. Как ,например, в рассказе «Бахчевник»,где сын не выдержав жестокости отца по отношению к матери и брату, убивает его. Шолохов показывает два человеческих типажа на войне. Человек, который идет за идеологией, но где-то в глубине души все же сохраняет то человечное, гуманное, христианское, что заложено с детства и передается с молоком матери. И человек, который кроме лозунга в своей жизни больше ничего не имеет. Его мир ограничивается словами партии, на мыслительную, а уж тем более духовную, деятельность он не способен. Шолохов показал внутреннее разрушение общества. Подкосив на корню, выбив из-под ног почву у народа - веру, коммунисты получили возможность управлять не только телами, но и умами людей. Человек, которому запрещают верить в Бога, поверит в партию и будет делать то, что прикажут. В душе больше не остается места морали, его заполняет жестокость и жадность. И наряду с описанием общественной деградации, автор задается вопросом: «А что же может спасти человека, его душу?» И ответ дает в заключительном рассказе сборника «Чужая кровь». Любовь к ближнему, забота о нем возрождает душу даже самого черствого и грубого человека. И здесь снова Шолохов возвращается к теме веры, ведь одной из главных заповедей христианства является забота о ближнем, о страждущем. А значит, только живя по моральным законам, следуя воле своего сердца, можно сохранить в себе то, что делает человека человеком.
Таким образом, начиная свой цикл «Донские рассказы» «Родинкой», где показаны бессмысленность войны, ее роль в разрушении кровных, родственных связей между людьми, М.А.Шолохов венчает собрание рассказов произведением «Чужая кровь», где указывает путь к восстановлению и возрождению измученной человеческой души, путь следования заповедям Господним, покаяния ,смирения и прощения.
С его мыслями и выводами солидарен и поэт ХХ века С.А.Есенин, подтвердивший в стихотворении «Несказанное, синее, нежное…» что прав тот, кто сумел стать выше личной обиды:
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.