Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:27, контрольная работа
Истоки башкирской литературы восходят к древнетюркским руничным и письменным памятникам типа орхоно-енисейских надписей и к рукописным произведениям 11 в. на языке тюрки ("Дивану лугат ат-тюрк" М. Кашгари, "Кутадгу билик" Ю. Баласагуни). О булгарском периоде развития башкирской литературы (11-13 вв.) свидетельствуют башкирские легенды об алпах (великанах), журавлях, дошедшие до наших дней в устной и письменной форме; путевые записки арабского путешественника Ибн-Фадлана, книга Якуба ибн-Нугмана "Таварихи Булгария" ("История Булгарии", 12 в.).
Письменное наследие прошлого и этапы развития башкирской литературы
Ранние этапы письменного
Характерным образцом литературы булгарского периода, является созданная в XIII в. романтическая поэма «Кисса- и Йусуф» Кул-Гали, посвященная поиску справедливого общества, показу чистой, беззаветной любви.
Такие дастаны, как «Хосров и Ширин» (1341-1342) Кутби, «Джумджума султан» (1391-1392) Катиба, «Мухаббатнаме» (1353-1354) Хорезми, «Гулистан бит-тюрки» (1391-1392) С. Сараи и др. произведения являются общим наследием таких тюркских народов, как башкиры, казахи, ногайцы, татары, узбеки.
В конце первой половины XIX в. распространилась суфийская поэзия. Видными ее представителями являются башкирские поэты - Т. Ялсыгул аль-Башкорди, Г. Усман, М. Кутуш Кыпсаки, А. Каргалы, Х. Салихов, Ш. Заки, Г. Сокорой.
Во второй половине XIX в. в башкирской литературе началось развитие просветительского направления. Видными представителями просветительского движения в Башкортостане стали М. Уметбаев, Р. Фахретдинов, М. Акмулла,. Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в Республике Башкортостан, в Российской Федерации, но и в странах СНГ. Везде, где прошёл жизненный путь Акмуллы считают его своим земляком. Такое признание он заслужил за свое глубокое уважение ко всем народам, за его интернационализм, за его прогрессивные идеи, за его творчество.
После Октябрьской
революции в башкирской литературе
появилось два направления: национально-патриотическое,
ратующее за башкирскую автономию, за
самостоятельное развитие национальной
культуры и революционно-
В 1920 году после разгона большевиками
Башкирского правительства, убийства
Ш. Бабича литература национально-патриотического
направления перестала
Великая Отечественная война изменила тематику башкирской литературы. Многие писатели, во-первых, ушли на фронт. Оставшиеся писатели, наряду с традиционными темами довоенных лет, приступили к созданию очерков, новелл, рассказов о войне, ее героях.
В послевоенные годы начинается новый этап в развитии башкирской литературы. Во-первых, в литературу приходит новое пополнение, прошедшее войну. Это такие писатели, как М. Карим, Я. Кулмуй, Н. Наджми, Х. Гиляжев. Они приносят в литературу новые темы, новые проблемы. Во-вторых, в литературу пришла талантливая молодежь. Это такие поэты, как Р. Гарипов, Р. Сафин, А. Игебаев, позднее Р. Бикбаев, А. Вахитов, И. Киньябулатов и др.
В 50-70 годы появляются монументальные произведения эпического жанра. Это известные романы З. Биишевой («Униженные», «У большого Ика», «Емеш»), Я. Хамматова («Золото собирается крупицами», «Акман-тукман», «Грозовое лето»), Х. Давлетшиной «Иргиз», Дж. Киекбаева «Родные и знакомые» др.
В 70-80 годах появляются исторические романы Г. Ибрагимова «Кинзя», К. Мэргэна «Крылья беркута», А. Хакимова «Плач думбры» и др. Лучшие традиции башкирской литературы прошлых лет продолжают современные писатели и поэты. В произведениях М. Карима, Р. Султангареева, Б. Нугуманова, Ф. Тугузбаевой, Г. Юнусовой, Г. Давляди, Д. Шарафетдинова и других, написанных в последние годы, делается попытка осмыслить и оценить современность, ее проблемы и героев.