Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 21:23, реферат
По своему типу роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение центростремительное. В центре системы его художественных образов находится один персонаж – Григорий Александрович Печорин, все остальные герои располагаются вокруг него, помогая раскрытию этого характера.
На протяжении всего романа автор сопоставляет Печорина с другими персонажами произведения, формируя из них пары. Это помогает Лермонтову отчетливее и полнее показать характер «героя времени», высветить все нюансы его противоречивой натуры. Так, в романе мы встречаем следующие пары: Печорин - Максим Максимович («антипод»), Печорин - Грушницкий («пародия»), Печорин - Вулич («фаталист»), Печорин-Вернер («друг»), Печорин - женские образы («любовь»), Печорин - горцы («естественные люди») и другие.
«История души человеческой»в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Одни скажут: он
был добрый малый, другие - мерзавец.
И то и другое будет ложно.
М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.
По своему типу роман М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени» - произведение центростремительное.
В центре системы его художественных образов
находится один персонаж – Григорий Александрович
Печорин, все остальные герои располагаются
вокруг него, помогая раскрытию этого
характера.
На протяжении всего романа автор сопоставляет
Печорина с другими персонажами произведения,
формируя из них пары. Это помогает Лермонтову
отчетливее и полнее показать характер
«героя времени», высветить все нюансы
его противоречивой натуры. Так, в романе
мы встречаем следующие пары: Печорин
- Максим Максимович («антипод»), Печорин
- Грушницкий («пародия»), Печорин - Вулич
(«фаталист»), Печорин-Вернер («друг»),
Печорин - женские образы («любовь»), Печорин
- горцы («естественные люди») и другие.
В результате сочетания в романе многих
новаторских приемов (нехронологической
композиции, приема исповеди, «парного
сравнения» героев и т.д.) перед нами встает
фигура трагическая, страдающая, живущая
сложной духовной жизнью, страстно жаждущая
обновления: «я чувствую в душе моей силы
необъятные...»; «…а все живешь - из любопытства:
ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!»
Однако мы видим, что всеми обстоятельствами
жизни (социально-историческими и личными)
Печорин обречен на бездействие: «Но я
не угадал этого назначения, я увлекся
приманками страстей пустых и неблагодарных;
из горнила их я вышел тверд и холоден,
как железо, но утратил навеки пыл благородных
стремлений - лучший свет жизни».
Безусловно, этот персонаж - герой своего
времени, времени сомнений и скептицизма.
Лермонтов показывает нам, что в условиях
30-40-ых годов 19 века любые усилия личности
на пути к самореализации оказывались
бесполезными, а отношения личности и
общества - антагонистическими.
Конфликт Печорина с аристократической
средой, к которой он принадлежал, очевиден
с первых страниц романа, как очевидно
его глубокое презрение к обществу, превращающему
человека в нравственного калеку. «И тогда
в груди моей родилось отчаяние - не то
отчаяние, которое лечат дулом пистолета,
но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое
любезностью и добродушной улыбкой. Я
сделался нравственным калекой…» - говорит
Григорий Александрович княжне Мери, слагая
эпитафию своей полумертвой душе.
Духовное и интеллектуальное превосходство
героя над миром, в котором он вынужден
жить, выливается в форму неприятия этого
мира, а самой главной чертой характера
Печорина становится индивидуализм и
эгоизм: «Моя любовь никому не принесла
счастья, потому что я ничем не жертвовал
для тех, кого любил: я любил для себя, для
собственного удовольствия».
Эти качества, как мы убеждаемся на протяжении
всего романа, не приносят герою ни счастья,
ни удовлетворения. Печорин честно осознает
свои пороки, и его самый суровый нравственный
суд обращен на себя самого: «Что ж? умереть
так умереть! потеря для мира небольшая…»
Вообще, в «Герое нашего времени» впервые
в русской литературе появляется персонаж,
сознательно ставящий перед собой главные
вопросы человеческого бытия - о смысле
жизни человека и о своем назначении на
земле. Так, в ночь перед дуэлью с Грушницким
Печорин рассуждает: «Пробегаю в памяти
все мое прошедшее и спрашивая себя невольно:
зачем я жил? для какой цели я родился?..
А, верно, она существовала, и, верно, было
мне назначение высокое…». Но собственный
приговор судьбе не оставляет возможности
для самоутешения: «...Но я не угадал этого
назначения...».
Отсутствие цели в жизни - в этом один из
главных источников трагедии Печорина,
поэтому мелки его поступки, пуста и бесплодна
его кипучая деятельность. Тоскуя по гармонии
человеческих отношений, душа этого героя
жаждет света и добра, но не находит себе
приюта в мире дисгармонии, социального
и духовного рабства. Единственно возможная
форма самореализации, которая доступна
Печорину, - это неприятие обстоятельств,
противостояние им и самопознание. Очень
верно отметил В.Г. Белинский, что в герое
Лермонтова «есть тайное сознание, что
он не то, чем самому себе кажется...».
Считается, что Печорин - один из вариантов
русского «лишнего человека», уже известного
по роману Пушкина «Евгений Онегин». Но
в отличие от этого персонажа, в Печорине
отразилось другое время и другие, принципиально
важные, черты – развитие личностного
и общественного самосознания, рефлексия,
желание понять причины своих несчастий,
чтобы оставить потомкам хотя бы этот
«горестный анализ».
Информация о работе «История души человеческой»в романе Лермонтова «Герой нашего времени»