Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 20:23, реферат
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества.
История развития экологии.
Вступление
На всех стадиях
своего развития человек был тесно
связан с окружающим миром. Но с тех
пор как появилось
Если двадцать-тридцать лет назад экологические
проблемы обсуждали только специалисты,
то сейчас о катастрофическом состоянии
нашей планеты знают даже дети. Экологические
проблемы являются всеобщими проблемами
населения Земли. Утончение озоновой оболочки,
глобальные изменения климата, истощение
природного слоя почвы, природных ресурсов,
уменьшение запасов питьевой воды и одновременно
интенсивный рост народонаселения планеты,
сопровождающийся наращиванием производственных
мощностей, частые аварии – это проблемы,
которые качаются каждого государства.
В совокупности они создают непрерывно
ухудшающуюся среду обитания самого человека.
Многообразие болезней, постигшее людей
в последнем столетии - вот итог отсутствия
правильного взаимодействия человека
с природой.
К плохой среде обитания, загрязнённым
воде, воздуху, продуктам питания особенно
чувствительны дети. Дети нашей страны
находятся в особо неблагоприятных условиях.
Экологическое положение Украины по ряду
моментов значительно хуже, чем в странах
Западной Европы и Америки. Украина является
регионом планеты, который вносит существенный
вклад в развитие и сохранение отрицательных
глобальных экологических тенденций.
Экологическая проблемы и катастрофы
человечества непосредственно связаны
с процессом образования населения –
его недостаточность или полное отсутствие
породили потребительское отношение к
природе. Обретение экологической культуры,
экологического сознания, мышления –
это единственный для человечества выход
их сложившийся ситуации. Таким образом,
экологический кризис - это и кризис в
головах, а не только порождение научно-технического
прогресса. Его истоки уходят вглубь веков,
к тем временам, когда человек противопоставлял
себя природе.
Данная проблема нашла отражение в работах:
Ж.Ж. Руссо, Э. Геккеля, К.Д. Ушинского, А.Я.
Герда, В.И.Сухомлинского, И.Д.Зверева,
И.Т.Суравениной,А.Н.
1.Предмет экология.
Экология (от греч. oikos
— дом, жилище, местопребывание и... логия),
наука, изучающая взаимосвязи организмов
с окружающей средой, т. е. совокупностью
внешних факторов, влияющих на их рост,
развитие, размножение и выживаемость.
До некоторой степени условно факторы
эти можно разделить на «абиотические»,
или физико-химические (температура, влажность,
длина светового дня, содержание минеральных
солей в почве и др.), и «биотические», обусловленные
наличием или отсутствием других живых
организмов (в том числе, являющихся объектами
питания, хищниками или конкурентами).
В центре внимания экологии — то, что непосредственно
связывает организм с окружающей средой,
позволяя жить в тех или иных условиях.
Экологов интересует, например, что потребляет
организм и что выделяет, как быстро он
растет, в каком возрасте приступает к
размножению, сколько потомков производит
на свет, и какова вероятность у этих потомков
дожить до определенного возраста. Объектами
экологии чаще всего являются не отдельно
взятые организмы, а популяции, биоценозы,
а также экосистемы. Примерами экосистем
могут быть озеро, море, лесной массив,
небольшая лужа или даже гниющий ствол
дерева. Как самую большую экосистему
можно рассматривать и всю биосферу.
В современном обществе под влиянием средств
массовой информации, экология часто трактуется
как сугубо прикладное знание о состоянии
среды обитания человека, и даже — как
само это состояние (отсюда такие нелепые
выражения как «плохая экология» того
или иного района, «экологически чистые»
продукты или товары). Хотя проблемы качества
среды для человека, безусловно, имеют
очень важное практическое значение, а
решение их невозможно без знания экологии,
круг задач этой науки гораздо более широкий.
В своих работах специалисты-экологи стараются
понять, как устроена биосфера, какова
роль организмов в круговороте различных
химических элементов и процессах трансформации
энергии, как разные организмы взаимосвязаны
между собой и со средой своего обитания,
что определяет распределение организмов
в пространстве и изменение их численности
во времени. Поскольку объекты экологии
— это, как правило, совокупности организмов
или даже комплексы, включающие наряду
с организмами неживые объекты, ее определяют
иногда как науку о над организменных
уровнях организации жизни (популяциях,
сообществах, экосистемах и биосфере),
или как науку о живом облике биосферы.
2.История становления экологии.
Термин «экология»
был предложен в 1866 году немецким
зоологом и философом Э. Геккелем,
который, разрабатывая систему классификации
биологических наук, обнаружил, что
нет никакого специального названия
для области биологии, изучающей
взаимоотношения организмов со средой.
Геккель определял также
В научную литературу новый термин входил
довольно медленно и более или менее регулярно
стал использоваться только с 1900-х годов.
Как научная дисциплина экология формировалась
в 20-м столетии, но предыстория ее восходит
к 19, и даже к 18 веку. Так, уже в трудах К.
Линнея, заложившего основы систематики
организмов, было представление об «экономии
природы» — строгой упорядоченности различных
природных процессов, направленных на
поддержание некоторого природного равновесия.
Понималась эта упорядоченность исключительно
в духе креационизма — как воплощение
«замысла» Творца, специально создавшего
разные группы живых существ для исполнения
разных ролей в «экономии природы». Так,
растения должны служить пищей травоядным
животным, а хищники должны не позволять
травоядным размножаться в слишком большом
количестве.
Во второй половине 18-го века на смену
представлениям естественной истории,
неотделимым от церковных догматов, стали
приходить новые идеи, постепенное развитие
которых привело к той картине мира, которая
разделяется и современной наукой. Важнейшим
моментом был отказ от чисто внешнего
описания природы и переход к выявлению
внутренних, порой скрытых, связей, определяющих
ее естественное развитие. Так, И. Кант
в своих лекциях по физической географии,
прочитанных в университете Кенигсберга,
подчеркивал необходимость целостного
описания природы, которое учитывало бы
взаимодействие процессов физических
и тех, что связаны с деятельностью живых
организмов. Во Франции, в самом начале
19 в. Ж. Б. Ламарк предложил свою, в значительной
мере умозрительную концепцию круговорота
веществ на Земле. Живым организмам при
этом уделялась очень важная роль, поскольку
предполагалось, что только жизнедеятельность
организмов, приводящая к созданию сложных
химических соединений, способна противостоять
естественным процессам разрушения и
распада. Хотя концепция Ламарка была
довольно наивной и не всегда соответствовала
даже тогдашнему уровню знаний в области
химии, в ней были предугаданы некоторые
идеи о функционировании биосферы, получившие
развитие уже в начале 20-го столетия.
Безусловно, предтечей экологии можно
назвать немецкого естествоиспытателя
А. Гумбольдта, многие работы которого
сейчас с полным правом считаются экологическими.
Именно Гумбольдту принадлежит заслуга
в переходе от изучения отдельных растений
к познанию растительного покрова, как
некоторой целостности. Заложив основы
«географии растений», Гумбольдт не только
констатировал различия в распределении
разных растений, но и пытался их объяснить,
связывая с особенностями климата.
Попытки выяснить роль тех иных факторов
в распределении растительности предпринимались
и другими учеными. В частности, этот вопрос
исследовал О. Декандоль, подчеркнувший
важность не только физических условий,
но и конкуренции между разными видами
за общие ресурсы. Ж. Б. Буссенго заложил
основы агрохимии, показав, что все растения
нуждаются в азоте почвы. Он же выяснил,
что для успешного завершения развития
растению необходимо определенное количество
тепла, которое можно оценить, суммируя
температуры за каждый день для всего
периода развития. Ю. Либих показал, что
разные химические элементы, необходимые
растению, являются незаменимыми. Поэтому
если растению не хватает какого-либо
одного элемента, например, фосфора, то
недостаток его никак не может быть компенсирован
добавлением другого элемента — азота
или калия. Данное правило, ставшее потом
известным как «закон минимума Либиха»,
сыграло важную роль при внедрении в практику
сельского хозяйства минеральных удобрений.
Свое значение оно сохраняет и в современной
экологии, особенно при изучении факторов,
ограничивающих распределение или рост
численности организмов.
Выдающуюся роль в подготовке научного
сообщества к восприятию в дальнейшем
экологических идей имели работы Ч. Дарвина,
прежде всего его теория естественного
отбора как движущей силы эволюции. Дарвин
исходил из того, что любой вид живых организмов
может увеличивать свою численность в
геометрической прогрессии (по экспоненциальному
закону, если пользоваться современной
формулировкой), а поскольку ресурсов
для поддержания растущей популяции вскоре
начинает не хватать, то между особями
обязательно возникает конкуренция (борьба
за существование). Победителями в этой
борьбе оказываются особи, наиболее приспособленные
к данным конкретным условиям, т. е. сумевшие
выжить и оставить жизнеспособное потомство.
Теория Дарвина сохраняет свое непреходящее
значение и для современной экологии,
нередко задавая направление поиска определенных
взаимосвязей и позволяя понять суть разных
«стратегий выживания», используемых
организмами в тех или иных условиях.
Во второй половине 19 века исследования,
которые по сути своей были экологическими,
стали проводиться во многих странах,
причем как ботаниками, так и зоологами.
Так, в Германии, в 1872 году выходит капитальный
труд Августа Гризебаха (1814-1879), впервые
давшего описание основных растительных
сообществ всего земного шара, а в 1898 г.
— крупная сводка Франца Шимпера (1856-1901)
«География растений на физиологической
основе», в которой приведено множество
подробных сведений о зависимости растений
от различных факторов среды. Еще один
немецкий исследователь — Карл Мебиус,
изучая воспроизводство устриц на отмелях
(так называемых устричных банках) Северного
моря, предложил термин «биоценоз», которым
обозначил совокупность различных живых
существ, обитающих на одной территории
и между собой тесно взаимосвязанных.
На рубеже 19 и 20 столетий само слово «экология»,
почти не использовавшееся в первые 20-30
лет после того, как оно было предложено
Геккелем, начинает употребляться все
чаще и чаще. Появляются люди, называющие
себя экологами и стремящиеся развивать
именно экологические исследования. В
1895 г. датский исследователь Й. Э. Варминг
публикует учебное пособие по «экологической
географии» растений, вскоре переведенное
на немецкий, польский, русский (1901 г.),
а потом и на английский языки. В это время
экология чаще всего рассматривается
как продолжение физиологии, только перенесшей
свои исследования из лаборатории непосредственно
в природу. Основное внимание уделяется
при этом изучению воздействия на организмы
тех или иных факторов внешней среды. Иногда,
однако, ставятся совсем новые задачи,
например, выявить общие, регулярно повторяющиеся
черты в развитии разных природных комплексов
организмов (сообществ, биоценозов).
Для превращения экологии в самостоятельную
науку очень важными были 1920-1940-е годы.
В это время публикуется ряд книг по разным
аспектам экологии, начинают выходить
специализированные журналы (некоторые
из них существуют до сих пор), возникают
экологические общества. Но самое главное
— постепенно формируется теоретическая
основа новой науки, предлагаются первые
математические модели и вырабатывается
своя методология, позволяющая ставить
и решать определенные задачи. Тогда же
оформляются два достаточно разных подхода,
существующие и в современной экологии:
популяционный — уделяющий основное внимание
динамике численности организмов и их
распределению в пространстве, и экосистемный
— концентрирующийся на процессах круговорота
вещества и трансформации энергии.
3.Развитие экологии в
последние десятилетия 20-го
Во второй половине
20-го в. завершается становление
экологии как самостоятельной науки,
имеющей собственную теорию и
методологию, свой круг проблем, и свои
подходы к их решению. Математические
модели постепенно становятся более
реалистичными: их предсказания могут
быть проверены в эксперименте или
наблюдениями в природе. Сами же эксперименты
и наблюдения все чаще планируются
и проводятся так, чтобы полученные результаты
позволяли принять или опровергнуть заранее
выдвинутую гипотезу. Заметный вклад в
становление методологии современной
экологии внесли работы американского
исследователя Роберта Макартура (1930-1972),
удачно сочетавшего в себе таланты математика
и биолога-натуралиста. Макартур исследовал
закономерности соотношения численностей
разных видов, входящих в одно сообщество,
выбор хищником наиболее оптимальной
жертвы, зависимость числа видов, населяющих
остров, от его размера и удаленности от
материка, степень допустимого перекрывания
экологических ниш сосуществующих видов
и ряд других задач. Констатируя наличие
в природе некой повторяющейся регулярности
(«паттерна»), Макартур предлагал одну
или несколько альтернативных гипотез,
объясняющих механизм возникновения данной
регулярности, строил соответствующие
математические модели, а затем сопоставлял
их с эмпирическими данными. Свою точку
зрения Макартур очень четко сформулировал
в книге «Географическая экология» (1972),
написанной им, когда он был неизлечимо
болен, за несколько месяцев до своей безвременной
кончины.
Подход, который развивали Макартур и
его последователи, был ориентирован прежде
всего на выяснение общих принципов устройства
(структуры) любых сообществ. Однако, в
рамках подхода, получившего распространение
несколько позже, в 1980-х гг., основное внимание
было перенесено на процессы и механизмы,
в результате которых происходило формирование
этой структуры. Например, при изучении
конкурентного вытеснения одного вида
другим, экологи стали интересоваться
прежде всего механизмами этого вытеснения
и теми особенностями видов, которые предопределяют
исход их взаимодействия. Выяснилось,
например, что при конкуренции разных
видов растений за элементы минерального
питания (азот или фосфор) победителем
часто оказывается не тот вид, который
в принципе (при отсутствии дефицита ресурсов)
может расти быстрее, а тот, который способен
поддерживать хотя бы минимальный рост
при более низкой концентрации в среде
этого элемента.
Особое внимание исследователи стали
уделять эволюции жизненного цикла и разным
стратегиям выживания. Поскольку возможности
организмов всегда ограничены, а за каждое
эволюционное приобретение организмам
приходится чем-то расплачиваться, то
между отдельными признаками неизбежно
возникают четко выраженные отрицательные
корреляции (так называемые «трейдоффы»).
Нельзя, например, растению очень быстро
расти и в то же время образовывать надежные
средства защиты от травоядных животных.
Изучение подобных корреляций позволяет
выяснить, как в принципе достигается
сама возможность существования организмов
в тех или иных условиях.
В современной экологии по-прежнему сохраняют
свою актуальность некоторые проблемы,
имеющие уже давнюю историю исследований:
например, установление общих закономерностей
динамики обилия организмов, оценка роли
разных факторов, ограничивающих рост
популяций, выяснение причин циклических
(регулярных) колебаний численности. В
этой области достигнут значительный
прогресс — для многих конкретных популяций
выявлены механизмы регуляции их численности,
в том числе и тех, которые порождают циклические
изменения численности.
Новым направлением последних лет является
так называемая, макроэкология — сравнительное
изучение разных видов в масштабах больших
пространств (сопоставимых с размерами
континентов).
Громадный прогресс в конце 20-го столетия
достигнут в изучении круговорота веществ
и потока энергии. Прежде всего, это связано
с совершенствованием количественных
методов оценки интенсивности тех или
иных процессов, а также с растущими возможностями
широкомасштабного применения этих методов.
Примером может быть дистанционное (со
спутников) определение содержания хлорофилла
в поверхностных водах моря, позволяющее
составить карты распределения фитопланктона
для всего Мирового океана и оценить сезонные
изменения его продукции.
Заключение
Современная экология
— это быстро развивающаяся наука,
характеризующаяся своим кругом
проблем, своей теорией и своей
методологией. Сложная структура
экологии определяется тем, что объекты
ее относятся к очень разным уровням
организации: от целой биосферы и
крупных экосистем до популяций,
причем популяция нередко
Охрана природы - задача нашего века, проблема,
ставшая социальной. Снова и снова мы слышим
об опасности, грозящей окружающей среде,
но до сих пор многие из нас считают их
неприятным,но неизбежным порождением
цивилизации и полагают, что мы ещё успеем
справиться со всеми выявившимисязатруднениями.
Однако воздействие человека на окружающую
среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы
в корне улучшить положение, понадобятсяцеленаправленные
и продуманные действия.Ответственная
и действенная политика по отношению кокружающейсредебудет
возможна лишь в том случае, если мы накопим
надёжные данные о современном состоянии
среды,обоснованные знания овзаимодействии
важных экологических факторов,если разработает
новые методы уменьшения и предотвращения
вреда, наносимого природе человеком.
Экология (от греч. óikos — жилище, местопребывание и ...логия), биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем
различных уровней:
популяций, видов, биоценозов (сообществ),
экосистем, биогеоценозов и биосферы.
ЧастоЭкология определяют также как науку
о взаимоотношениях организмов между
собой и с окружающей средой. СовременнаяЭкология интенсивно
изучает также проблемы взаимодействия
человека и биосферы. |