История создания пьесы "Гроза"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:48, реферат

Описание работы

Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжелая жизнь погибшей, ее тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической свекрови задержки части приданого.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЬЕСЫ.docx

— 22.47 Кб (Скачать файл)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЬЕСЫ "ГРОЗА"

 

Вообще, история создания и замысел  пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени  существовало предположение, что в  основу этого произведения легли  реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году.

“Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская  мещанка Александра Павловна Клыкова  исчезла из дома и то ли сама бросилась  в Волгу, то ли была задушена и брошена туда.

Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся  в нелюдимой, живущей узко торговыми  интересами семье: обнаружилась тяжелая  жизнь погибшей, ее тайная любовь к  местному почтовому служащему, скрытая  ревность мужа, недовольство ворчливой  деспотической свекрови задержки части приданого.

В городе ходили упорные слухи о  том, что староверка старуха Клыкова  “не сошлась с православной молодой  Александрой в обиходе домашней жизни, что она ее сильно притесняла, что молодой Клыков был человек  хотя и добрый, тихий, но бесхарактерный, что он не заступался за молодую жену”.

Вскоре после этой злополучной  истории, в Костроме отдельным изданием вышла пьеса А.Н. Островского “Гроза” (1860 год). Естественно, что костромичи нашли это произведение точным отражением драмы, произошедшей годом ранее. В 1892 году Н.И. Коробицын в своем исследовании “Опыт комментария к драме “Гроза” писал: “Сходство содержания уголовного дела и “Грозы”, обнаруживающееся в действующих лицах, даже в совпадении числа членов семьи, в обстановке, характере, положениях и разговорах их (разговоры в некоторых местах сходны до буквальности), невольно наводит комментатора на мысль, что основою “Грозы” послужило ... “клыковское дело”.

В действительности Островский, когда  создавал “Грозу”, не знал и не мог  знать о “клыковском деле”. Пьеса “Гроза” была начата не позже июля, а окончена 9 октября 1859 года, т.е. ровно за месяц до происшествия в семье Клыковых.

“Литературная экспедиция”, сделанная  Островским в 1856 и 1857 гг., сильно повлияла на пьесу “Гроза”. Прототипом города Калинова служат такие приволжские  города как Торжок, Тверь, Кинешма. Каждый из этих городов восхищал Островского  чем-то своим, особенным, но в то же время, он видел и множество сходства в этих провинциальных городах. Во время  этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших  в его присутствии, которые казались обыденными для провинциала, но на Островского  производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным  свидетелем которых был Островский, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою первобытность. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.

“Гроза” представляет собой поэтическое  обобщение дореформенной провинциальной России, данное в жизненной и художественно-конкретной форме верхневолжского бытового уклада и пейзажа.

Пьеса «Гроза» А. Островского –  одно из его лучших произведений, которое  как было, так и осталось актуальным спустя многие годы после выхода в  свет. Но почему пьеса называется именно «Гроза», а не «Катерина» или же «Самоубийство»? В чём смысл названия драмы?

Я считаю, что в данном случае гроза  – это не просто природное явление, а символ протеста, вызова старым порядкам не только в Калинове, но и в России того времени в целом.

Пьеса была написана в 1859 году. Тогда  главными темами произведений писателей  были крепостное право, появление разночинной  интеллигенции и положение женщины  в стране. Островский же поставил перед  собой задачу обличения тирании  в купеческом быту, но при этом он работал глубже и показал возникновение  протеста против вековых традиций в  купечестве (да и не только там) и  начало их разрушений под влиянием меняющейся жизни.

В «Грозе» главным обличителем  быта и нравов Калинина является Кулигин, который говорит следующее: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, в ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите». Часовщик-самоучка рассказывает о грубости богатых, о том, как они грабят «сирот, родственников, племянников» и заколачивают домашних. Примером может послужить Кабанова – символ старых порядков и устоев в обществе. Она вечно поучает Тихона в том, что он должен делать, как он должен это делать, и Катерину тоже. «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!» Таким образом, можно понять, что город Калинов полностью охвачен властью отживших устоев.

Катерина – единственная героиня, нашедшая в себе силы бороться против несправедливости. «А уж коли очень  мне здесь опостынет, так не удержат  меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь  жить, так не стану, хоть ты меня режь!»  Вот она та самая гроза, вот  тот самый вызов «тёмному царству»! В Катерине виден протест против Кабановских понятий о нравственности. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за живую душу, и поэтому бросается в Волгу-реку с крутого берега. Примечательно, что самоубийство происходит во время грозы, это апогей, кульминация всего, что нарастало против старого, отжившего в обществе города Калинова.

Итак, в чём смысл названия пьесы  Островского? «Гроза» - это олицетворение  переломного момента в жизни  общества всей России, заключающегося в возникновении недовольства и  вызова существующим порядкам, не только социальным. Ведь не даром уже через два года после написания драмы в стране была проведена Крестьянская реформа. Люди того времени жаждали перемен. Вот почему пьеса и названа именно «Гроза».

Характеристика героев:

Кабаниха (Кабанова Марфа  Игнатьевна)

Богатая купеческая вдова, проникнутая  староверческими убеждениями. «Всё под видом благочестия», по словам Кудряша. Заставляет чтить обряды, слепо  во всём следовать старым обычаям. Домашний тиран, глава семьи. Понимает в то же время, что рушится патриархальный уклад, заветы не соблюдаются — и  потому ещё жестче насаждает свой авторитет в семье. «Ханжа», по словам Кулигина. Считает, что перед людьми надо изображать пристойность во что бы то ни стало. Её деспотизм является главной причиной развала семьи.

Дикой Савел Прокофьевич

Купец, самодур. Привык всех запугивать, брать нахрапом. Брань — вот что приносит ему истинное наслаждение, нет для него большей радости , чем унижение людей. Попирая человеческое достоинство, испытывает ни с чем не сравнимое удовольствие. Если же этот «ругатель» сталкивается с кем-то, кого не смеет обругать, то срывается на домашних. Грубость — неотъемлемая часть его натуры: «дышать не может, чтоб кого-нибудь не отругать». Брань же является у него и своеобразной защитой, как только речь заходит о деньгах. Скуп, несправедлив, о чём говорит его поведение по отношению к племяннику и племяннице.

Катерина

Жена Тихона, не перечит мужу, относится  к нему ласково. Первоначально в  ней живы традиционная покорность и  послушание мужу и старшим в семье, но острое чувство несправедливости позволяет шагнуть навстречу  «греху». Она говорит о себе, что  «неизменна по характеру и на людях, и без них». В девушках Катерина жила вольно, маменька её баловала. Истово верит в Бога, потому тяжело переживает из-за грешной любви вне брака  к Борису. Мечтательна, но мироощущение у неё трагическое: она предчувствует  свою гибель. «Горячая», бесстрашная  с детства, она бросает вызов  домостроевским нравам и своей любовью, и своей гибелью. Страстная, полюбив, отдаёт сердце без остатка. Живёт скорее эмоциями, а не разумом. Не может жить во грехе, скрываясь и таясь, как Варвара. Потому и признается в связи с Борисом мужу. Она проявляет мужество, на которое не всякий способен, одерживая победу над собой и бросаясь в омут.

Тихон Иванович Кабанов.

Сын Кабанихи, муж Катерины. Тихий, робкий, покорный во всём матери. Из-за этого часто несправедлив к жене. Рад хоть ненадолго выйти из-под пяты матери, избавиться от постоянно снедающего страха, для чего едет в город, чтоб напиться. По-своему, он любит Катерину, но ни в чём не может противостоять матери. Как слабая натура, лишённая всякой воли, он завидует решительности Катерины, оставаясь «жить да мучиться», но при этом проявляет своеобразный протест, обвиняя мать в гибели Катерины.

Борис Григорьевич.

Племянник Дикого, возлюбленный Катерины. Воспитанный молодой человек, сирота. Ради наследства, оставленного бабушкой ему и сестре, поневоле терпит брань Дикого. «Хороший человек», по словам Кулигина, он не способен на решительные действия.

Варвара.

Сестра Тихона. Характер более бойкий, чем у брата. Но, так же, как  и он, открыто не протестует против произвола. Предпочитает осуждать мать втихую. Практична, приземлена, не витает в облаках. Втайне встречается с Кудряшом и не видит ничего дурного в том, чтоб свести вместе и Бориса с Катериной: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Но и она не терпит произвола над собой и убегает с любимым из дома, несмотря на всю наружную покорность.

Кудряш Ваня.

Конторщик Дикого, имеет репутация  грубияна, по его же словам. Ради Варвары готов на всё, но считает, что мужние бабы должны дома сидеть.

Кулигин .

Мещанин, самоучка-механик, разыскивает  перпетуум-мобиле. Самобытен, искренен. Проповедует здравый смысл, просвещенность, разум. Разносторонне развит. Как  художник, наслаждается естественной красотой природы, глядя на Волгу. Сочиняет стихи, по его собственным словам. Ратует за прогресс на благо обществу.

Феклуша

Странница, которая подлаживается  под понятия Кабанихи и стремится  испугать окружающих описанием неправедного образа жизни за пределами города, внушая, что жить счастливо и в  добродетели они могут только «в земле обетованной» Калинова. Приживалка и сплетница.


Информация о работе История создания пьесы "Гроза"