История создания романа "Госпожа Бовари". Сюжет и композиция произведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 03:19, реферат

Описание работы

Идея романа была подана Флоберу в 1851 году. Осенью 1851 г. Флобер создает первую сюжетную разработку будущего романа «Госпожа Бовари». Работа над романом заняла более четырех с половиной лет. Это были годы почти мучительного труда, когда Флобер много раз переделывал и переписывал строчку за строчкой. Рукопись романа, которая в настоящее время хранится в муниципальной библиотеке Руана, составляет 1788 исправленных и переписанных страниц. Окончательный вариант, хранящийся там же, содержит 487 страниц. Работая над романом, Флобер замечал в письмах, что ему приходится писать серым по серому. В самом деле, картина буржуазного мира, нарисованная им, подавляет своей безысходностью: о том, что этот мир находится в руках финансовой аристократии, писал еще Бальзак. О том, что в этом мире нет ничего, способного противостоять буржуазному мышлению, до Флобера не говорил никто. «Я думаю, впервые читатели получат книгу, которая издевается и над героиней, и над героем», - писал Флобер о своем романе.

Файлы: 1 файл

Зарубежная литература.docx

— 23.32 Кб (Скачать файл)

 

1. _История создания романа "Госпожа Бовари". Сюжет и композиция произведения.

Идея романа была подана Флоберу в 1851 году.  Осенью 1851 г. Флобер создает первую сюжетную разработку будущего романа «Госпожа Бовари». Работа над романом заняла более четырех с половиной лет. Это были годы почти мучительного труда, когда Флобер много раз переделывал и переписывал строчку за строчкой.  Рукопись романа, которая в настоящее время хранится в муниципальной библиотеке Руана, составляет 1788 исправленных и переписанных страниц. Окончательный вариант, хранящийся там же, содержит 487 страниц. Работая над романом, Флобер замечал в письмах, что ему приходится писать серым по серому. В самом деле, картина буржуазного мира, нарисованная им, подавляет своей безысходностью: о том, что этот мир находится в руках финансовой аристократии, писал еще Бальзак. О том, что в этом мире нет ничего, способного противостоять буржуазному мышлению, до Флобера не говорил никто. «Я думаю, впервые читатели получат книгу, которая издевается и над героиней, и над героем», - писал Флобер о своем романе.

Сюжет из будничной провинциальной жизни, который «почти невидим», сведен к рассказу о замужней женщине, сохранившей нелепые романтические иллюзии. Под влиянием этих иллюзий она заводит сначала одного, потом другого любовника, безудержно тратит деньги мужа, а когда приходит время выплачивать долги, бросается за помощью к любовникам и, не найдя у них поддержки, отравляется мышьяком, оставив сиротой маленькую дочь.

Основной сюжет романа – судьба Эммы Бовари – помещен «внутрь» биографии другого героя, ее мужа Шарля, на фоне спокойной жизни которого разворачивается трагедия его жены. Начиная и завершая повествование рассказом о Шарле, Флобер стремится избежать эффектной мелодраматической концовки. Эмма – человек сложный. Ее история – история неверной жены – обретает в произведении неожиданную на первый взгляд, идейно-философскую глубину. Эмма – частица той среды, которая ее гнетет, и сама заражается ее порочностью. Спасаясь от окружающей пошлости, Эмма сама неизбежно проникается ею. Себялюбие и пошлость проникают в ее душу, ее сентиментальные порывы сочетаются с эгоизмом и черствостью по отношению к мужу и дочери, желание счастья выливается в жажду роскоши и погоню за наслаждениями. Психологический портрет Эммы имеет для Флобера универсальный обобщающий смысл. Эмма страстно ищет идеал, которого не существует. Одиночество, неудовлетворенность жизнью, непонятная тоска – все эти универсальные явления, которые делают роман писателя философским, затрагивающим самые основы бытия и вместе с тем остро современным.

Что касается композиции, то здесь Флобер хотел придать произведению максимально гладкие переходы от одного предмета к другому внутри одной главы. Флобер прибегает к символам: песня нищего звучит всегда, когда она возвращается от любовника и в час ее смерти. Он прибегает к не собственно-прямой речи, потому что не всякую мысль можно выразить в речи. Удивительны точность, выразительность и уместность сравнений у Флобера при передаче физических и душевных состояний персонажей. Такое удачное сравнение при описании физического состояния слуги Омэ — Жюстена: «...у Жюстена обморок все длился, и зрачки его утопали в мутных белках, как голубые цветы в молоке».

В романе Флобера нет острых драматических столкновений, напряженной  драматической борьбы. Композиция строится на принципе сближения к течению  обыденной жизни. Роман «Госпожа Бовари» как бы дробиться на отдельные эпизоды, и это не случайно, в некотором отношении оно предвосхищает преобладание жанра новеллы.

 

2. Образ Эммы  Бовари. Тема романтических иллюзий, разрыва между мечтой и реальностью.

Отношение автора к героине  двойственно. Когда Флобер исходит  из оценки той среды, в которой  задыхается мадам Бовари и которую сам Флобер тоже ненавидит, он ей сочувствует. Эмма Бовари, хотя и непоследовательно и по-своему, протестует против окружающей обстановки: она не может ужиться с этим миром. Вот почему Флобер сказал однажды: «Бовари - это я сам». Но в то же время автор очень строго судит свою героиню. Шаг за шагом Флобер показывает постепенно деградацию своей героини: ее лживость, причуды, извращенные вкусы, возрастающую чувственность, цинизм и всю «почти до бестелесности глубокую и скрытую порочность». Вся ее жизнь держится на обмане, ложь становится как бы ее второй природой. Она обманывает мужа, любовники обманывают ее; в поисках выхода из тяжелого положения она все более запутывается. Она начинает лгать даже тогда, когда нет надобности в этой лжи. «Если она говорила, что шла по одной стороне улицы, можно было с уверенностью сказать, что она на самом деле шла по другой стороне».

Автор выбирает сюжет, в котором  героиня не утешается, а умирает. И здесь нет противоречий: даже смерть мадам Бовари так же прозаична, как и жизнь любой женщины на свете. Она умирает не от любви и не от разбитого сердца, повод пошлый и обыденный - недостаток денег, долги. Автор выбирает сюжет, в котором героиня не утешается, а умирает. И здесь нет противоречий: даже смерть мадам Бовари так же прозаична, как и жизнь любой женщины на свете. Она умирает не от любви и не от разбитого сердца, повод пошлый и обыденный - недостаток денег, долги. Роман повествует не о частном случае прелюбодеяния, судьба Эммы - судьба всякого человека неудовлетворенного этим обществом, мечтающего о красоте и захлебывающегося во лжи и отвращении, противоречии среды и личности неразрешенного, поэтому судьбу своей героини Флобер объяснял тем, что она ждала свою участь своего счастья от реальной жизни, хотела найти мечту в реальности, а это нереально.

3. _Изображение среды в романе.

На всем лежит печать измельчания  и убожества: ни одной яркой или  сильной личности. Это мир, где  деньги олицетворены хитрым и хищным Лере, церковь - ограниченным и жалким отцом Бурнизьеном, интеллигенция - глупым и невежественным Шарлем Бовари.  Перед нами раскрывается тусклая, скучная жизнь провинциального захолустья - нормандских городков и деревень, где практикует недоучившийся лекарь - добряк Шарль Бовари. Его жизнь без событий, без движения, похожая на стоячее болото, заполненная чередой одинаковых, неисчислимых, ничего не приносящих дней. «Каждый день в один и тот же час открывал свои ставни учитель в черной шелковой шапочке, и проходил сельский стражник в блузе и при сабле. Утром и вечером, по трое в ряд, пересекали улицу почтовые лошади - они шли к пруду на водопой. Время от времени дребезжал колокольчик на двери кабачка, да в ветреную погоду скрежетали на железных прутьях медные тазики, заменявшие вывеску у парикмахерской». Вот и все. Противопоставление Парижа и провинции, понимание этой оппозиции как проблемы современного французского общества было предложено Бальзаком. Бальзак разделил Францию на «две части - Париж и провинцию». В провинции, по мнению Бальзака, еще остается душевная чистота, нравственность, традиционная мораль. В Париже разрушается душа человека. Флобер считал, что провинциальна вся Франция. Не случайно, что в романе «Госпожа Бовари» не возникает образ Парижа. Единственная дорога, ведущая из Ионвиля - в Руан, большой провинциальный город, за пределами которого жизнь немыслима. Столица не присутствует в сознании героев Флобера. Провинциальность - качество души, присущее человеку вне зависимости от происхождения. На этом фоне развернута печальная история увлечений и разочарований, сердечных невзгод, грехов и жестоких искуплений героини - жалкой и трогательной, грешной и близкой читателям Эммы Бовари.

 

 

4._Новые черты  реализма 50-60-х гг. XIX в. в романе "Госпожа Бовари".

Флобер считал, что не всякую мысль  можно выразить в речи. Отсюда - новации Флобера в области литературного стиля. Если в первой половине XIX века мысль персонажа выражалась при помощи внутреннего монолога, построенного согласно законам логики, то Флобер использует не собственно-прямую речь. При помощи не собственно-прямой речи автору удается передать не только содержание мысли героя, но и его состояние - смятение, рассеянность, апатию. Из не собственно-прямой речи, широко введенной в литературную практику Флобером, вырастает «поток сознания» модернизма. Сам Флобер называл свою манеру работы с текстом «подсознательной поэтикой». Главное новшество Флобера в теории романа касается авторской позиции. В романе нет привычных обращений автора к читателю, нет авторских реплик и сентенций — авторская позиция раскрывается в самом материале: в сюжете и конфликте, в расстановке персонажей, в стиле произведения. Французский реализм 19 столетия проходит в своем развитии два этапа. Первый этап – становление и утверждение реализма как ведущего направления в литературе (конец 20-х – 40-е годы) – представлен творчеством Мериме, Стендаля, Бальзака. Второй (50-70-е годы) связан с именем Флобера – наследника реализма стендалевско-бальзаковского типа

Роман Флобера вызвал восторг, как  читающей публики, так и французских  литераторов. Против книги Флобера  было возбуждено уголовное дело по обвинению в безнравственности, которое Флобер выиграл. На суде им и его адвокатом были зачитаны главы из. Роман вошел в сокровищницу мировой литературы и до сих пор считается величайшим достижением мысли и творчества.

Список литературы:

Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. М.,1955.

Пузиков А.И. «Пять портретов». – М., 1972.

Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М.,1955.

Флобер Г. Госпожа Бовари // Собр. соч. в 3 томах. - М., 1983. - Т. 1.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История создания романа "Госпожа Бовари". Сюжет и композиция произведения