Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:49, реферат
Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений.
Истоки романа восходят
ко времени каторги Ф.М. Достоевского.
9 октября 1859 года он писал брату из Твери:
«В декабре я начну роман... Не помнишь
ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман,
который я хотел писать после всех, говоря,
что еще самому надо пережить. На днях
я совершенно решил писать его немедля.
Все сердце мое с кровью положится в этот
роман. Я задумал его в каторге, лежа на
нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...»
Первоначально Достоевский задумал написать
"Преступление и наказание" в форме
исповеди Раскольникова. Писатель намеревался
перенести на страницы романа весь духовный
опыт каторги. Именно здесь Достоевский
впервые столкнулся с сильными личностями,
под влиянием которых началось изменение
его прежних убеждений.
Замысел своего нового романа Достоевский
вынашивал шесть лет. За это время были
написаны «Униженные и оскорбленные»,
«Записки из Мертвого дома» и «Записки
из подполья», главной темой которых являлись
истории бедных людей и их бунта против
существующей действительности. 8 июня
1865 года Достоевский предложил А.А. Краевскому
для «Отечественных записок» свой новый
роман под названием «Пьяненькие». Но
Краевский ответил писателю отказом, который
объяснил тем, что у редакции нет денег.
2 июля 1865 года испытывавший тяжелую нужду
Достоевский был вынужден заключить договор
с издателем Ф.Т. Стелловским. За те же
деньги, которые Краевский отказался выплатить
за роман, Достоевский продал Стелловскому
право на издание полного собрания сочинений
в трех томах и обязался написать для него
новый роман объемом не менее десяти листов
к 1 ноября 1866 года.
Получив деньги, Достоевский раздал долги
и в конце июля 1865 года выехал за границу.
Но денежная драма на этом не завершилась.
За пять дней в Висбадене Достоевский
проиграл в рулетку все, что у него было,
включая карманные часы. Последствия не
заставили себя долго ждать. В скором времени
хозяева отеля, в котором он остановился,
приказали не подавать ему обеды, а еще
через пару дней лишили и света. В крошечной
комнате, без еды и без света, «в самом
тягостном положении», «сжигаемый какой-то
внутренней лихорадкой», писатель приступил
к работе над романом "Преступление
и наказание", которому суждено было
стать одним из самых значительных произведений
мировой литературы.В сентябре 1865 года
Достоевский решил предложить свою новую
повесть журналу «Русский вестник». В
письме к издателю этого журнала писатель
сообщил, что идеей его нового произведения
станет «психологический отчет одного
преступления»: «Действие современное,
в нынешнем году, молодой человек, исключенный
из студентов университета, мещанин по
происхождению и живущий в крайней бедности,
по легкомыслию, по шаткости в понятиях,
поддавшись некоторым странным, «недоконченным»
идеям, которые носятся в воздухе, решил
разом выйти из скверного своего положения.
Он решился убить одну старуху, титулярную
советницу, дающую деньги на проценты.
Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет
жидовские проценты, зла и заедает чужой
век, мучая у себя в работницах свою младшую
сестру. «Она никуда негодна», «для чего
она живет?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?»
и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого
человека. Он решает убить ее, обобрать,
с тем, чтобы сделать счастливою свою мать,
живущую в уезде, избавить сестру, живущую
в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых
притязаний главы этого помещичьего семейства
– притязаний, грозящих ей гибелью, –
докончить курс, ехать за границу и потом
всю жизнь быть честным, твердым и неуклонным
в исполнении «гуманного долга к человечеству»
– чем уже, конечно, «загладится преступление»,
если только можно назвать преступлением
этот поступок над старухой глухой, глупой,
злой и больной, которая сама не знает,
для чего живет на свете, и которая через
месяц, может быть, сама собой померла
бы...»
По словам Достоевского, в его произведении
есть намек на мысль, что налагаемое юридическое
наказание за преступление гораздо меньше
устрашает преступника, чем думают блюстители
закона, главным образом потому, что он
и сам это наказание нравственно требует.
Достоевский поставил цель наглядно выразить
эту мысль на примере молодого человека
– представителя нового поколения. Материалы
для истории, положенной в основу романа
"Преступление и наказание", по свидетельству
автора, можно было найти в любой газете,
издаваемой в то время. Достоевский был
уверен, что сюжет его произведения отчасти
оправдывал современность.
Сюжет романа "Преступление и наказание"
первоначально был задуман писателем
как небольшая повесть объемом пять-шесть
печатных листов. Последний сюжет (история
семейства Мармеладовых) вошел в конце
концов в рассказ о преступлении и наказании
Раскольникова. С самого начала своего
возникновения замысел об «идейном убийце»
распадался на две неравные части: первая
– преступление и его причины и вторая,
главная, – действие преступления на душу
преступника. Идея двучастного замысла
отразилась и на названии произведения
– "Преступление и наказание", и на
особенностях его структуры: из шести
частей романа одна посвящена преступлению
и пять – влиянию совершенного преступления
на душу Раскольникова.Достоевский усиленно
работал над планом своего нового произведения
в Висбадене, позднее – на пароходе, когда
возвращался из Копенгагена, где гостил
у одного из своих семипалатинских друзей,
в Петербург, а затем и в самом Петербурге.
В городе на Неве повесть незаметно переросла
в большой роман, и Достоевский, когда
произведение было уже почти готово, сжег
его и решил начать заново. В середине
декабря 1865 года он отправил главы нового
романа в «Русский вестник». Первая часть
"Преступления и наказания" появилась
в январском номере журнала за 1866 год,
но работа над романом была в самом разгаре.
Писатель напряженно и самозабвенно трудился
над своим произведением на протяжении
всего 1866 года. Успех первых двух частей
романа окрылил и вдохновил Достоевского,
и он принялся за работу с еще большим
усердием.
Весной 1866 года Достоевский планировал
уехать в Дрезден, пробыть там три месяца
и закончить роман. Но многочисленные
кредиторы не позволили писателю выехать
за границу, и летом 1866 года он работал
в подмосковном селе Люблине, у своей сестры
Веры Ивановны Ивановой. В это время Достоевский
был вынужден думать и над другим романом,
который был обещан Стелловскому при заключении
с ним в 1865 году договора. В Люблине Достоевский
составил план своего нового романа под
названием «Игрок» и продолжал трудиться
над «Преступлением и наказанием». В ноябре
и декабре были дописаны последняя, шестая,
часть романа и эпилог, и «Русский вестник»
в конце 1866 года закончил публикацию "Преступления
и наказания". Сохранились три записные
тетради с черновиками и заметками к роману,
по сути три рукописные редакции романа,
которые характеризуют три этапа работы
автора. Впоследствии все они были опубликованы
и позволили представить творческую лабораторию
писателя, его упорную работу над каждым
словом.
Висбаденская «повесть», как и вторая
редакция, была задумана писателем в форме
исповеди преступника, но в процессе работы,
когда в исповедь влился материал романа
«Пьяненькие» и замысел усложнился, прежняя
форма исповеди от имени убийцы, который
фактически отрезал себя от мира и углубился
в свою «неподвижную» идею, стала слишком
тесной для нового психологического содержания.
Достоевский предпочел новую форму –
рассказ от имени автора – и сжег в 1865
году первоначальный вариант произведения.
В третьей, окончательной, редакции появилась
важная пометка: «Рассказ от себя, а не
от него. Если же исповедь, то уж слишком
до последней крайности, надо все уяснять.
Чтобы каждое мгновение рассказа все было
ясно...» Черновые тетради "Преступления
и наказания" позволяют проследить,
как долго Достоевский пытался найти ответ
на главный вопрос романа: почему Раскольников
решился на убийство? Ответ на этот вопрос
не был однозначным и для самого автора.
В первоначальном замысле повести это
несложная мысль: убить одно ничтожное
вредное и богатое существо, чтобы осчастливить
на его деньги много прекрасных, но бедных
людей. Во второй редакции романа Раскольников
изображен как гуманист, горящий желанием
вступиться за «униженных и оскорбленных»:
«Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу
беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу
вступиться». Но идея убийства из-за любви
к другим людям, убийства человека из-за
любви к человечеству, постепенно «обрастает»
стремлением Раскольникова к власти, но
движет им еще не тщеславие. Он стремится
получить власть, чтобы полностью посвятить
себя служению людям, жаждет использовать
власть только для совершения добрых поступков:
«Я власть беру, я силу добываю – деньги
ли, могущество ль – не для худого. Я счастье
несу». Но в ходе работы Достоевский все
глубже проникал в душу своего героя, открывая
за идеей убийства ради любви к людям,
власти ради добрых дел странную и непостижимую
«идею Наполеона» – идею власти ради власти,
разделяющую человечество на две неравные
части: большинство – «тварь дрожащая»
и меньшинство – «властелины», призванные
управлять меньшинством, стоящие вне закона
и имеющие право, подобно Наполеону, во
имя нужных целей переступать через закон.
В третьей, окончательной, редакции Достоевский
выразил «созревшую», законченную «идею
Наполеона»: «Можно ли их любить? Можно
ли за них страдать? Ненависть к человечеству...»
Таким образом, в творческом процессе,
в постижении замысла "Преступления
и наказания" столкнулись две противоположные
идеи: идея любви к людям и идея презрения
к ним. Судя по черновым тетрадям, Достоевский
стоял перед выбором: или оставить одну
из идей, или сохранить обе. Но понимая,
что исчезновение одной из этих идей обеднит
замысел романа, Достоевский решил совместить
обе идеи, изобразить человека, в котором,
как говорит Разумихин о Раскольникове
в окончательном тексте романа, «два противоположных
характера поочередно сменяются». Финал
романа также был создан в результате
напряженных творческих усилий. В одной
из черновых тетрадей содержится следующая
запись: «Финал романа. Раскольников застрелиться
идет». Но это был финал только для идеи
Наполеона. Достоевский же стремился создать
финал и для «идеи любви», когда Христос
спасает раскаявшегося грешника: «Видение
Христа. Прощения просит у народа». При
этом Достоевский прекрасно понимал, что
такой человек, как Раскольников, соединивший
в себе два противоположных начала, не
примет ни суда собственной совести, ни
суда автора, ни суда юридического. Лишь
один суд будет авторитетным для Раскольникова
– «высший суд», суд Сонечки Мармеладовой,
той самой «униженной и оскорбленной»
Сонечки, во имя которой он совершил убийство.
Вот почему в третьей, окончательной, редакции
романа, появилась следующая запись: «Идея
романа. I. Православное воззрение, в чем
есть православие. Нет счастья в комфорте,
покупается счастье страданием. Таков
закон нашей планеты, но это непосредственное
сознание, чувствуемое житейским процессом,
– есть такая великая радость, за которую
можно заплатить годами страдания. Человек
не родится для счастья. Человек заслуживает
счастья, и всегда страданием. Тут нет
никакой несправедливости, ибо жизненное
знание и сознание приобретается опытом
«за» и «против», которое нужно перетащить
на себе». В черновиках последняя строчка
романа имела вид: «Неисповедимы пути,
которыми находит бог человека». Но Достоевский
завершил роман другими строчками, которые
могут служить выражением сомнений, терзавших
писателя.
Информация о работе История создания романа "Преступление и наказание"