Ио́сиф Алекса́ндрович
Бро́дский (24 мая 1940 года, Ленинград, СССР — 28 января 1996 года, Нью-Йорк, США) — советский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии
по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в 1991—1992 годах. Стихи писал преимущественно
на русском языке, эссеистику — на английском.
Один из крупнейших русских поэтов.
Детство и юность[править | править вики-текст]
Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде в еврейской семье. Отец, Александр Иванович
Бродский (1903—1984), был военным фотокорреспондентом,
вернулся с войны в 1948 году и поступил на работу
в фотолабораторию Военно-Морского музея. В 1950 году демобилизован, после
этого работал фотографом и журналистом
в нескольких ленинградских газетах. Мать,
Мария Моисеевна Вольперт (1905—1983), работала бухгалтером. Родная сестра матери —
актриса БДТ и Театра им. В. Ф. Комиссаржевской Дора Моисеевна Вольперт.
Раннее детство Иосифа пришлось
на годы войны, блокады, послевоенной бедности
и прошло без отца. В 1942 году после блокадной зимы
Мария Моисеевна с Иосифом уехала в эвакуацию в Череповец, вернулись в Ленинград
в 1944 году. В 1947 году Иосиф пошёл
в школу № 203 на Кирочной улице, 8. В 1950 году Иосиф
перешёл в школу № 196 на Моховой улице, в 1953 году Иосиф пошёл
в 7-й класс в школу № 181 в Соляном переулке и остался в последующем
году на второй год. Подал заявление в морское училище, но не был принят.
Перешёл в школу № 276 на Обводном канале
дом № 154, где продолжил учёбу в 7-м.
В 1955 году семья получает «полторы
комнаты» в Доме Мурузи[2].
Эстетические взгляды Бродского
формировались в Ленинграде 1940—1950-х годов. Неоклассическая архитектура, сильно пострадавшая во время
бомбёжек, бесконечные перспективы ленинградских
окраин, вода, множественность отражений, —
мотивы, связанные с этими впечатлениями
его детства и юности, неизменно присутствуют
в его творчестве.
В 1955 году, в неполные шестнадцать
лет, закончив семь классов и начав восьмой,
Бродский бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». Это решение было
связано как с проблемами в школе, так
и с желанием Бродского финансово поддержать
семью. Безуспешно пытался поступить в
школу подводников. В 16 лет загорелся идеей
стать врачом, месяц работал помощником
прозектора в морге при областной больнице,
анатомировал трупы, но в конце концов
отказался от медицинской карьеры. Кроме
того, в течение пяти лет после ухода из
школы Бродский работал истопником в котельной,
матросом на маяке.
С 1957 года был рабочим в геологических
экспедициях НИИГА: в 1957 и 1958 годах — на Белом море, в 1959 и 1961 годах — в Восточной Сибири и в Северной Якутии, на Анабарском щите.
Летом 1961 года в якутском поселке Нелькан
в период вынужденного безделья (не было
оленей для дальнейшего похода) у него
произошёл нервный срыв, и ему разрешили
вернуться в Ленинград[3][4].
В то же время он очень много,
но хаотично читал — в первую очередь поэзию,
философскую и религиозную литературу,
начал изучать английский и польский языки.
Личная карточка И. А. Бродского
в отделе кадров «Арсенала»
В 1959 году знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым.
14 февраля 1960 года состоялось первое
крупное публичное выступление на «турнире
поэтов» в ленинградском Дворце культуры
им. Горького с участиемА. С. Кушнера, Г. Я. Горбовского, В. А. Сосноры. Чтение стихотворения
«Еврейское кладбище» вызвало скандал[5].
Во время поездки в Самарканд в декабре 1960 года Бродский
и его друг, бывший лётчик Олег Шахматов,
рассматривали план захвата самолёта,
чтобы улететь за границу. Но на это они
не решились. Позднее Шахматов был арестован
за незаконное хранение оружия и сообщил
в КГБ об этом плане, а также
о другом своем друге, Александре Уманском, и его «антисоветской» рукописи,
которую Шахматов и Бродский пытались
передать случайно встреченному американцу.
29 января 1961 года Бродский был задержан
КГБ, но через двое суток был освобождён[6][7][8].
В августе 1961 года в Комарове Евгений Рейн знакомит
Бродского с Анной Ахматовой. В 1962 году во время
поездки в Псков он знакомится с Н. Я. Мандельштам, а в 1963 году у Ахматовой —
с Лидией Чуковской. После смерти Ахматовой
в 1966 году с легкой руки Д. Бобышева четверо
молодых поэтов, в их числе и Бродский,
в мемуарной литературе нередко упоминались
как «ахматовские сироты».
В 1962 году двадцатидвухлетний
Бродский встретил молодую художницу Марину (Марианну) Басманову, дочь художника П. И. Басманова. С этого времени Марианне
Басмановой, скрытой под инициалами «М.
Б.», посвящались многие произведения
поэта. «Стихи, посвящённые „М. Б.“, занимают
центральное место в лирике Бродского
не потому, что они лучшие — среди них есть
шедевры и есть стихотворения проходные, —
а потому, что эти стихи и вложенный в них
духовный опыт были тем горниром, в котором
выплавилась его поэтическая личность»[9]. Первые стихи с этим
посвящением — «Я обнял эти плечи и взглянул…»,
«Ни тоски, ни любви, ни печали…», «Загадка
ангелу» датируются 1962 годом. Сборник
стихотворений И. Бродского «Новые стансы
к Августе» (США, Мичиган: Ardis, 1983) составлен
из его стихотворений 1962—1982 годов, посвящённых
«М. Б.». Последнее стихотворение с посвящением
«М. Б.» датировано 1989 годом.
8 октября 1967 года у Марианны
Басмановой и Иосифа Бродского родился
сын, Андрей Осипович Басманов. В 1972—1995 гг.
М. П. Басманова и И. А. Бродский состояли
в переписке[1
Ранние стихи, влияния[править | править вики-текст]
По собственным словам,
Бродский начал писать стихи в восемнадцать
лет, однако существует несколько стихотворений,
датированных 1956—1957 годами. Одним из решающих
толчков стало знакомство с поэзией Бориса Слуцкого. «Пилигримы», «Памятник
Пушкину», «Рождественский романс» — наиболее
известные из ранних стихов Бродского.
Для многих из них характерна ярко выраженная
музыкальность. Так, в стихотворениях
«От окраины к центру» и «Я — сын предместья,
сын предместья, сын предместья…» можно
увидеть ритмические элементы джазовых
импровизаций. Цветаева и Баратынский, а несколькими годами
позже — Мандельштам, оказали, по словам
самого Бродского, определяющее влияние
на него.
Из современников на
него повлияли Евгений Рейн, Владимир Уфлянд, Станислав Красовицкий.
Позднее Бродский называл величайшими поэтами Одена и Цветаеву, за ними следовали Кавафис и Фрост, замыкали личный канон поэта Рильке, Пастернак, Мандельштам и Ахматова[уточнить][11].
Первым опубликованным
стихотворением Бродского стала «Баллада
о маленьком буксире», напечатанная в
сокращенном виде в детском журнале «Костёр» (№ 11, 1962).
Последние годы на родине[править | править вики-текст]
Бродский был арестован
и отправлен в ссылку 23-летним юношей,
а вернулся 25-летним сложившимся поэтом.
Оставаться на родине ему было отведено
менее 7 лет. Наступила зрелость, прошло
время принадлежности к тому или иному
кругу. В марте 1966 года умерла Анна Ахматова. Ещё ранее начал распадаться
окружавший её «волшебный хор» молодых
поэтов. Положение Бродского в официальной
советской культуре в эти годы можно сравнить
с положением Ахматовой в 1920—1930-е годы
или Мандельштама в период, предшествовавший
его первому аресту. В конце 1965 года Бродский
сдал в Ленинградское отделение издательства
«Советский писатель» рукопись своей книги
«Зимняя почта (стихи 1962—1965)». Год спустя,
после многомесячных мытарств и несмотря
на многочисленные положительные внутренние
рецензии, рукопись была возвращена издательством.
«Судьба книги решалась не в издательстве.
В какой-то момент обком и КГБ решили в
принципе перечеркнуть эту идею». В 1966—1967
годах в советской печати появилось 4 стихотворения
поэта[19] (не считая публикаций
в детских журналах), после этого наступил
период публичной немоты. С точки зрения
читателя единственной областью поэтической
деятельности, доступной Бродскому, остались
переводы[20]. «Такого поэта в СССР
не существует» — заявило в 1968 году советское
посольство в Лондоне в ответ на посланное
Бродскому приглашение принять участие
в международном поэтическом фестивале
Poetry International[21].
Между тем это были
годы, наполненные интенсивным поэтическим
трудом, результатом которого стали стихи,
включенные в дальнейшем в вышедшие в
США книги: «Остановка в пустыне»[22], «Конец прекрасной
эпохи»[23] и «Новые стансы к Августе»[24]. В 1965-68 годах шла работа
над поэмой «Горбунов и Горчаков» — произведением,
которому сам Бродский придавал очень
большое значение. Помимо нечастых публичных
выступлений и чтения на квартирах приятелей
стихи Бродского довольно широко расходились
в самиздате (с многочисленными неизбежными
искажениями — копировальной техники
в те годы не существовало). Возможно, более
широкую аудиторию они получили благодаря
песням, написанным Александром Мирзаяном и Евгением Клячкиным[25][26].
Внешне жизнь Бродского
в эти годы складывалась относительно
спокойно, но КГБ не оставлял вниманием
своего «старого клиента». Этому способствовало
и то, что «поэт становится чрезвычайно
популярен у иностранных журналистов,
ученых-славистов, приезжающих в Россию.
У него берут интервью, его приглашают
в западные университеты (естественно,
что разрешения на выезд власти не дают)
и т. п.»[27]. Помимо переводов —
к работе над которыми он относился очень
серьёзно — Бродский подрабатывал другими
доступными для литератора, исключенного
из «системы», способами: внештатным рецензентом
в журнале «Аврора», случайными «халтурами»
на киностудиях, даже снимался (в роли
секретаря горкома партии) в фильме «Поезд
в далекий август»[28].
За рубежами СССР стихотворения
Бродского продолжают появляться как
на русском, так и в переводах, прежде всего
на английском, польском и итальянском
языках. В 1967 году в Англии вышел неавторизированный
сборник переводов «Joseph Brodsky. Elegy to John Donne
and Other Poems / Tr. by Nicholas Bethell». В 1970 году в Нью-Йорке
выходит «Остановка в пустыне»[22] — первая книга Бродского,
составленная под его контролем. Стихотворения
и подготовительные материалы к книге
тайно вывозились из России или, как в
случае с поэмой «Горбунов и Горчаков», пересылались на
запад дипломатической почтой.