Изображение крестьянских детей в творчестве Некрасова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

Н. А. Некрасов уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. В свет вышли такие его произведения, как “Стихотворения, посвященные русским детям” (1867, 1870), “Школьник” (1856), “Плач детей” (1860) и многие другие. Тема детства постоянно перекликается в стихотворениях Некрасова с темой России и русского народа. Вспоминает ли Некрасов свое собственное детство (“На Волге”), размышляет ли над судьбой крестьянского мальчика (“Школьник”) — везде мы замечаем образ России, ее прошлое, настоящее и будущее.

Файлы: 1 файл

Изображение крестьянских.docx

— 24.02 Кб (Скачать файл)

Изображение крестьянских детей в творчестве Некрасова

Н. А. Некрасов  уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. В свет вышли такие его произведения, как “Стихотворения, посвященные русским детям” (1867, 1870), “Школьник” (1856), “Плач детей” (1860) и многие другие. Тема детства постоянно перекликается в стихотворениях Некрасова с темой России и русского народа. Вспоминает ли Некрасов свое собственное детство (“На Волге”), размышляет ли над судьбой крестьянского мальчика (“Школьник”) — везде мы замечаем образ России, ее прошлое, настоящее и будущее.

Каждый образ ребенка, каждая детская судьба, к которой обращался Николай Алексеевич Некрасов, согреты горячей любовью автора. «Я детского глаза люблю выраженье, его узнаю я всегда», - говорит поэт.

В произведениях Некрасова дети предстают безгрешными душами, вынужденными страдать и мучиться от несовершенства общества, от того «миропорядка», который установили взрослые. Но если их наблюдать в естественной обстановке -- это озорные, веселые, до поры не знающие сословных границ светлые души. И поэт откровенно любуется ими. Ему близок немудреный мир крестьянских детей. Некрасов чувствует свою вину за несчастья и бедственное положение бедных детей, он хотел бы изменить порядок вещей но пока не в силах это сделать; поэт с гневом отвергает тупую покорность, которая вырабатывается со временем в душах людей. С этим он никогда не примирится. Из своего «далека» Некрасов обращается к нам с мудрым напутствием:

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано.

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой --

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!

Дети для Некрасова — счастливый народ. Хоть они и лишены родительской ласки и нежности, и наблюдают с раннего возраста неустанный труд и вечные проблемы взрослых.

В стихотворении «Плач детей» изображается тяжелая жизнь детей, они весь день работают:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим-вертим-вертим!

И так каждый день. Они лишенные отдыха и сна, часто голодные и надорвавшиеся от непосильных трудов, дети не имеют возможности даже дышать свежим воздухом:

 
Где уж нам, измученным в неволе, 
Ликовать, резвиться и скакать! 
Если б нас теперь пустили в поле, 
Мы в траву попадали бы — спать.

Даже дома у детей нет возможности порезвиться, поиграть:

Нам домой скорей бы воротиться… 
Но зачем идем мы и туда?.. 
Сладко нам и дома не забыться: 
Встретит нас забота и нужда!

Родители тоже ничем не могут помочь детям, потому что сами работают с утра и до ночи. Даже этого не хватает.

Там, припав усталой головою 
К груди бледной матери своей, 
Зарыдав над ней и над собою, 
Разорвем на части сердце ей…

Стихотворение "Плач детей" – это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в рабство. Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным.

Стихотворение «Школьник». В этом произведении речь идет о  крестьянском мальчике, который отправляется пешком в город учиться. Доброжелательный рассказчик приглашает его к себе в попутчики и пророчит ему славное будущее. Мальчик из бедной семьи:

Ноги босы, грязно тело 
             И едва прикрыта грудь...

Но тяжелое материальное положение не в силах истребить в русском народе тягу к знаниям. Рассказчик оптимистически полагает, что «не без добрых душ на свете» и мальчику помогут выйти в люди.   
Занятым тяжелым, изнурительным трудом крестьянам не до науки, в которой многие из них видят лишь пустую трату времени и сил. Однако есть и исключения: с радостью Некрасов обращается к мальчику, идущему на учебу в школу, зная, что ради этого "батька на сынишку издержал последний грош": 

 
Ноги босы, грязно тело 
И едва прикрыта грудь... 
Не стыдится! Что за дело? 
Это многих славных путь. 

Тема выходца из народа закономерно связывается с именем М. В. Ломоносова:

Скоро сам узнаешь в школе,  
        Как архангельский мужик  
        По своей и Божьей воле  
       Стал разумен и велик.

. По содержанию стихотворение во многом перекликается с драмой Некрасова «Юность Ломоносова».

Наряду с «Железной дорогой» и «Школьником», адресованных юному читателю, Некрасов создает в 1860-1870-х годах и специальный цикл «Стихотворений, посвященных русским детям». Сюда вошли стихотворения «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы», «Соловьи», «Накануне светлого праздника». Они также стали произведениями, полюбившимися детям. В центре внимания поэта здесь уже не образы детей, а картины крестьянской жизни.

 

 

 

 

 

Стихотворение «Крестьянские дети»

"Крестьянские дети" - одно  из лучших и самых задушевных  произведений Некрасова о детях,  в котором проявились многие  стороны личности поэта и поразительное  мастерство в восприятии картин  народной жизни.

Это произведение занимает особое место в ряду стихотворений посвященных детям. «Крестьянские дети» появились на свет в 1861 г., в год отмены крепостного права. Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в “год надежд” о детях — будущем России.

 
Играйте же, дети, растите на воле, 
На то вам и красное детство дано.

Первоначально автор хотел назвать произведение “Детская комедия”, указывая тем самым на особенность жанра. По жанру это небольшая лиро-эпическая поэма, в которой отражаются чувства автора и его личные воспоминания о своем собственном детстве. Основу стихотворения составляют отношения Некрасова и крестьянских детей. Перед нами предстают сцены из обыкновенной деревенской жизни: в этих сценах на первый взгляд нет даже трагического отзвука. В целом можно сказать, что стихотворение внешне являет собой идиллию — “описание мирных бытовых картин, безмятежной жизни крестьян”. Суть же “детской комедии” — поэтическая реальность, пропитанная игрой.

В самом начале произведения поэт описывает солнечный, радостный пейзаж, а затем он начинает рассказ о главных героях — 9 ребятах. У каждого ребенка свой собственный характер: кто наблюдательный, кто осторожный, а кто и испуганный.

Чу! Шепот какой-то... а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!

Все серые, карие, синие глазки -

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!

Я детского глаза люблю выраженье,

Его я узнаю всегда.

Все ребята с неподдельным восхищением рассматривают барина и его снаряжение. Дети убегают, но вскоре возвращаются:

И видно не барин: как ехал с болота, 
Так рядом с Гаврилой...

Особенно ярко выражено восхищение Некрасова крестьянскими детьми проявляется в следующей части стихотворения:

О милые плуты! Кто часто их видел, 
            Тот, верю я, любит крестьянских детей…

Дети изображены в произведении в играх, забавах, в повседневных житейских заботах и делах. Автор изображает быть, условия в которых росли крестьянские дети. Они все время в движении, то они тут, то уже там. Им неведом мир наук, но в их не такой уж и долгой жизни преобладает поэзия:

В их жизни так много поэзии слито, 
           Как дай Бог балованным деткам твоим. 
        Счастливый народ! Ни науки, ни неги 
         Не ведают в детстве они.

Автору всегда хорошо с детьми: он не раз бродил с ними по лесу, собирая грибы, ягоды, орехи. Этим эпизодом он вспоминает свое собственное детство с крестьянской детворой:

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»

Мы оба нагнулись, да разом и хвать

Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!

Савося хохочет: «Попался спроста!»

Но потом Николай Алексеевич как бы спохватывается, описывая и ранние заботы крестьянских детей:

Положим, крестьянский ребенок свободно 
Растет, не учась ничему, 
Но вырастет он, если богу угодно, 
А сгибнуть ничто не мешает ему. 
Положим, он знает лесные дорожки, 
Гарцует верхом, не боится воды, 
Зато беспощадно едят его мошки…

Но затем он размышляет, что ждет крестьянского ребенка в будущем. С раннего возраста труд, который сначала может обернуться своей нарядной стороной: он видит, как отец любит землю и ухаживает за ней, и та благодарно отдает плоды вложенного в нее труда.

«Довольно, Ванюша! гулял ты немало,  
           Пора за работу, родной!»  
          Но даже и труд обернется сначала  
           К Ванюше нарядной своей стороной:  
         Он видит, как поле отец удобряет,  
          Как в рыхлую землю бросает зерно,  
          Как поле потом зеленеть начинает,  
         Как колос растет, наливает зерно.

Но есть и другая сторона медали: слишком тяжел бывает этот труд. Не может не вызвать сочувствия маленький шестилетний «мужичок», помогающий отцу в лесу.

Зато ему рано знакомы труды…

 

 

 


Информация о работе Изображение крестьянских детей в творчестве Некрасова