Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:17, реферат
Н. А. Некрасов уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. В свет вышли такие его произведения, как “Стихотворения, посвященные русским детям” (1867, 1870), “Школьник” (1856), “Плач детей” (1860) и многие другие. Тема детства постоянно перекликается в стихотворениях Некрасова с темой России и русского народа. Вспоминает ли Некрасов свое собственное детство (“На Волге”), размышляет ли над судьбой крестьянского мальчика (“Школьник”) — везде мы замечаем образ России, ее прошлое, настоящее и будущее.
Изображение крестьянских детей в творчестве Некрасова
Н. А. Некрасов уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. В свет вышли такие его произведения, как “Стихотворения, посвященные русским детям” (1867, 1870), “Школьник” (1856), “Плач детей” (1860) и многие другие. Тема детства постоянно перекликается в стихотворениях Некрасова с темой России и русского народа. Вспоминает ли Некрасов свое собственное детство (“На Волге”), размышляет ли над судьбой крестьянского мальчика (“Школьник”) — везде мы замечаем образ России, ее прошлое, настоящее и будущее.
Каждый образ ребенка, каждая детская судьба, к которой обращался Николай Алексеевич Некрасов, согреты горячей любовью автора. «Я детского глаза люблю выраженье, его узнаю я всегда», - говорит поэт.
В произведениях Некрасова дети предстают безгрешными душами, вынужденными страдать и мучиться от несовершенства общества, от того «миропорядка», который установили взрослые. Но если их наблюдать в естественной обстановке -- это озорные, веселые, до поры не знающие сословных границ светлые души. И поэт откровенно любуется ими. Ему близок немудреный мир крестьянских детей. Некрасов чувствует свою вину за несчастья и бедственное положение бедных детей, он хотел бы изменить порядок вещей но пока не в силах это сделать; поэт с гневом отвергает тупую покорность, которая вырабатывается со временем в душах людей. С этим он никогда не примирится. Из своего «далека» Некрасов обращается к нам с мудрым напутствием:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано.
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой --
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!
Дети для Некрасова — счастливый народ. Хоть они и лишены родительской ласки и нежности, и наблюдают с раннего возраста неустанный труд и вечные проблемы взрослых.
В стихотворении «Плач детей» изображается тяжелая жизнь детей, они весь день работают:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим-вертим-вертим!
И так каждый день. Они лишенные отдыха и сна, часто голодные и надорвавшиеся от непосильных трудов, дети не имеют возможности даже дышать свежим воздухом:
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы — спать.
Даже дома у детей нет возможности порезвиться, поиграть:
Нам домой скорей бы воротиться…
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Родители тоже ничем не могут помочь детям, потому что сами работают с утра и до ночи. Даже этого не хватает.
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей…
Стихотворение "Плач детей" – это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в рабство. Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным.
Стихотворение «Школьник». В этом произведении речь идет о крестьянском мальчике, который отправляется пешком в город учиться. Доброжелательный рассказчик приглашает его к себе в попутчики и пророчит ему славное будущее. Мальчик из бедной семьи:
Ноги босы, грязно тело
И едва прикрыта грудь...
Но тяжелое материальное
положение не в силах истребить в русском
народе тягу к знаниям. Рассказчик оптимистически
полагает, что «не без добрых душ на свете»
и мальчику помогут выйти в люди.
Занятым тяжелым, изнурительным трудом
крестьянам не до науки, в которой многие
из них видят лишь пустую трату времени
и сил. Однако есть и исключения: с радостью
Некрасов обращается к мальчику, идущему
на учебу в школу, зная, что ради этого
"батька на сынишку издержал последний
грош":
Ноги босы, грязно тело
И едва прикрыта грудь...
Не стыдится! Что за дело?
Это многих славных путь.
Тема выходца из народа закономерно связывается с именем М. В. Ломоносова:
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский
мужик
По своей и Божьей
воле
Стал разумен и велик.
. По содержанию стихотворение во многом перекликается с драмой Некрасова «Юность Ломоносова».
Наряду с «Железной дорогой» и «Школьником», адресованных юному читателю, Некрасов создает в 1860-1870-х годах и специальный цикл «Стихотворений, посвященных русским детям». Сюда вошли стихотворения «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы», «Соловьи», «Накануне светлого праздника». Они также стали произведениями, полюбившимися детям. В центре внимания поэта здесь уже не образы детей, а картины крестьянской жизни.
Стихотворение «Крестьянские дети»
"Крестьянские дети" - одно
из лучших и самых задушевных
произведений Некрасова о
Это произведение занимает особое место в ряду стихотворений посвященных детям. «Крестьянские дети» появились на свет в 1861 г., в год отмены крепостного права. Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в “год надежд” о детях — будущем России.
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
Первоначально автор хотел назвать произведение “Детская комедия”, указывая тем самым на особенность жанра. По жанру это небольшая лиро-эпическая поэма, в которой отражаются чувства автора и его личные воспоминания о своем собственном детстве. Основу стихотворения составляют отношения Некрасова и крестьянских детей. Перед нами предстают сцены из обыкновенной деревенской жизни: в этих сценах на первый взгляд нет даже трагического отзвука. В целом можно сказать, что стихотворение внешне являет собой идиллию — “описание мирных бытовых картин, безмятежной жизни крестьян”. Суть же “детской комедии” — поэтическая реальность, пропитанная игрой.
В самом начале произведения поэт описывает солнечный, радостный пейзаж, а затем он начинает рассказ о главных героях — 9 ребятах. У каждого ребенка свой собственный характер: кто наблюдательный, кто осторожный, а кто и испуганный.
Чу! Шепот какой-то... а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки -
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Все ребята с неподдельным восхищением рассматривают барина и его снаряжение. Дети убегают, но вскоре возвращаются:
И видно не барин: как ехал
с болота,
Так рядом с Гаврилой...
Особенно ярко выражено восхищение Некрасова крестьянскими детьми проявляется в следующей части стихотворения:
О милые плуты! Кто часто их
видел,
Тот,
верю я, любит крестьянских детей…
Дети изображены в произведении в играх, забавах, в повседневных житейских заботах и делах. Автор изображает быть, условия в которых росли крестьянские дети. Они все время в движении, то они тут, то уже там. Им неведом мир наук, но в их не такой уж и долгой жизни преобладает поэзия:
В их жизни так много поэзии
слито,
Как
дай Бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ!
Ни науки, ни неги
Не ведают в
детстве они.
Автору всегда хорошо с детьми: он не раз бродил с ними по лесу, собирая грибы, ягоды, орехи. Этим эпизодом он вспоминает свое собственное детство с крестьянской детворой:
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»
Мы оба нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
Савося хохочет: «Попался спроста!»
Но потом Николай Алексеевич как бы спохватывается, описывая и ранние заботы крестьянских детей:
Положим, крестьянский ребенок
свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки…
Но затем он размышляет, что ждет крестьянского ребенка в будущем. С раннего возраста труд, который сначала может обернуться своей нарядной стороной: он видит, как отец любит землю и ухаживает за ней, и та благодарно отдает плоды вложенного в нее труда.
«Довольно, Ванюша! гулял
ты немало,
Пора за работу, родной!»
Но даже
и труд обернется сначала
К Ванюше
нарядной своей стороной:
Он видит, как
поле отец удобряет,
Как в рыхлую
землю бросает зерно,
Как поле
потом зеленеть начинает,
Как колос растет,
наливает зерно.
Но есть и другая сторона медали: слишком тяжел бывает этот труд. Не может не вызвать сочувствия маленький шестилетний «мужичок», помогающий отцу в лесу.
Зато ему рано знакомы труды…
Информация о работе Изображение крестьянских детей в творчестве Некрасова