Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:50, сочинение
“Идейным стержнем” поэмы И.В.Гоголя “Мертвые души” является “мысль о трагической судьбе народной”. На протяжении всего произведения автор упоминает людей “низкого класса”. Хотя среди образов крепостных крестьян и не выделяются столь яркие характеры, зато их разнообразие раскрывает всю картину крепостной России. Изображение тяжелой жизни крестьянства, показ его трудолюбия, талантливости, меткости речи и его невежества и темноты – все эти качества помогают автору раскрыть разные стороны простого народа.
“Идейным
стержнем” поэмы И.В.Гоголя “Мертвые
души” является “мысль о трагической
судьбе народной”. На протяжении всего
произведения автор упоминает людей “низкого
класса”. Хотя среди образов крепостных
крестьян и не выделяются столь яркие
характеры, зато их разнообразие раскрывает
всю картину крепостной России. Изображение
тяжелой жизни крестьянства, показ его
трудолюбия, талантливости, меткости речи
и его невежества и темноты – все эти качества
помогают автору раскрыть разные стороны
простого народа.
На первой
же странице поэмы Гоголь рисует нам такую
картину: два мужика, явно не обремененные
никакими делами, стоя у дверей кабака,
внимательно осмотрели и оценили состояние
колеса на бричке Чичикова и не без знания
дела решили, что оно доедет лишь до Москвы.
Этим он хотел показать безразличие этих
мужиков к делам, которые их не касаются.
Во второй
главе автор знакомит нас с Петрушкой
и Селифаном – слугами Чичикова. Петрушке
свойственны три характеристические черты:
страсть к чтению, спать не раздеваясь
и носить с собой повсюду особенный запах:
“достаточно ему было пристроить где-нибудь
свою кровать да притащить туда шинель
и пожитки, и уже казалось, что в этой комнате
уже лет десять жили люди”. Селифан же
был несколько другим человеком, хотя
и малообразованным. Два этих персонажа
олицетворяют собой невежество народа,
его темноту. Но в то же время даже в таких
людях есть народная смекалка: “Русский
человек в решительные минуты найдется,
что делать, не вдаваясь в дальнейшие рассуждения”.
Совсем
темная и забитая дворовая девчонка Коробочки
– Пелагея, которая “не может отличить,
где лево, а где право”. Она ходит “с босыми
ногами и в платье из домашней крашенины”,
что говорит о бедности крестьян того
времени.
О том,
что среди крепостных были мастеровые,
мы узнаем из слов помещика Собакевича:
“…у меня, что ядреный орех, все на отбор:
не мастеровой, так иной какой-нибудь крепкий
мужик”. А далее он о каждом рассказывает
отдельно: каретник Михеев, плотник Степан
Пробка, кирпичник Милушкин, сапожник
Максим Телятников, торговец Еремей Сорокоплехин
– все они были искусными мастерами своего
дела. О трудолюбии крестьян Собакевича
говорит и описание их домов: “Деревенские
избы мужиков тоже были срублены на диво:
не было кирчёных стен, резных узоров и
прочих затей, но все было пригнано плотно
и как следует”.
Автор
восхищается меткостью речи русского
народа: “Выражается сильно российский
народ!.. но нет слова, которое было бы так
замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под
самого сердца, так бы кипело и животрепетало,
как метко сказанное русское слово”.
Нужно
сказать, что в поэме уделено внимание
и народному бунту, о чем написано в “Повести
о капитане Копейкине”.
Также
Гоголь не забывает про такое качество
русского народа, как широта натуры. О
нем он повествует в лирическом отступлении
о птице-тройке.
Описание
современной Гоголю России нельзя представить
без крепостничества, поэтому судьба народа
занимает одно из главных мест в поэме.
Автор любит простых крестьян – соль земли
русской.
Информация о работе Изображение народа в поэме «Мертвые души»