Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 22:30, реферат
Наилучшую и полнейшую характеристику романа в его отношении к образу интеллигенции дал вероятно сам М.А.Булгаков в открытом письме к советской власти: «Белая гвардия» — это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». В том же письме он подчёркивал, что сама тема интеллигенции является для него чрезвычайно близкой и интересной, поскольку он сам с ней теснейшим образом связан.
1.Введение
2.Полис
3.Ойкос
4.Космос
5.Заключение
6. Список литературы
Содержание
1.Введение
2.Полис
3.Ойкос
4.Космос
5.Заключение
6. Список литературы
1.Введение
Наилучшую и полнейшую характеристику романа в его отношении к образу интеллигенции дал вероятно сам М.А.Булгаков в открытом письме к советской власти: «Белая гвардия» — это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». В том же письме он подчёркивал, что сама тема интеллигенции является для него чрезвычайно близкой и интересной, поскольку он сам с ней теснейшим образом связан. И действительно, немного найдётся в русской литературе писателей с такой любовью и внимательностью относившихся бы именно к этой общественной прослойке. Гораздо чаще представители интеллигенции были склонны обожать некий мифический народ, а своих собратьев по общественному положению ругать и выискивать в них всяческие недостатки.
Впрочем, в искренней любви Булгакова к своим персонажам ничего удивительного нет — большинство исследователей уверенно сходятся в том, что роман «Белая гвардия», а также тематически связанные с ним пьесы «Дни Турбиных» и «Бег» во многом автобиографичны. Многие персонажи романа имеют чётко установленных прототипов, тогда как другие представляют собой скорее собирательные образы, но все они являются типичными представителями окружения самого Булгакова в те годы, а дом Турбиных расположен именно там где в реальности находился дом Булгаковых (он сохранился и сейчас там организован музей писателя).
Неудивительно, что одной из отличительных черт романа является именно живость изложения и акцент на человеческих характерах — исторические события служат в большей степени фоном, хотя и фоном определяющим. Сражаясь на той или иной стороне в гражданской смуте все персонажи проявляют себя согласно тем или иным своим личным качествам, далеко не всегда соответствующим стереотипам. Даже откровенно отрицательные типажи романа оказываются вполне живыми, писатель нигде не скатывается в одномерную сатиру и упрощенчество.
Роман Булгакова удивительно многомерен, в нём равноправно сочетаются самые различные пласты — мы условно выделим три из них, которые будут одновременно разделами реферата: полис, ойкос(дом) и космос.
2.Полис
Об русской интеллигенции в этот исторический период принято говорить, что она «оказалась в историческом тупике» и выражение это опять же исключительно верное. С самого начала если не персонажи, то уж автор и читатели прекрасно осознают, что никакого положительного исхода нет и не предвидится. Война идёт за заведомо уже проигранное дело, о чём нам в самом начале намекает сон Алексея Турбина в котором «и белые и красные» полегшие на поле брани оказываются в светлом внеисторическом раю.
Можно даже предположить, что М.Булгаков слегка лукавит в расстановке приоритетов, заранее зная о том, кто в конечном итоге победит и при какой власти придётся публиковать роман. Известно, что «Белая гвардия» задумывалась как первая часть трилогии и в последующих частях большевикам должно было быть уделено намного больше внимания. Вероятно, некоторые из ключевых персонажей даже перешли бы в конечном итоге на их сторону.В конце концов, если мы говорим о биографических мотивах, то сам Михаил Булгаков попытался приспособиться к победившей советской власти и даже продолжить литературную деятельность. Впрочем, получилось это у него плохо — роман и пьесы подверглись значительной цензуре, отношения с официальными инстанциями складывались не слишком удачно, так что трилогию писатель решил не заканчивать.
Если «Белая гвардия» это изображение интеллигенции, как лучшей части общества, то нужно признать это изображение лишь в малой степени идеализированным. Видимо, здесь сказывается особая склонность Булгакова как писателя к сатирическому жанру. Его герои-белогвардейцы морально положительны и симпатичны, но ужасающе неприспособлены к реальности и за счёт этого оказываются чуть или не смешны в своём замкнутом мирке дома Турбиных.
Именно объективность не позволяет прочитать роман как хвалебную песнь белому движению — поскольку это сделало бы его одновременно антибольшевистским. Роман, однако, не является таковым. Он не является даже, как может показаться, антиукраинским. И большевистское движение и националистическое украинское (представленное как бы в двух ипостасях: социалистически-петлюровской и консервативно-гетманской) равно чужды для интеллигенции и непонятны ей. Непонятны настолько, что не воспринимаются даже как осмысленные враждебные силы — скорее как некая абстрактная нерасчленённая стихия, народ. Один ли это народ или два отдельных для героев романа не представляется принципиальным вовсе. Это максимум предмет для остроумной беседы вечером за вином.
В этой стихии все старые правила оказываются просто абсурдными — как говорит некий демон из кошмаров «русскому человеку честь только лишнее бремя». Монархические взгляды, которые высказывают главные персонажи играют роль ностальгической и сентиментальной бравады. И, повторим ещё раз, никакой апологии белой идеи здесь нет. Как замечает Г.Адамович «В первой сцене, где усталые, сбитые с толку офицеры вместе с Еленой Турбиной устраивают попойку, в этой сцене, где действующие лица не то что осмеяны, но как-то изнутри разоблачены, где человеческое ничтожество заслоняет все другие человеческие свойства, обесценивает достоинства или качества». Впрочем, «реалисты» наподобие Тальберга, Лисовича, Шкловского изображены тем, кем они и являлись — подлецами. А подлецов, как известно никто не любит. Это, к добру или к худу, типичная черта русской интеллигенции: погибшие в безнадёжном сражении представляются ей гораздо более симпатичными, нежели подлецы. Возможно, наиболее героическая черта главных героев романа состоит в том, что они нашли в себе силы выжить в тех жутких исторических условиях. Ведь наиболее последовательным и самым лёгким решением было бы последовать примеру того офицера, который пустил себе в горло пулю, проклиная продажное штабное начальство и всё сущее заодно.
В романе описан путь интеллигенции от ненужного и бессмысленного геройства к позиции выживающих. Именно в таком качестве она и будет существовать в течении следующих семидесяти лет. Вряд ли о подобном можно говорить, как о чём-то радостном, но вероятно это было исторически необходимо.
3.Ойкос
Многие исследователи отмечали тему семьи и домашнего пространства для «Белой гвардии». И действительно быт семьи Турбиных выписан поистине любовно. Основополагающей ценностью, главной опорой в рушащемся и исчезающем мире становится в романе образ Дома, призванный символизировать традиционный уклад семейной жизни как основы гибнущей гуманистической культуры. Уют турбинской квартиры олицетворяет гармонию этого замкнутого мира, подвергающегося жесточайшим историческим испытаниям. В этом смысле Дом выступает в романе не просто как место физического обитания, но как своеобразная иерархически устроенная вселенная, мир, концентрирующийся вокруг печки, этого источника животворного тепла, не только физического, но и метафизического. Дом Турбиных изображен в романе как крепость, которая находится в осаде, но не сдается. Более того, его образу придан высокий, почти философский смысл. По убеждению Алексея Турбина, дом - это высшая ценность бытия, ради сохранения которой человек «воюет и, в сущности, говоря, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует». Охранять «человеческий покой и очаг» - такой видится ему единственная цель, позволяющая браться за оружие.
Большинство предметов быта, описанных в романе так или иначе подчёркивает идею упорядоченности. Обстановка связана с классической литературой, живописью, музыкой — все эти культурные реалии постоянно возникают в устроенном быте Турбиных. Это не только русская, но и европейская классическая культура, точнее это такое соединение той и другой, которое вероятно было мыслимо для интеллигенции той эпохи и которое, к сожалению, гораздо хуже представить нам сегодня.
Книжные полки и портреты в доме Турбиных стоят явно не для красивой декорации — их читают и рассматривают, в них находят душевное утешение. Булгаков показывает эту насыщенность пространства аллюзиями и цитатами посредством включения таковых в сам текст романа. Многие эпизоды связаны со снами или галлюцинациями в полубредовом состоянии и именно в эти моменты рядом с персонажами романа оказываются их любимые образы мировой и русской культуры.
Насыщенность текста различными фантастическими элементами, грёзами вообще характерна для Булгакова, но в доме Турбиных даже эти грёзы чаще всего являются домашними и уютными, а проникающие извне демоны всегда своевременно изгоняются.
Даже самые обычные вещи наподобие изразцовой печи, букета цветов, знаменитых кремовых штор и абажура, который автор так настоятельно рекомендует никогда не снимать, приобретают особый смысл. Они создают атмосферу цивилизованности, уют. Иногда в этот домашний уют проникают не слишком симпатичные элементы офицерской казармы, такие как карты и смешение водки с вином, но видно, что они здесь случайны и не являются определяющими.
Конечно беспристрастному читателю с некоторой исторической дистанции все эти милые домашние ритуалы по упорядочению пространства могут показаться не только смешными, но нелепыми — чем-то таким же бессмысленным и обречённым, как и верность монархическим идеалам, но всё же сложно не поддаться обаянию этого маленького уютного мира, в котором только и можно отогреться душой от мира внешнего, который, по выражению чудака Лариосика «он, этот внешний мир согласитесь сами, грозен, кровав и бессмыслен».
В романе Булгакова два пространственных масштаба — малое и большое пространство, Дом и Мир, малое и большое пространство.
4.Космос
Роман открывается величественным образом 1918 года. Не датой, не обозначением времени действия, а именно образом: «Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская – вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс». Время и пространство "Белой гвардии" символично перекрещиваются. Уже в самом начале романа линия библейских времен («И судимы были мертвые...») пересекает синхроническое пространство грозных событий. В дальнейшем эти апокалиптические аллюзии не раз возникнут на страницах романа — здесь и «знамения» очередной смены власти в городе, которая грозит погромами и избиениями, здесь и картины вавилонского столпотворения толпы приветствующей очередных «освободителей».В финале романа апокалиптическая тема звучит почти иронично в картине безумия случайного пациента, который не выдержав, видимо, безумия творящегося вокруг начал воспринимать мир исключительно через систему библейских символов. В свете библейского текста многие из событий и персонажей романа обретают кардинально новые смыслы. Так семейство Турбиных и их друзья во много оказываются в положении тех самых немногочисленных праведников, которым как известно приходится очень нелегко в «день Гнева». Конечно, Булгакова достаточно сложно назвать ортодоксальным христианином, что подтверждается и другими его произведениями, но это не мешает ему играть соответствующими параллелями. Например, весьма симптоматично то, что выздоровление Алексея Турбина происходит именно на Рождество и связывается в тексте с молитвой Елены.
Есть также нечто библейское в том эпизоде, когда Николка спускается в морг и находит там тело полковника Най-Турса, чтобы похоронить его достойно. (Хотя, как и предыдущим мотив выздоровления этот эпизод схож скорее с пасхальным мифом, чем с рождественским). Таким образом восстанавливается порядок вещей, упорядочивается весь большой космос Города.
Действуют в романе и силы инфернальные, наподобие Шкловского, который, имея реальный исторический прототип, отождествляется вместе с тем с романтическим Демоном. Да и в других эпизодах проскальзывает мотив мелкой бытовой чертовщины, который будет впоследствии подробно разработан Булгаковым в «Мастере и Маргарите».
В романе очень многое воспринимается одновременно как действительность и как миф — и высадка союзников и формирование армии Петлюры и грядущее наступление большевиков. Мифы в романе сталкиваются и служат поводом для реальной борьбы. Мифическим выглядит приснившийся рай с воинами «в сияющих кольчугах», мифической выглядит и Украина за которую сражаются петлюровцы, свой собственный миф приносят в город массово сбежавшая из Петербурга и Москвы богема, о мифической природе коммунизма вряд ли стоит и говорить. Булгаков, в свойственной ему манере, играет со смыслами и описывает одновременно мифический пласт событий и их рациональное объяснение. В конце концов и персонажи и сам читатель окончательно запутывается и грань между мифом и реальностью становится поистине неразличима.
5.Заключение
В "Белой гвардии" Булгаков показал ту часть интеллигенции, которая по собственной вине оказалась в историческом тупике. Ее представители вольно или невольно способствовали разрушению государства и культуры. По ее вине погибло немало честных людей. Автор романа и его близкие на собственном опыте убедились, что удар, обрушившийся на интеллигенцию был заранее спланирован и рассчитан. Писатель был свидетелем того, как поредевшие от изнурительной борьбы то с красным, то с белым террором, от голода и болезней, ряды интеллигенции стремились в эмиграцию.
6.Литература:
1.Адамович Г. В. «Дни Турбиных» М. Булгакова // Литературное обозрение. 1991. № 5.
2.Булгаков М. А. Михаил Булгаков: Белая гвардия: Роман — М.: Эксмо-Пресс, 2005. — 352 с.
3.Булгаков М.А. Письмо Правительству СССР ( 28 марта 1930) // М.Булгаков. Собачье сердце. Повести. Рассказы. Фельетоны. Письма.- Спб.,1993, - с.472
4.Лурье Я.С. К истории написания романа "Белая гвардия"// Русская литература, 1995, №2, - с.236-241
5.Соколов Б.В. Расшифрованная «Белая
гвардия»: тайны Булгакова. - М.Эксмо.
- 2003 — 290 с.
6.Тинченко Я. Ю. Белая гвардия
Михаила Булгакова. — Киев, 1997. — 252 с.
Информация о работе Изображение русской интеллигенции в романе М.Булгакова «Белая гвардия»