Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 12:05, реферат
Человек и природа, их единство и противоборство — основные темы произведения Астафьева «Царь-рыба», которое сам писатель обозначил как «повествование в рассказах». Эта книга была написана под впечатлением поездки автора по Красноярскому краю. Основная направленность повести, состоящей из двенадцати рассказов, — экологическая. Но Астафьев говорит в ней и об экологии души, когда «забылся в человеке человек». Писатель считает, что каждый человек лично ответствен за все, что совершается в мире. «Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже... — говорит Астафьев. — Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею.
Экологические и нравственные проблемы в повести В.П. Астафьева «Царь-рыба»
Тот, кто живет в обнимку с природой, — добры душой и лучше.
В. Астафьев
Никогда еще
проблема взаимоотношений
Человек и
природа, их единство и противоборство
— основные темы произведения
Астафьева «Царь-рыба», которое сам
писатель обозначил как «
Писатель призывает
к восстановлению природных
Писатель обеспокоен
масштабом совершающегося
Опасность распада естественных связей человека с природой и с другими людьми — вот главная проблема, которая рассматривается в «Царь-рыбе». Любой человек, сделавший зло по отношению к миру, особенно к его беззащитным и наиболее ранимым представителям — детям, женщинам, старикам, животным, природе, — наказывается жизнью еще более жестоко. Так, за свою грубость, хищничество, пьяный разгул Командор расплачивается смертью невинной девочки Тайки, а Игнатьич, находясь на краю гибели, понимает, что наказан за оскорбление невесты. Столкновение доброты и бессердечности, товарищеского отношения к людям и эгоизма прослеживается в характерах главных героев — Акима и Гоги Герцева. Их спор — это столкновение потребительского, бездушного и милосердного, гуманного отношения к природе. Если для Акима природа — кормилица, то для Герцева она более мачеха, нежели мать. Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Если Гога не считал людей ни друзьями, ни товарищами, он «сам по себе и для себя жил», то Акиму любой встреченный в тайге человек — свой. Между Герце- вым и Акимом происходит драка из-за того, что Гога, споив фронтовика Кирягу, за бутылку выменял его единственную фронтовую медаль и переплавил ее. Аким сравнивает это с ограблением нищего. Герцев отвечает ему: «Плевать мне на старух, на калеку этого грязного! Я сам себе бог!» На краю смерти оказалась и Эля, которую взял с собой в тайгу Гога, привыкший отвечать только за себя, думать только о себе. Спас Элю Аким, для которого это был естественный поступок. Этот простой и добрый человек своей главной обязанностью на земле считает труд и помощь ближнему. А Герцева наказала сама жизнь. Он погиб в поединке с природой.
Герой рассказа «Царь-рыба», давшего название всей повести, Игнатьич, старший брат Командора, в поединке с царь-рыбой, олицетворяющей природу, пережив глубокое потрясение, сумел спастись. Перед лицом надвигающейся смерти он вспоминает всю прожитую жизнь, вспоминает и наиболее горькое, постыдное — надругательство над девушкой. Ни на одну женщину он не поднял руку, ни одной никогда больше не сделал ничего дурного, не уезжал из поселка, надеясь смирением, услужливостью «избыть вину, отмолить прощение». И свою встречу с царь-рыбой он воспринимает как кару за грех юности, за оскорбление женщины. «Прощенья, пощады ждешь? — спрашивает себя Игнатьич. — От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода!.. Прими... все муки сполна за себя и за тех, кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину, учиняет над нею пакости». Это раскаяние, душевное очищение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни помогает освобождению Игнатьича. Кто может раскаяться, прозреть, тот не потерян для жизни. Вот почему царь-рыба не забирает его с собой в холодную темную воду. Между миром природы и человеком устанавливаются отношения родства.
Виктор Астафьев
всем своим творчеством
Произведение «Царь-рыба» о природе, о проблемах экологии, но самое главное, на мой взгляд, оно о взаимоотношениях человека и природы, об ответственности человека перед природой.
Главный эпизод всего повествования связан с описанием царь-рыбы – осетра. Два брата: черкесообразный, резкий, грубый Командор и благообразный, полный показного чувства собственного достоинства, внимательный Зиновий Игнатьевич Утробин – опытные браконьеры. Они не совсем ладят между собой, поэтому каждый промышляет в одиночку. Однажды ночью Игнатьичу страшно повезло: на его самоловы попался огромный осетр – «черный, ласково отблескивающий сутулок со вкось, не заподлицо, обрубленными сучьями». Астафьев с любовью описывает рыбу: «над водой сверкнула острыми кнопками спина осетра, изогнутый хвост его работает устало, настороженно…».
Игнатьич решил не отпускать рыбину и в результате оказался в воде – он и рыба, бок о бок. Именно в этот момент он вспоминает всю свою жизнь и думает, что царь-рыба - это наказание за Глашу Куплину. Когда-то он ее обидел: приревновал к лейтенанту, потом надругался над ни в чем неповинной девушкой.
Игнатьича вытащил из воды Командор. Потеряв ногу, ловец осетра продал дом и уехал. Но перед отъездом он все же выполнил свое обещание – сходил к Куплиной просить прощения.
На мой взгляд, Астафьев стремится пробудить чувство ответственности у людей, призывает беречь и сохранить природу от губительного воздействия цивилизации. Это произведение о природе и в тоже время обо всех нас, людях, живущих на земле.
Ведь природа родила все живое и самого человека, поэтому он обязан любить ее как родную мать. Природа заботится о нас, дает нам все необходимое для жизни, и она же способна жестоко наказывать нас за пренебрежение к ней.
Информация о работе Экологические и нравственные проблемы в повести В.П. Астафьева «Царь-рыба»