Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 06:26, реферат
Не менее, чем лексика, в формировании эмоционально-экспрессивной настроенности художественного текста принимает участие синтаксис. Поэтому изучение роли синтаксических единиц в создании художественного образа представляет особенный интерес. В прозаическом тексте разные типы синтаксических конструкций способны выражать сложные мысли и чувства, их оттенки и нюансы, искусно передавать скрытые во внутренней организации конструкции авторскую интонацию и настроение, показывать авторское отношение к описываемому и изображаемому.
Бедный мой мир, твой властелин поражён тоской. Жители, окрасьте небо в сумеречный свет, сядьте на каменные пороги заброшенных домов, уроните руки, опустите головы – ваш добрый король болен. Прокажённые, идите по пустынным переулочкам, звоните в медные колокольчики, несите плохие вести: братья, в города идёт тоска.
Риторические обращения
в данном тексте служат также
для создания смысловой
Мир – жители - прокажённые - братья.
Обращение к обобщенному
миру постепенно
Глава IV.
Использование сложных синтаксических конструкция для изображения внутреннего мира героя.
В художественной речи представлены все вида предложений, причём нередко преобладание некоторых из них характеризует в известной мере стиль писателя. Например, в прозе А.С. Пушкина преобладают простые синтаксические конструкции. Простота синтаксиса есть и в рассказах Чехова. (Розенталь Д.Э. Русский язык. Справочник-практикум. Москва 2005. с. 651)
В произведениях Татьяны
Толстой важную роль играют
сложные синтаксические
Мечтательный, задумчивый мальчик Петя из рассказа «Свидание с птицей» в своём воображении создаёт целый мир, полный приключений и волшебства.
Прозрачные зелёные океанские волны уже лижут уступы храмов; мечутся смуглые обезумевшие люди, плачут дети… Грабители тащат драгоценные, из душистого дерева сундуки, роняют; развевается ворох летучих одежд… ничего не пригодится, ничего не понадобится, никто не спасётся, всё скользнёт, накренившись в тёплые прозрачные волны.
Динамизм, повышенная экспрессивность текста достигается за счёт использования бессоюзной связи между частями сложного предложения (асиндетона), а повтор (ничего не пригодится, ничего не понадобится) усиливает напряжённость, создаёт ощущение зыбкости, неустойчивости этого мира, разрушенного через мгновение окриком матери.
Чем интереснее, разнообразнее,
богаче внутренний мир героев
Татьяны Толстой, тем чаще
Героиня рассказа «Вышел
месяц из тумана» - скромная
учительница географии.
«От слова «география» в её голове распахивались просторы: ястреб парит над маковой степью, глухо шумит ночное море, высоко над головой качаются ядовитые лилейные цветы, а в самом низу круглой тяжёлой земли, там, где синяя авоська меридианов стянута в тугой узелок, заиндевевший лыжник вслед за плачущими собачками медленно, вверх ногами бредёт по нежным ледяным полям Земли Королевы Мод».
Перед нами сложное
Глава V.
Использование несобственно- прямой речи
в прозе Т. Толстой.
Широкие стилистические возможности, большая выразительность, эмоциональное богатство и образность заложены в так называемой несобственно-прямой речи. Сущность её заключается в том, что в ней сохраняются в той или иной степени лексические и синтаксические особенности чужого высказывания (подлинные выражения, интонация, порядок слов), манера речи говорящего, но передаётся высказывание не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. (Розенталь Д.Э. Русский язык. Справочник-практикум. Москва 2005. с. 689-690).
В произведениях Татьяны Толстой несобственно-прямая речь является признаком присутствия автора на страницах текста, а также создаёт ощущения подлинности описываемых событий.
Сколько было Соне лет? В сорок первом году – там её следы обрываются – ей должно было исполниться сорок. Да, кажется, так. Дальше уже просто подсчитать, когда она родилась и всё такое, но какое это может иметь значение, если неизвестно, кто были её родители, какой она была в детстве, где жила, что делала и с кем дружила до того дня, когда вышла в свет из неопределённости и села дожидаться перцу в солнечной, нарядной столовой.
Автор как будто ведёт с кем-то разговор, чтобы собрать как можно больше информации об исчезнувшем человеке, как будто опрашивает нескольких очевидцев. Это делает повествование более динамичным, придаёт ему характер интриги.
Выводы:
Результаты анализа,
Использованная литература.
1. Горшков А.И.Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. М.: Просвещение, 1997.)
2. Толстая Т.Н. «Река Оккервиль» М.: Подкова, 2006.
3. Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену. Часть III.: Воронеж: Научная книга, 2006.
4. Розенталь Д.Э. Русский язык. Справочник-практикум. М.: Оникс 21 век. Мир и образование. 2005.
Информация о работе Экспрессивный синтаксис в прозе Татьяны Толстой.