Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 16:38, контрольная работа
Целью данной работы является обзор существующих точек зрения относительно «единицы» сюжета с более детальным изучением исследования В. Я. Проппа о функциях действующих лиц. Таким образом, объектом исследования в контрольной работе выступает «единица» сюжета, а предметом – трактовка данного понятия и способы выявления данной «единицы», предложенные различными исследователями с акцентом на работу В. Я. Проппа.
Введение. Характеристика эпического рода литературы…………………..2
Виды эпоса:
а) Эпопея……………………………………………………………………4
б) Роман………………………………………………………………….....7
.
в) Повесть…………………………………………………………………..13
г) Рассказ…………………………………………………………………...15
д) Новелла……………………………………………………………….…16
е) Очерк…………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………...21
Список литературы…………………………………………………
Вслед за этим возникает понятие «функции» как единицы сюжета. К этому термину прибегает в своих работах В. Я. Пропп, определяя функцию как «поступок действующего лица с точки зрения его значимости для хода событий».
Помимо этого, существуют и другие варианты определений «единицы» сюжета: «событие» (Лотман Ю. М.), «мифема» (Леви-Стросс К.), «элемент»(Ж. Бедье), «тип» (А. Аарне), «мотивема» (А. Дандис), «глагол» (И. Будь), «шаг» (коллектив авторов).
В одном из недавних последних исследований (1963 г.) Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров вслед за В. Я. Проппом предлагают рассматривать мотив как функцию, являющуюся «отношением, в котором могут находиться друг к другу некоторые предметы. Если указано не только это отношение (функция), но и сами предметы, то в таком случае возникает мотив».
Работа В. Я. Проппа «Морфология сказки» вызывает научный интерес исследователей всего мира. В. Я. Пропп довел изучение формы сказки до открытия ее структуры, проанализировав более 100 сказок из сборника А. Н. Афанасьева и обнаружив 31 функцию, набор которых и составляет сюжет волшебной сказки. В каком-то смысле «функция» Проппа перекликается с мотивом, но не равнозначна ему.
Так или иначе, в поисках неразложимой единицы исследователи изначально отталкиваются от понятия мотива, тем не менее вопрос о единице сюжета остаётся открытым.