Эссе по цитате из "Домостроя" Ксенофонта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:11, сочинение

Описание работы

Хозяйственные отношения между людьми существовали в человеческом обществе во все времена и не могли не стать предметом размышлений людей. Ещё с древних времён мир хозяйства занимал мысли философов, правителей и проповедников, чьи идеи оставались в религиозных книгах, трактатах, законодательных уложениях и закреплялись в повседневной жизни людей. Подобные мысли стали основой для зарождения экономики в самом широком её смысле.

Файлы: 1 файл

Эссе по Домостою Ксенофонта.docx

— 17.32 Кб (Скачать файл)

"...если человек, купивши лошадь, не умеет ею пользоваться, а падает с нее и получает вред, то лошадь для него не ценность?" (Ксенофонт).

 

Хозяйственные отношения между  людьми существовали в человеческом обществе во все времена и не могли  не стать предметом размышлений  людей. Ещё с древних времён мир  хозяйства занимал мысли философов, правителей и проповедников, чьи  идеи оставались в религиозных книгах, трактатах, законодательных уложениях  и закреплялись в повседневной жизни  людей. Подобные мысли стали основой для зарождения экономики в самом широком её смысле.

Первыми теоретиками домоводства  были софисты. Они ставили предметом своего преподавания практические, житейские вопросы. Платон свидетельствует о том, что софист Протагор учил «как лучше всего управлять своим домом и как сделаться способным государственным деятелем и оратором» и что Менон «желает обладать такими знаниями и способностями, при помощи которых люди хорошо управляют домами и городами, ухаживают за родителями и умеют принимать и провожать сограждан и чужеземцев, как следует порядочному человеку». К первой половине IV в. до н. э. уже существовало ни мало сочинение о вопросах сельского хозяйства, военного дела, коневодства и т.п.

Самым ранним из дошедших до наших  дней литературным источником, посвященным  экономике («науке и доме» или  «искусству управления домом»), является трактат «Ойкономия» («Домострой») знаменитого греческого мыслителя Ксенофонта, жившего в V – IV вв. до н.э. Этот трактат позволяет нам увидеть «экономику» в представлении древних греков.

В первой главе  «Домостроя» (Определение понятия  о хозяйстве») Сократ и Критобул рассуждают о предмете домоводства, составе хозяйства и ценности вещей. В этом диалоге Сократ задаёт Критобулу вопрос о ценности вещи, бесполезной человеку: «Значит, если человек, купивши лошадь, не умеет ею пользоваться, а падает с нее и получает вред то лошадь для него не ценность?». Ответом на данный вопрос становится понятие ценности как таковой в понимании Ксенофонта.

Для древнего мыслителя ценной вещь может быть лишь для того, кто  умеет ей правильно пользоваться. Для остальных же она «ничем не лучше бесполезных камней».  То есть для Ксенофонта «полезные предметы — ценность». Однако человек может продать то, чем он не умеет пользоваться, чтобы эта вещь стала ценной, но только в том случае, если он умеет продавать. Обмен на также бесполезную вещь снова не будет иметь никакой ценности. В итоге, по мнению Ксенофонта, даже «деньги не ценность, если не умеешь пользоваться ими».

В этой главе Ксенофонт формулирует мысль о том, что «дело хорошего хозяина»  - научиться пользоваться всем необходимым, включая врагов и друзей, и тогда все эти вещи и люди будут входить в состав его хозяйства и приносить ему ценность.

Хотя Ксенофонт жил в древней Греции и писал относительно своего времени, мне кажется, что его мысли верны и в наше время. Не смотря на то, что жизнь людей поменялась, поменялся человеческий взгляд и мысли, экономическая наука ушла далеко вперёд, стала более точной и конкретной, а понятие ценности приобрело стоимостный характер, Ксенофонт остаётся одним из родоначальников экономической науки, подарившей миру решения многих проблем.


Информация о работе Эссе по цитате из "Домостроя" Ксенофонта