Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 16:53, доклад
Начало века – время осмысления и анализа опыта и наследия предыдущих поколений. Мы можем без сомнения сказать: в истории культурной и духовной жизни России второй половины XX века ярким и самобытным является творчество Беллы Ахатовны Ахмадулиной. Творчество поэтессы охватывает большой промежуток времени: впервые ее голос прозвучал еще в 50 –е, в столь благополучные для молодых поэтов годы «оттепели». Литературные критики сразу же отметили непосредственность и природную одаренность Беллы Ахмадулиной, однако сама поэтесса назвала первые опубликованные стихи «совершенно незрелыми».[6, c.98]
Эволюция лирического «Я» в поэзии Беллы Ахмадулиной
Плужникова М.С.,студентка 5 курса факультета русской филологии и национальной культуры
«Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина»
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент.
Моторин С.Н
Начало века – время осмысления и анализа опыта и наследия предыдущих поколений. Мы можем без сомнения сказать: в истории культурной и духовной жизни России второй половины XX века ярким и самобытным является творчество Беллы Ахатовны Ахмадулиной. Творчество поэтессы охватывает большой промежуток времени: впервые ее голос прозвучал еще в 50 –е, в столь благополучные для молодых поэтов годы «оттепели». Литературные критики сразу же отметили непосредственность и природную одаренность Беллы Ахмадулиной, однако сама поэтесса назвала первые опубликованные стихи «совершенно незрелыми».[6, c.98]
На протяжении всего творческого пути ее поэзия претерпевала изменения, словно сама поэтесса проходила в своей лирике определенные стадии взросления и самоопределения. Цель данной статьи – проследить этапы становления и развития лирического «Я» одного из наиболее самобытных авторов второй половины XX века – Беллы Ахмадулиной.
Прежде всего, ответим на вопрос: что представляет собой лирическое «Я» автора? По мнению Л.Я.Гинзбурга, лирическое «я» — это «субъект-в-себе», то есть способ видения мира, специальный «оптический прибор», некая призма, которой пользуется автор лирического стихотворения. [7, c. 112] Таким образом, лирическое «Я» – это определенное мироощущение и мировосприятие, нашедшее свое отражение в том или ином произведении автора.
Стоит отметить, что творчество Беллы Ахмадулиной не лишено определенной специфики в выражении лирического «Я». Авторское сознание отражено в ее поэзии с большой долей автобиографического начала: многие тексты освещают события духовной жизни самой поэтессы. Это позволяет нам сближать категории «автор» и лирическое «Я», находя в стихотворениях мироощущение самой Бэллы Ахмадулиной на определенном этапе ее творческого пути.
Для того чтобы проследить эволюцию лирического «Я» автора, наиболее сообразным представляется обращение к феномену лирической книги. Традицию творчества в такой форме поэтесса переняла от поэтов Серебряного века. Первый, выпущенный в 1962 году сборник стихотворений «Струна», следует рассматривать как целостность на основании внутреннего развития лирического «Я» в рамках одной книги.
Первая книга отражает этап заявления «Я» появившегося на свет поэта, становление его как художника. «Струна» как символ в эпоху Средневековья и Ренессанса прочитывалась как метафора души. Стихотворения, вошедшие в сборник «Струна», написаны в период 1950-1962 годов, когда, по словам И.В.Аведовой, в лирике Беллы Ахмадулиной преобладала эмоциональная доминанта «отчуждения». [1, с.52] Отсюда множество мотивов, отражающих стремление лирического «Я» уйти от окружающей действительности.
Свобода пространственно-временного перемещения свойственна всему творчеству Бэллы Ахмадулиной, особенно ярко это отражено в ранний период творчества. Лирическое «Я» «отдаляется» от этого мира, постоянно ведет диалог с прошедшим, блуждания ее души происходят «там, в беспамятстве, вдали»:
Ни в сырости, насытившей соцветья,
ни в деревах, исполненных любви,
нет доказательств этого столетья,-
бери себе другое - и живи. [4,c.37]
( «Сумерки», 1950)
В первой лирической книге «Струна» доминантным выступает выделение лирического «Я» из обезличенного Общего. Лирическое «Я», «причастно к тайнам дня», противопоставлено окружающей повседневности. И.В. Аведова подчеркивает в характере лирического «Я» ранней лирики осознание "непохожести" на других: поэтому следует говорить "не о "бунте", а об отчужденности героини, о неприятии безликой толпы с ее суетными стремлениями" [1, с.53]. Так происходит, например, в стихотворении «В тот месяц май, в тот месяц мой…»
Я вижу, как грачи галдят,
над черным снегом нависая,
как скушно женщины глядят,
склонившиеся над вязаньем.[4,c.78]
(«В тот месяц май, в тот месяц мой…» 1958)
Ранняя лирика находится под знаком влияния "игрового" мотива. Любовь поэтесса ассоциирует с игрой ("Вся игра твоя - дешевая" – «Я думала, что ты мой враг…") Посредством фольклорных образов выражается мировосприятие лирического «Я». Женские сказочные ипостаси - отражения лирического «Я» – Снегурочка, Несмеяна. Через сказочный мотив раскрывается состояние героини при переживании любовной измены. Осмелившаяся полюбить Снегурочка превращается в "глоток оттаявшей воды":
Как чисто с воздухом смешалась,
и кончилась ее пора.
Играть с огнем - вот наша шалость
вот наша древняя игра. [4, c.89]
(«Снегурочка», 1958)
В первой лирической книге происходит заявление лирического «Я». Но это недавно рожденное, взрослеющее «Я» требует появления «учителя». Неслучайно лейтмотивом для книги «Уроки музыки» становится тема ученичества. В «Уроках музыки» уже нет той фиксации на лирическом «Я» возникают отношения «Я – Другой» [8, с.158]. Если в лирической книге «Струна» намечается традиция преклонения перед Поэтами, то в книге «Уроки музыки» она полностью реализуется. Учителями выступают М.Ю. Лермонтов («Тоска по Лермонтову»), М. Цветаева («Уроки музыки»), Б. Пастернак («Он утверждал…»), А.С. Пушкин («Свеча», «Приключение в антикварном магазине»). Весь сборник пронизывает ощущение своеобразного «оглядывания» на опыт Великих, на их биографию и литературное творчество, которое сочетается с пониманием своего родства – семейного, генетического – с ними, ощущения близости к ним.
Стихотворение «Уроки музыки», одноименное с лирической книгой, наиболее ярко раскрывает тему ученичества. В лирическом «Я» ахмадулинского произведения, по отношению к которому поэтическая личность Цветаевой выступает как учитель, актуализировано стремление – «дотянуться», «доучиться», выраженное в рефрене «я – как ты, как ты».
Марина, это все - для красоты
придумано, в расчете на удачу
раз накричаться: я - как ты, как ты!
И с радостью бы крикнула, да - плачу. [5, c.43]
(«Уроки музыки» , 1964)
Лирическая книга «Уроки музыки» завершается поэмой «Моя родословная», финал сюжета которой – рождение лирического «Я» Ахмадулиной Беллы Ахатовны. Происходит окончательное заявление новой личности.
...И я спала все прошлые века
светло и тихо в глубине природы.
В сырой земле, черней черновика,
души моей лишь намечались всходы. [5,c.150]
(«Моя родословная», 1963)
Первые книги («Струна», «Уроки музыки») – время поэтической индивидуализации – проникнута ощущением гармонии в мировосприятии поэтессы.
Как уже было сказано выше, в лирике Беллы Ахмадулиной мы постоянно сталкиваемся с пространственно-временными перемещениями. Земля Грузии навсегда оставила след в сердце и творчестве поэтессы. Время 1980-х годов оказалось кризисным для поэтессы, что, в свою очередь, отразилось в ее творчестве. Лирическая книга «Сны о Грузии» – своеобразный уход в комфортное для лирического «Я» пространство Грузии, в «нежность родины чужой». Грузия для Ахмадулиной – утопия, ставшая реальностью, земной Рай.
В 1989 году выходит лирическая книга Бэллы Ахмадулиной – «Сад». Основным лейтмотивом, на котором базируется семантическое единство сборника, становится время. Лирическое «Я» пребывает и в конкретной временной «точке», миге бытия, и в суточном цикле чередования ночи и дня, и в сезонном цикле: стихотворения охватывают период с февраля («29 день февраля») по июнь («Лишь июнь сортавальские воды согрел…»). Лирическое «Я» уходит в пространство сада, некоего природного космоса, время в котором подчиняется цветению «черемухи» и «сирени». «Черемуха» и «сирень» – символические элементы ахмадулинской флоропоэтики.
Вместилась в твой объем свободный
усадьба и судьба семьи,
которой нет, и той садовый
потерто-белый цвет скамьи.[2, с.53]
(«Сад»,1981)
Анализ лирических книг, ставших показательными в отражении мировосприятия Бэллы Ахатовны Ахмадулиной, позволяет говорить об определенной эволюции лирического «Я» поэтессы. Позднее, накопленные мотивы реализуются в книгах зрелого творчества, в частности, в сборнике «Влечет меня старинный слог», включившем в себя стихотворения 1959 – 1999 годов. Данная книга стихов представляет собой новый этап в развитии лирического «Я» Беллы Ахатовны Ахмадулиной, своеобразное подведение итогов. Тексты стихотворений охватывают весь жизненный путь в творчестве поэта. Показательна и композиционно – структурная организация сборника, который представляет собой жизненный цикл, календарный год: май в стихотворении «В тот месяц май…» январь в циклах «Глубокий обморок» и «Возле Елки» и июнь в последнем стихотворении книги «Девочка с персиками». В книге присутствуют и прозаические разделы («Рассказы») и стихотворно-прозаическими («Нечаяние», «Воспоминания», «Созерцание стеклянного шарика»). Такое жанровое разнообразие (стихотворения, рассказы, дневник, воспоминания) позволяет максимально реализовать лирическое «Я» Беллы Ахатовны Ахмадулиной.
Список использованной литературы
Информация о работе Эволюция лирического «Я» в поэзии Беллы Ахмадулиной