Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:11, доклад
Михаил Михайлович Пришвин все свои произведения посвятил природе. В его повестях и рассказах явления природы оживают, наделяются свойствами, присущими живому существу. И хотя сам писатель говорил, что природа в его творчестве не существует отдельно от человека, все же в его книгах она становится самостоятельным персонажем. И у этого персонажа свои привычки, свой «характер».
Какой смысл автор вкладывает в
слова «Кладовая солнца»? (
Михаил Михайлович Пришвин все
свои произведения посвятил природе. В
его повестях и рассказах явления
природы оживают, наделяются свойствами,
присущими живому существу. И хотя
сам писатель говорил, что природа
в его творчестве не существует отдельно
от человека, все же в его книгах
она становится самостоятельным
персонажем. И у этого персонажа
свои привычки, свой «характер».
В сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»
человек выступает хозяином природных
богатств, благ, которыми нас одаривают
леса, реки, поля, степи. Но не всякому природа
открывает свои кладовые: только щедрый,
добрый и мудрый человек достоин распоряжаться
несметными сокровищами, которые скрывает
от нерадивых хозяев матушка-природа.
Как писал сам автор, люди — «хозяева природы»,
а она для них является «кладовой солнца
с великими сокровищами жизни». Но не так-то
легко властвовать над природой, которая
сама устанавливает законы, а люди должны
им подчиняться. В сказке были «Кладовая
солнца» природные явления становятся
своеобразными действующими лицами, которые
помогают или мешают людям. Так, у Пришвина
«...ветер поиграл с домиком, и он сразу
весь развалился». Словно живые, «очень
волновались старушки-елки, пропуская
между собой мальчика».
В пришвинской «Кладовой солнца» живут
ель и сосна, о которых автор рассказывает
так: «Ветер-сеятель принес два семечка...
Оба семечка легли в одну ямку... С тех пор...
ель и сосна вместе растут... Деревья разных
пород боролись между собой корнями за
питание, сучьями — за воздух и свет...
Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную
жизнь, прилетал сюда иногда покачать
их. И тогда деревья... стонали и выли на
все Блудово болото».
И мы, читая эти строки, ясно видим «борьбу»
искалеченных деревьев и сочувствуем
этим жителям «кладовой солнца». Ведь
Пришвин рассказывает о сосне и ели как
о живых существах: они стремятся обогнать
друг друга, борются за жизнь и воюют между
собой. А не менее реальный злодей — ветер—прилетает
мучить этих несчастных.
Чем внимательнее вчитываешься в строки
этой пришвинской сказки, тем больше находишь
на ее страницах примеров жизни обитателей
«кладовой солнца». Они живут, радуются
солнцу, горюют так, как если бы это были
люди с их проблемами, страстями, слабостями,
достоинствами и недостатками.
Всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его как наследство другим растениям…Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство.
Информация о работе Какой смысл автор вкладывает в слова "Кладовая солнца"?