Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 10:32, контрольная работа
Духовное становление Лермонтова началось очень рано и причины тому следует искать не только в его личной одаренности и в исторических особенностях биографии его поколения, но и в обстоятельствах его индивидуальной судьбы. М.Ю. Лермонтов – продолжатель и наследник пушкинских традиций русской литературы.
Будущий поэт родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве. Его отец, Юрий Петрович Лермонтов, был небогатым и неродовитым армейским капитаном, притом человеком светским и красавцем, пользовавшимся успехом у женщин. Мать, Мария Михайловна, урождённая Арсеньева, была единственной наследницей значительного состояния, которым владела её мать, бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна, принадлежащая к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Брак, заключенный против воли Елизаветы Алексеевны, был, по тогдашним понятием, неровным и к тому же несчастливым: по преданию, Юрий Петрович охладел к жене, не стесняя себя в увлечениях и, кажется, играл. Мальчик рос в обстановке семейных не согласий; через пятнадцать лет смутное воспоминание о них ляжет в основу сюжетной коллизии « Странного человека».
Тоска, чувство одиночества
не покидают юного Лермонтова и тогда,
когда речь идет о любви. Его отношения
к женщине отравлены
Когда твой друг с пророческой тоскою
Тебе вверял толпу своих забот,
Что смерть его позорная зовет,
Что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдет.
В ранней интимной лирике Лермонтова очень мало светлых, радостных настроений, тех «чудных мгновений», что воспеты Пушкиным. В стихотворении «Стансы» («Гляжу вперед сквозь сумрак лет…» 1831) поэт пишет: «Пусть я кого-нибудь люблю: «Любовь не красит жизнь мою».
В ранней лирике чаще речь идет о неразделенной любви, об измене женщины, не оценившей возвышенные чувства друга. В стихотворении «К***» («Я не унижусь перед тобою…», 1832) он прощается с обманувшими мечтами и с той, которая тяжко ранила его чуткое сердце. Поэт, однако, находит себе нравственные силы, чтобы отказаться от личного счастья во имя счастья любимой:
О нет! Я б не решился проклянуть! –
Все для меня в тебе святое:
Волшебные глаза, и эта грудь,
Где бьется сердце молодое.
«К***» («всевышний произнес свой приговор…»). 1831г.
С годами окрепла вера Лермонтова в дружбу и любовь. Он искал и находил «родную душу» («Гляжу на будущность с боязнью»), не представлял себе жизнь без «друзей и братьев», деливших с ним радость и горе («Спеша на север из далека…»). В лирике зрелых лет все реже встречается тема одиночества, все чаще поэт говорит о возможности и необходимости взаимопонимания между духовно близкими людьми, о верности и преданности («Слышу ли голос твой…», «Расстались мы, но твой портрет…»). Интимная лирика последних лет почти свободна от безысходного душевного надрыва. Дружить и любить, по мысли поэта, значить желать добра близкому человеку, подавлять в себе чувство недоверия, прощать мелкие обиды. «Прощать святое право Страданным куплено…» – читаем в стихотворении «Оправдание» (1841г.).
Ни личные невзгоды, ни николаевская
реакция не сломили волю Лермонтова.
Вера «гордая в людей», в лучшую
жизнь помогла поэту
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Воля к действию у Лермонтова проявилась в отрицании самодержавия, в обличении уклада жизни светского общества, в осуждении молодого поколения, стоящего в стороне от борьбы.
Гражданская лирика Лермонтова продолжает традиции поэзии декабристов и Пушкина. Поэт верит в правоту дела дворянских революционеров, боровшихся с самодержавием. В стихотворении «Новгород», обращаясь к декабристам, он пишет:
Сыны снегов, сыны славян,
Зачем вы мужеством упали?
Зачем?.. Погибнет ваш тиран,
Как все тираны погибали!..
Революционная тема в лирике Лермонтова сливается с темой личного участия в общественной борьбе. Ради свободы порабощенного народа поэт готов пожертвовать своей свободой и даже жизнью: "За дело общее, быть может, я паду, Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу…" ("Из Андрея Шенье." 1831)
"За дело общее"
Лермонтов смело выступил в
1837 году, когда трагически погиб
Пушкин. Это одно из лучших
стихотворений русской
Разностопный ямб, риторические вопросы, короткие восклицательные предложения, повторы - все этопридает поэтической речи взволнованность. В первой части открытое негодование прорывается лишь в тех стихах, в которых говорится о Дантесе:
Его убийство хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
Лермонтов пока глухо, намеками говорит о тех, кто направлял пистолет Дантеса.
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затоившийся пожар?
Что ж? веселитесь… - он мучений
Последних вынести не мог…
Нетрудно, разумеется, догадаться, кого Лермонтов имел в виду, когда писал: "Вы… злобно гнали Его свободный, смелый дар", "они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него." Они - это придворная знать, продажные журналисты, идейные защитники самодержавия, жандармы николаевской России. Недаром Лермонтов нарисовал на полях рукописи профиль Дубельта, начальника штаба жандармского корпуса.
Но одно дело намекнуть, что
в трагических событиях замешаны
придворные и жандармы, совсем другое
- назвать истинных виновников гибели
Пушкина. И Лермонтов назвал их, когда
поклонники и защитники Дантеса
стали хулить покойного поэта. "Невольное,
но сильное негодование вспыхнуло
во мне против этих людей…" - признается
поэт. Презирая опасность, Лермонтов
пишет вторую часть стихотворения.
Заключительные строки - это беспощадная
обвинительная речь оратора - патриота.
Пушкина погубили "надменные потомки
Известной подлостью
В "жадной толпе" царедворцев, о которой пишет Лермонтов, узнали себя бекендорфы и другие представители новой знати, оказавшей услугу Николаю 1 в его кровавой расправе с декабристами. Это они таятся "под сению закона", пред ними "суд и правда - все молчи". Лермонтов грозит им суровым судом потомков: "Есть грозный суд: он ждет"… Друг Лермонтова С.А.Раевский справедливо писал, что стихи его были отражением мнений не одного лица, но весьма многих. В скорбные дни прощания с Пушкиным люди плакали молча, шепотом проклинали царя и придворных. Лермонтов громко, открыто заклеймил высокопоставленных преступников. "С тех пор всем, кому дорого русское слово, стало известно имя Лермонтова," - писал современник поэта.
Стихотворение "Как часто пеструю толпою окружен…"(1840 г.) в основе своей имеет реальный факт. Лермонтов присутствовал на маскарадном бале в благородном собрании под новый, 1840 год. И.С.Тургенев вспоминает, что поэту "не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другой, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, - продолжает Тургенев, - что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки…
И т.д."
На балу произошло столкновение поэта с дамой из царской семьи, что явилось лишь поводом для написания стихотворения "Как часто пеструю толпою окружен"… Как и в стихотворении "Смерть поэта", здесь сатирические мотивы находятся в соседстве с элегическими. Вначале несколькими точными штрихами поэт рисует надменных, духовно нищих людей "большого света". В "пестрой толпе" звучат "затверженные речи", "мелькают образы бездушных людей". Поэту духовно чужды эти "приличьем стянутые маски". Чтобы забыться, отдохнуть от "блеска и суеты", он погружается в воспоминания о близкой сердцу "недавней старине". Сатира уступает место элегии, Лермонтову дороги родные тархановские места: "…сад с разрушенной теплицей", заросший "спящий пруд", дымящееся село и "туманы над полями". Когда-то здесь поэт думал "о ней", плакал и любил юное "созданье с глазами, полными лазурного огня"…
Уход от тягостной современности в прекрасное прошлое - тема в русской поэзии не новая. К ней обращались поэты - романтики 20-х годов. В отличие от тех романтиков, которые идеализировали прошлое, Лермонтов убежден в том, что невозможно жить одной привязанностью "к недавней старине". Приятные мечты о прошлом являются обманом, точнее самообманом ("опомнившись, обман я узнаю") и не рассеивают "бурю тягостных сомнений и страстей". Лермонтов - борец.
Его жалобы на современную
ему жизнь переходит в
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Стихотворение волнует не только потому, что в нем обличен высший свет. Читателей пленяет богатый духовный мир самого поэта, его глубокие мысли и чувства: неприязнь к "бездушным людям", мечта о безмятежной жизни в юности и осознание бесплодности этой мечты, трезвое понимание невозможности вырваться из "завистливого и душного" светского общества осознание своей обреченности подчеркнута поэтом кольцевой, замкнутой композицией произведения: в конце стихотворения поэт, опомнившись, вновь видит ненавистную "пеструю толпу" духовно чуждых ему людей. Эмоциональная взволнованность поэта и делает стихотворение подлинно лирическим и вызывает ответное душевное движение у читателей.
Лермонтов бичевал не только людей "завистливого и душного" света, но и часть дворянской интеллигенции, неспособную служить обществу. "Думу" - поэтическая исповедь, чисто сердечная и печальная.
Стихотворение написано ямбом.
Большая часть стихов состоит
из шести стоп. Шестистопный ямб
придает стиху плавность, некоторую
замедленность, неторопливость, что
соответствует характеру
Пятистопный ямб: "Мы лучший сок навеке извлекли…";четырехстопный ямб: "Как пир на празднике чужом".
При внимательном правильном чтении нетрудно заметить, что укороченные пятистопные и четырехстопные стихи произносятся более энергично и резко. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу. В первом четверостишии высказано общее суждение о поколении 30-х годов:
Печально я гляжу на наше поколение!
Его грядушее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познания и сомнения,
В бездействии состарится оно.
В восьми последующих четверостишиях развивается и доказывается мысль, высказанная в начале "Думы". Лермонтова огорчает то, что многие его современники живут "ошибками отцов и познаний их умом".Речь идет об отношении к идейному наследию декабристов. Мы помним, что Лермонтов встречался со ссыльными дворянскими революционерами на Кавказе. Измученные каторгой, ссылкой и солдатчинной, некоторые участники восстания на Сенатской площади примирились с самодержавием, признали революционную борьбу бесполезной. Эти настроения декабристов Лермонтова и называет "поздним их умом".
Поэт убежден в том, что свобода не приходит сама собой: за нее борются, страдают, идут на каторгу и гордо умирают. Лермонтов не может примириться с тем, что люди его поколения, усвоив "поздний ум" отцов, стараются в бездействии, живут без всякой цели, покорно склоняют голову перед силами реакции:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприша мы вянем без борьбы,
Перед опасностью позорно - малодушны
И перед властию - презренные рабы.
Бессмысленны и занятия наукой, если добытые знания не переходят в непосредственное действие на благо общества: "Мы иссушили ум наукою бесплодной"…
С тревогой и болью Лермонтов говорит о том, что у его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Поэтому "И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви"…
Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны на труд и на подвиг.
Стихотворение заканчивается убийственным выводом, подготовленным и оправданным всем ходом авторских рассуждений.
Толпой угрюмой и скоро позабытой,
Над имром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Разобщенные друг с другом и не в ладу составляют "угрюмую толпу". Лермонтов одновременно негодует и грустит. "Дума" - это и сатира и элегия. Автор говорит от лица той прогрессивной интеллигенции, которая не хотела мириться с николаевским режимом, но ничего не могла предпринять в эти тяжелые, мрачные годы.
Вот почему поэт употребляет местоимение мы: "Богаты мы … ошибками отцов" и т.д . Это принципиальный разговор поэта не с врагами, а с друзьями и с самим собой. "Дума" - не только осуждение. Это и призыв к активной деятельности, к пробуждению гражданской совести у поколения, старящегося в бездействии.
Лермонтов беспредельно любил
русский народ, тонко чувствовал
красоту родной природы. Не удивительно,
что пейзажные зарисовки
В лирике зрелых лет картины
природы как бы очищены от эмоциональных
словесных украшений и
Информация о работе Картины русской жизни в творчестве М.Ю. Лермонтова