Категория подростковой «наоборотности» в романе Набокова «Лолита»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:16, сочинение

Описание работы

Владимир Набоков написал роман о глубине проблемы греховной и порочной любви, о трагедийности этого явления и как следствие – о трагедийности жизней героев.
Тридцати семилетний Гумберт становится зависимым от маленькой Долорес, он теряет голову. Совершенно очевидно, что «Лолита» - это произведение о болезненной и обречённой, но всё же любви. Именно неспособность Гумберта «отпустить» Долорес и его одержимость ею являются, как грехом, так и трагедией, проходящей красной нитью через всё произведение. Герой попал в «трясину», поглощающую его блаженством и проклятием одновременно.

Файлы: 1 файл

Эссе по Набокову.docx

— 19.36 Кб (Скачать файл)

Тыркич Юлия  6группа,4 курс

Эссе по теме: «Категория подростковой «наоборотности» в романе Набокова «Лолита»»

Владимир Набоков написал  роман о глубине проблемы греховной  и порочной любви, о трагедийности  этого явления и как следствие  – о трагедийности жизней героев.

Тридцати семилетний Гумберт становится зависимым от маленькой Долорес, он теряет голову. Совершенно очевидно, что «Лолита» - это произведение о болезненной и обречённой, но всё же любви. Именно неспособность Гумберта «отпустить» Долорес и его одержимость ею являются, как грехом, так и трагедией, проходящей красной нитью через всё произведение. Герой попал в «трясину», поглощающую его блаженством и проклятием одновременно.

 Переплетение судеб  в романе не случайно. Боль  утрат преследует главных героев  с самого раннего возраста, позднее  создавая греховные порождения. Гумберт потерял любимую девочку, а Лолита – отца. Ло видит в мужчине прообраз того, кого лишилась, будучи совсем маленькой. Но, воспитанная одной матерью, она не замечает грани и флиртует с Гумбертом, идеализируя Клера Куильти. Гумберт же искренне любит маленькую Гейз, не смотря на все её пороки и вульгарность.

Главная тема романа – тема потерянного рая, утраченного блаженства и душевного одиночества: Гумберт рассказывает о своей умершей возлюбленной. Прекрасное и взаимное чувство посетило героя в совсем юном возрасте. Её звали Аннабелла. Смерть Аннабеллы стала препятствием для всякой другой любви мальчика. Гумберта, как и в его далёком детстве, тянет к нимфеткам и тогда, когда он становится мужчиной. Только в них он мог найти знакомые черты, наивность, простоту. Именно в таком мире ему было комфортно и уютно, и именно его он и пытался воссоздать после смерти Аннабеллы. Гумберт ищет утерянный рай. Символичным здесь становится и появление Лолиты с красным яблоком в руке, напоминая читателям о «запретном плоде», который искушает и манит.

 Мужчина на протяжении  всего романа сравнивает своё  состояние с раем. В Долорес  герой находит своё утерянное  счастье. Лолита является к  мужчине, как перерождение Аннабеллы. Но Гумберта губит созданная им иллюзия, ведь Ло совсем не похожа на его детскую любовь. Трагическое заблуждение наносит вред не только жизни мужчины, но и судьбе девочки..

В романе В.В. Набоков показывает читателям две Лолиты: первая – самая обыкновенная девочка, воспитанная вульгарной матерью, любящая джаз и мороженое с леденцами, ставшая объектом страсти главного героя произведения. Вторая – демоническая нимфетка, властвующая над Гумбертом. Но в отличие от первого – реального образа девочки, рождённой в 1935 году в Америке и погибшей при родах, вторая Ло – существо, созданное самим мужчиной. Её появление на свет происходит в 1923 году, когда маленький Гумберт встретил Аннабеллу, а умирает вторая Лолита вместе со смертью самого героя. Таким образом, вторая Ло является продолжением девочки, умершей в юном возрасте и оставившей неизлечимый след в душе Гумберта. Эта Лолита, порочная и лживая, совращает мужчину, обманывая и насмехаясь, а затем желает покинуть его, вступая в сговор с Куильти.

Лолита становится для  мужчины самым настоящим смыслом  жизни. Лолита сводит Гумберта с ума. Мужчина, пленённый нимфеткой, даже пишет о том, как хотел бы прижаться губами ко всем внутренностям девочки, познать её тело и душу и увидеть трепещущее сердце. Чувства Гумберта настолько сильны, что переходят грань безумства и помешательства. Одно имя героини будоражит мужчину.

 Трагедия заключается  в том, что своими всепоглощающими  чувствами Гумберт не воссоздаёт истинный образ Ло, а убивает его. Мужчина словно преследует девочку, попавшую в любовный плен героя. Гумберт идёт на поводу у «смертоносного юного демона», угождая Гейз во всём, а та, в свою очередь, потерянная и одинокая, хитрит и пользуется своей неограниченной властью.

 Однозначно охарактеризовать  Лолиту невозможно. С одной стороны,  хрупкая Ло предстаёт перед  читателями далеко не в виде  жертвы, ведь девочка безжалостно  «распоряжается» судьбой Гумберта, зная о его чувствах. Легкомысленная и дерзкая Долорес даже находит в исповеди Гумберта созвучие с Лилит, женой Адама, превратившейся в демона. Этим Набоков хотел показать сущность героини, уделяя большое внимание созвучию имён.

 С другой стороны,  Лолита, воспитанная пошловатой  матерью, которая только и занималась  как налаживанием своей личной  жизни, а затем и вовсе сирота, лишённая внимания и любви  отца с самого детства, ищет  тех, кому можно довериться. Долорес  одинока и предоставлена сама  себе. Девочке не хватало ласки  и тепла с самого раннего  возраста, поэтому она с лёгкостью  отдаётся мужчине, обратившему  внимание не только на её  внешние данные, но и полюбившему  её душу. Судьба маленькой Гейз, несомненно, вызывает сострадание и жалость, ведь она, лишённая любви и вдруг получившая её в полном объёме, просто не смогла совладать с неизлечимыми ранами сердца.

 Лолита, переходит дозволенную  черту и сама завлекает Гумберта, который сначала мечтал только о том, чтобы наслаждаться красотой спящей нимфетки. Но девочка приоткрывает запретную дверь, давая волю не только себе, но и чувствам мужчины. А поняв, что отношения с Гумбертом зашли слишком далеко, Долорес плачет ночами и строит планы побега к новому «герою сердца». Тем временем Гумберт, слыша слёзы его Ло, делает вид, что не замечает душевной опустошённости героини. Надуманная и приписанная самим себе слепота героев, запутавшихся в собственных пороках и чувствах, приводит в ужас.

 Когда Долорес осознаёт  свою власть над Гумбертом, мужчина становится неинтересен девочке, уже спешащей к извращённому драматургу. Но куда бы Ло не убегала, помочь ей может только Гумберт. В свою очередь и Гейз, понимает, что не нужна никому кроме «любителя нимфеток». И даже выйдя замуж, беременная Лолита обращается с просьбой о помощи именно к Гумберту, ощущая зависимость от того, кто когда-то «приручил» её. Невидимая нить, связавшая судьбы героев, не оборвалась и после их расставания. Гумберт и Лолита даже умирают почти одновременно. Я считаю, что именно этим В.Набоков хотел показать ту общность двух судеб, то невидимое никому кроме них единство.

 Долорес с мужем  объединяют лишь дружба и стечение  обстоятельств. Раннее вхождение  Лолиты во взрослую жизнь убило  в ней всякую любовь и понимание  этого чувства в правильном  смысле. Гейз уже не способна полюбить сердцем, потому что привыкла, что чувства всегда куплены, растоптаны или маниакально отвратительны.

Гумберт на протяжении всего романа пытается воскресить свою детскую любовь, на которую похожа маленькая Гейз. Эта страсть мужчины и его желание повернуть время обратно убивает в Лолите детство, невинность, оборачиваясь в итоге поражением. Соперник героя – Клэр Куильти, похититель и соблазнитель Ло, являет собой тёмное начало. Изображение Набоковым сцены убийства этого персонажа знаменует конец той романтической веры Гумберта в сладострастие детства и в воскрешение прошлого.

Отношения Гумберта и Долорес оборачиваются неизбежным кошмаром. Мужчина, стремившийся вернуть утерянный рай, так и не обретает его. И это происходит потому, что ищет герой его не там и не с теми. Герой постоянно размышляет о том, что у них с Ло нет тем для разговоров, и они не могут найти общий язык. Но это никак не наводит Гумберта на мысли отступить. Он принимает Долорес с её демонической сущностью, как должное, как данный свыше подарок за жизненные страдания.

 В конце романа  Гумберт находится в отчаянии. Его роковые ошибки и заблуждения ломают не только его жизнь, но и жизнь маленькой Ло, у которой больше нет детства. Мужчина «вырвал»  её из той среды, в которой она должна была находиться, играть, незаметно взрослеть и только потом входить в мир любви и любовных отношений. Долорес вмиг повзрослела. Ей пришлось повзрослеть. И она, как каждая девочка, мечтающая в детстве стать старше, погружается с головой в эту новую жизнь, но позже понимает, что вернуться обратно уже нельзя.

 Гумберт «убивает» маленькую Гейз своей болезненной любовью. Он отдавал ей всё, что мог, а взамен получил отвращение с её стороны и огромное презрение за тот мир и счастье, которого он лишил Ло. Мужчине тяжело осознать тот факт, что Лолита теперь ненавидит его – того, кто грезил и обожествлял, но воспевает Куильти, так подло поступившего с ней. Здесь в ужас приводят ключевые слова героини: «…он разбил мое сердце, ты всего лишь разбил мою жизнь».  Произнесённое повзрослевшей Долорес слово «всего лишь» становится роковым.


Информация о работе Категория подростковой «наоборотности» в романе Набокова «Лолита»