Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:16, сочинение
Владимир Набоков написал роман о глубине проблемы греховной и порочной любви, о трагедийности этого явления и как следствие – о трагедийности жизней героев.
Тридцати семилетний Гумберт становится зависимым от маленькой Долорес, он теряет голову. Совершенно очевидно, что «Лолита» - это произведение о болезненной и обречённой, но всё же любви. Именно неспособность Гумберта «отпустить» Долорес и его одержимость ею являются, как грехом, так и трагедией, проходящей красной нитью через всё произведение. Герой попал в «трясину», поглощающую его блаженством и проклятием одновременно.
Тыркич Юлия 6группа,4 курс
Эссе по теме: «Категория подростковой «наоборотности» в романе Набокова «Лолита»»
Владимир Набоков написал роман о глубине проблемы греховной и порочной любви, о трагедийности этого явления и как следствие – о трагедийности жизней героев.
Тридцати семилетний Гумберт становится зависимым от маленькой Долорес, он теряет голову. Совершенно очевидно, что «Лолита» - это произведение о болезненной и обречённой, но всё же любви. Именно неспособность Гумберта «отпустить» Долорес и его одержимость ею являются, как грехом, так и трагедией, проходящей красной нитью через всё произведение. Герой попал в «трясину», поглощающую его блаженством и проклятием одновременно.
Переплетение судеб
в романе не случайно. Боль
утрат преследует главных
Главная тема романа – тема потерянного рая, утраченного блаженства и душевного одиночества: Гумберт рассказывает о своей умершей возлюбленной. Прекрасное и взаимное чувство посетило героя в совсем юном возрасте. Её звали Аннабелла. Смерть Аннабеллы стала препятствием для всякой другой любви мальчика. Гумберта, как и в его далёком детстве, тянет к нимфеткам и тогда, когда он становится мужчиной. Только в них он мог найти знакомые черты, наивность, простоту. Именно в таком мире ему было комфортно и уютно, и именно его он и пытался воссоздать после смерти Аннабеллы. Гумберт ищет утерянный рай. Символичным здесь становится и появление Лолиты с красным яблоком в руке, напоминая читателям о «запретном плоде», который искушает и манит.
Мужчина на протяжении
всего романа сравнивает своё
состояние с раем. В Долорес
герой находит своё утерянное
счастье. Лолита является к
мужчине, как перерождение
В романе В.В. Набоков показывает читателям две Лолиты: первая – самая обыкновенная девочка, воспитанная вульгарной матерью, любящая джаз и мороженое с леденцами, ставшая объектом страсти главного героя произведения. Вторая – демоническая нимфетка, властвующая над Гумбертом. Но в отличие от первого – реального образа девочки, рождённой в 1935 году в Америке и погибшей при родах, вторая Ло – существо, созданное самим мужчиной. Её появление на свет происходит в 1923 году, когда маленький Гумберт встретил Аннабеллу, а умирает вторая Лолита вместе со смертью самого героя. Таким образом, вторая Ло является продолжением девочки, умершей в юном возрасте и оставившей неизлечимый след в душе Гумберта. Эта Лолита, порочная и лживая, совращает мужчину, обманывая и насмехаясь, а затем желает покинуть его, вступая в сговор с Куильти.
Лолита становится для
мужчины самым настоящим
Трагедия заключается
в том, что своими
Однозначно охарактеризовать
Лолиту невозможно. С одной стороны,
хрупкая Ло предстаёт перед
читателями далеко не в виде
жертвы, ведь девочка безжалостно
«распоряжается» судьбой
С другой стороны,
Лолита, воспитанная пошловатой
матерью, которая только и
Лолита, переходит дозволенную
черту и сама завлекает
Когда Долорес осознаёт свою власть над Гумбертом, мужчина становится неинтересен девочке, уже спешащей к извращённому драматургу. Но куда бы Ло не убегала, помочь ей может только Гумберт. В свою очередь и Гейз, понимает, что не нужна никому кроме «любителя нимфеток». И даже выйдя замуж, беременная Лолита обращается с просьбой о помощи именно к Гумберту, ощущая зависимость от того, кто когда-то «приручил» её. Невидимая нить, связавшая судьбы героев, не оборвалась и после их расставания. Гумберт и Лолита даже умирают почти одновременно. Я считаю, что именно этим В.Набоков хотел показать ту общность двух судеб, то невидимое никому кроме них единство.
Долорес с мужем
объединяют лишь дружба и
Гумберт на протяжении всего романа пытается воскресить свою детскую любовь, на которую похожа маленькая Гейз. Эта страсть мужчины и его желание повернуть время обратно убивает в Лолите детство, невинность, оборачиваясь в итоге поражением. Соперник героя – Клэр Куильти, похититель и соблазнитель Ло, являет собой тёмное начало. Изображение Набоковым сцены убийства этого персонажа знаменует конец той романтической веры Гумберта в сладострастие детства и в воскрешение прошлого.
Отношения Гумберта и Долорес оборачиваются неизбежным кошмаром. Мужчина, стремившийся вернуть утерянный рай, так и не обретает его. И это происходит потому, что ищет герой его не там и не с теми. Герой постоянно размышляет о том, что у них с Ло нет тем для разговоров, и они не могут найти общий язык. Но это никак не наводит Гумберта на мысли отступить. Он принимает Долорес с её демонической сущностью, как должное, как данный свыше подарок за жизненные страдания.
В конце романа Гумберт находится в отчаянии. Его роковые ошибки и заблуждения ломают не только его жизнь, но и жизнь маленькой Ло, у которой больше нет детства. Мужчина «вырвал» её из той среды, в которой она должна была находиться, играть, незаметно взрослеть и только потом входить в мир любви и любовных отношений. Долорес вмиг повзрослела. Ей пришлось повзрослеть. И она, как каждая девочка, мечтающая в детстве стать старше, погружается с головой в эту новую жизнь, но позже понимает, что вернуться обратно уже нельзя.
Гумберт «убивает» маленькую Гейз своей болезненной любовью. Он отдавал ей всё, что мог, а взамен получил отвращение с её стороны и огромное презрение за тот мир и счастье, которого он лишил Ло. Мужчине тяжело осознать тот факт, что Лолита теперь ненавидит его – того, кто грезил и обожествлял, но воспевает Куильти, так подло поступившего с ней. Здесь в ужас приводят ключевые слова героини: «…он разбил мое сердце, ты всего лишь разбил мою жизнь». Произнесённое повзрослевшей Долорес слово «всего лишь» становится роковым.
Информация о работе Категория подростковой «наоборотности» в романе Набокова «Лолита»