Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 22:59, контрольная работа
Русские народные сказки о животных – самая древняя группа сказок, в основе которых лежат тотемистические и анимистические культы. Эти сказки связаны с архаическими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. В дошедших до нас сюжетах эти мифологические элементы переосмыслены иначе. Сказка показывает, что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными, символизирующими силу. Так появились отрицательные персонажи русских сказок
Русские народные сказки о животных. Особенности, строение и характеристики героев сказок о животных. Кумулятивные сказки.
……………………………………………………………………………3 стр.
2. Ш. Перро. История создания сборника «Сказок моей матушки Гусыни...». Сказка «Красная Шапочка»……………………………..6 стр.
Маленькие рассказы Л.Н. Толстого. Их воспитательная направленность и огромное эмоциональное воздействие на детей. Анализ рассказа «Косточка»…………………………………………………………..…..8 стр.
Веселые сказки в стихах – основной жанр творчества Чуковского для детей. История создания, основные идеи, главный конфликт, элементы сатиры, художественные особенности сказки «Мойдодыр»
……………………………………………………………………………10 стр.
Использование литература………………………………………….......13 стр.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ№2
Контрольная работа по дисциплине
«Детская литература
с практикумом по выразительному чтению»
Вариант – 1
Выполнил: студент 3 курса
отделения заочного обучения
Индекс : 4540070
Адрес: г.Челябинск , пер. 11-ый Лобинский, 14
Домашний телефон: -
Сотовый телефон: 89049795497
Челябинск – 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Русские народные
сказки о животных. Особенности, строение
и характеристики героев сказок о животных.
Кумулятивные сказки.
Русские народные сказки о животных
– самая древняя группа сказок, в основе
которых лежат тотемистические и анимистические
культы. Эти сказки связаны с архаическими
мирами, в которых животные персонажи
стояли у истоков творения мира. В дошедших
до нас сюжетах эти мифологические элементы
переосмыслены иначе. Сказка показывает,
что раньше люди пытались объяснить явления,
происходящие в природе, и испытывали
священный трепет перед животными, символизирующими
силу. Так появились отрицательные персонажи
русских сказок. Каждому этому герою свойственен
свой индивидуальный характер и только
ему присущие черты.
Характеристика животных в сказке включает
в себя несколько ярко выраженных персонажей,
олицетворяющих силу и хитрость, злобу
и грубую силу.
В животном мире сказок существует особый
тип героя – трикстер, плут и обманщик.
Лиса в сказках выступает главным трикстером.
Это устойчивый образ, в котором доминирует
хитрость, склонность к обману и уловкам.
Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё
– будет притворяться слабой и беспомощной,
пускать в ход всё своё обаяние и красноречие.
В русских сказках трикстеру противопоставляется
персонаж-простак. Им может быть волк,
которого лиса с успехом одурачивает,
петух («Кот, петух и лиса«), или слабый
заяц, которого она выгоняет из своей избы
(«Лиса и заяц«).
Первоначально в мифе именно его необычное
поведение способствовало сотворению
мира и обретению знания. В отличие от
мифа, лиса-трикстер часто наказывается
за свои проделки, особенно, когда она
нападает на слабых беспомощных героев.
Например, Лиса в сказке «Лисичка со скалочкой»
спасается бегством и прячется в нору.
Волк в сказках традиционно олицетворяет
собой жадность и злобу. Его часто изображают
глупым, поэтому его часто одурачивают
персонажи сказок похитрее, например,
Лиса. Противопоставление этих двух сильных
животных характеров встречается во многих
сказочных сюжетах, и почти во всех волк,
являясь недогадливым и недальновидным,
снова и снова дает себя обмануть. Однако,
в древних культурах образ волка ассоциировался
со смертью, поэтому в сказках этот животный
персонаж зачастую кого-то съедает («Волк
и семеро козлят») или нарушает спокойную
жизнь животных («Зимовье зверей«). Но
в итоге добрые сказочные персонажи русских
сказок всегда обманывают или побеждают
волка. Например, волк в сказке «Лисичка-сестричка
и волк« остается без хвоста.
Медведь в сказках представляет собой
воплощение грубой силы. Иногда он свиреп,
иногда – наивен и добр. Будучи хозяином
леса, он обладает властью над другими
животными, но, тем не менее, характером
отличается простоватым. Наличие физической
силы у данного животного персонажа практически
исключает ум – медведь в сказках глуп
и оказывается одурачен слабыми животными.
Можно увидеть параллель образа медведя
с образом богатых помещиков во время
крепостного права. Поэтому люди и другие
животные, символизирующие в сказках свободный
и хитрый русский народ, часто пытаются
обхитрить и одурачить медведя. Например,
медведь остается ни с чем (сказка «Мужик
и медведь«) или вовсе оказывается съеденным
толпой народа («Медведь — липовая нога«).
В некоторых сказках медведь ленив, спокоен
и очень ценит свой покой. Также встречаются
сказки, в которых медведь проявляет себя
как добрый животный персонаж, помогающий
людям. Например, медведь одаривает подарками
Машу, выступая, тем самым, символом добрых
сил природы, которые любят трудолюбие
и честность.
Существует не очень обширный вид сказок,
которые обладают настолько специфическими
композиционными и стилевыми особенностями,
что выявление их в особый разряд не вызывает
никаких сомнений. Это так называемые
кумулятивные сказки.
Кумуляция - циклическое повторение
и расширение сюжетных узлов - один из
основных приёмов создания сказочного
текста. Троекратная проверка героем силы
с помощью палицы - кумуляция, посещение
героем медного, серебряного, золотого
дворцов - кумуляция, троекратная битва
со змеем - кумуляция. Особенно много кумулятивных
сказок значится в разделе сказок о животных.
Композиция кумулятивных сказок независимо
от форм исполнения чрезвычайно проста.
Она слагается из трех частей: из экспозиции,
из кумуляции и из финала. Экспозиция чаще
всего состоит из какого-нибудь незначительного
события или очень обычной в жизни ситуации:
баба печет колобок, разбивается яичко,
мужик нацеливается в зайца и т. д. Такое
начало не может быть названо завязкой,
так как действие развивается не изнутри,
а извне, большей частью совершенно случайно
и неожиданно. В этой неожиданности —
один из главных художественных эффектов
таких сказок. За экспозицией следует
цепь (кумуляция).
Целый ряд кумулятивных сказок построен
на последовательном появлении каких-нибудь
непрошеных гостей или компаньонов. К
мужику или бабе в сани напрашиваются
заяц, лиса, волк, медведь. Сани ломаются.
Сходно: волк просит положить на сани лапу,
другую, третью, четвертую. Когда он кладет
в сани еще и хвост, сани ломаются. Обратный
случай: назойливую козу, занявшую избушку
зайчика, не могут выгнать кабан, волк,
бык, медведь. Выгоняет ее комар, пчела,
еж.
Кумулятивные сказки отличаются от других
сказок и своим стилем, своим словесным
нарядом, формой своего исполнения.
2. Ш. Перро. История создания сборника «Сказок моей матушки Гусыни...». Сказка «Красная Шапочка».
Шарль Перро, французский поэт и критик. Член Французской академии. Его удивительные сказки известны и любимы в России.
В 1697 г. Ш. Перро опубликовал сборник «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Сборник содержал 8 сказок («Золушка», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Подарки феи», «Рике-хохолок», «Спящая красавица», «Синяя борода»), представлявших собой литературную обработку народных сказок (как полагают, услышанных от кормилицы сына Перро) — кроме одной («Рике-хохолок«), сочиненной самим Перро. Фактически Перро ввел народную сказку в систему жанров «высокой» литературы.
Кроме того, в сборник вошли три стихотворных
произведения, опубликованные Перро за
несколько лет до издания книги, а именно —
новелла «Гризельда« и две сказки, «Ослиная
шкура« и «Потешные желания«. В современные
издания эти три сочинения, как правило,
не включают.
Сборник имел оглушительный успех и породил
среди французской аристократии моду
на сказки. Свои обработки народных сюжетов
и целые сборники опубликовали Мадам д'Онуа,
племянница Шарля Перро — Мадам Леритье и
многие высокородные дамы. Наибольшую
популярность получила сказка «Красавица
и чудовище«, созданная писательницами Лепренс
де Бомон и Барбо де Вильнёв; во многих
изданиях она печатается под одной обложкой
со «Сказками матушки Гусыни».
«Сказки» способствовали демократизации
литературы и оказали влияние на развитие
мировой сказочной традиции (Братья В.
и Я. Гримм, Л. Тик, Г. Х. Андерсен). На русском
языке сказки Перро впервые вышли в Москве
в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах
с нравоучениями».
«Красная Шапочка» - народная европейская Сказка с
сюжетом о маленькой девочке, повстречавшей
волка. В фольклорных записях сюжет данной
сказки выглядит следующим образом:
Мать посылает дочь к бабушке с молоком
и хлебом. Та встречает Волка, рассказывает
ему, куда идёт. Волк обгоняет девочку,
убивает бабушку, готовит из её тела кушанье,
а из Крови — напиток, одевается в одежду
бабушки и ложится в её кровать. Когда
девочка приходит, волк предлагает ей
поесть. Бабушкина Кошка пытается предупредить
девочку о том, что та ест останки бабушки,
но волк кидает в кошку деревянными башмаками
и убивает её. Потом волк предлагает девочке
раздеться и лечь рядом с ним, а одежду
бросить в огонь. Та так и делает и, улегшись
рядом с волком, спрашивает, почему у него
много волос, широкие плечи, длинные ногти,
большие зубы. На последний вопрос волк
отвечает: «Это чтобы поскорее съесть
тебя, дитя моё!» и съедает девочку.
Шарль Перро литературно обработал народный сюжет. Он убрал мотив Каннибализма, персонаж-кошку и её убийство волком, ввёл вызывающую красную шапочку - чепчик-»компаньонку» (в оригинале - «шаперон», во времена Перро вышедший из моды в городах, но популярный у женщин в сельской местности), которую носила девочка, а главное — нравоучительно осмыслил сказку, введя мотив нарушения девочкой приличий, за которое она поплатилась, и заключил сказку стихотворной Моралью, наставляющей девиц опасаться соблазнителей. Тем самым, хотя грубые натуралистические моменты народной сказки были существенно смягчены, обращение к вопросу взаимоотношения полов было подчёркнуто.
3. Маленькие рассказы Л.Н. Толстого.
Их воспитательная
Великий писатель умел и любил разговаривать с детьми. Он и взрослых стремился направить на путь нравственного самосовершенствования, а детям умел ненавязчиво подсказать правильные модели поведения.
Раскроем книгу «Рассказы и сказки» Л. Н. Толстого и отберем то, что доступно пониманию малыша. Скажем, «Сливовая косточка». Немудреный и даже не очень сказочный сюжет, но прием так называемого открытого конца дает возможность не просто прочесть материал, а побудить ребенка самостоятельно делать выводы.
Спросите у него: «Как ты думаешь, почему Ваня заплакал?» – и малыш (сам или с вашей помощью) обоснует мотивацию поступка: «Он заплакал, потому что ему стало стыдно – ведь Ваня соврал!» Ребенок на материале сказки Л. Н. Толстого не только слышит красивую русскую речь и воспринимает сюжет, он осваивает одновременно две истины: лучше не нарушать запретов, наложенных взрослым, но если ты уже сделал что-то не так – лучше честно рассказать об этом, а то получится как у Вани: обман раскрылся, все над тобой смеются, ой, какой стыд!
Любая из сказок Л. Н. Толстого несет в себе огромный воспитательный заряд. И рассматриваемые им ситуации не устаревают, эти истины вечны. Маленькая сказочка «Старик и яблоня» учит наших малышей, можно сказать, суперсовременным вещам: когда что-то делаешь, думай не только о настоящем, но и о будущем, старайся оставить о себе добрую память, не будь эгоистом, занятым только собою!
В сказках Л. Н. Толстого второй слой лежит близко к поверхности, ребенок легко улавливает нравственную сторону повествования и делает её нормой своей жизни. Да, в жизни всё не так просто, но тот, кто взрастил в себе.
В данном рассказе психологически
убедительно показаны мучительные колебания
маленького Вани, который впервые увидел
сливы: он «никогда не ел слив и все нюхал
их. И очень они ему нравились. Очень хотелось
съесть. Он все ходил мимо них». Соблазн
оказался настолько сильным, что мальчик
съел сливу. Отец нехитрым способом узнал
правду: «Ваня побледнел и сказал: «Нет,
косточку я бросил за окошко». И все засмеялись,
а Ваня заплакал». Рассказы Л. Н. Толстого,
посвященные детям, метко обличают дурное
и ярко показывают каждое доброе движение
детской души.
Также можно
сказать, что данный рассказ учит ребят
тому, что нельзя обманывать и брать что-то
без спроса.
Язык сказок Л. Н. Толстого не переусложнен,
дети быстро запоминают их содержимое
и охотно возвращаются к любимым произведениям
еще и еще раз. Родителей это не должно
настораживать, это характерно для дошкольного
возраста. Положа руку на сердце, скажем
себе: «Лев Толстой куда полезней современных
стрелялок, поэтому не стоит жалеть времени
на приобщение малыша к хорошей литературе!»
Таким образом,
Л. Н. Толстой своими произведениями стремится
вызвать глубокие переживания ребенка,
воспитать в нем любовь и уважение к людям.
4. Веселые
сказки в стихах – основной
жанр творчества Чуковского
Чуковский Корней Иванович (1882-1969), настоящее
имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков
- русский писатель, поэт, переводчик, литературовед.
Веселые сказки в стихах – основной жанр
творчества Чуковского для детей. Неоспоримо,
что это очень нужная и в выполнении Чуковского
превосходная форма. Стихи для маленьких
должны быть игровыми, в коротких произведениях
не обязательно разнообразие ритма и эмоций.
Педагогическое значение сказок Чуковского
в том и заключается, что они учат детей
наслаждаться стихами, воспринимать поэтическое
слово уже в очень раннем возрасте. Игра
звуками развивает речь малышей, смысловые
игры утверждают ребят в понимании «координации
вещей». Сказки Чуковского в целом и отдельные
их элементы, в том числе чёткий ритм, богатая
рифма, выполняют не только эстетическую,
но и учебную функцию.
Ярким подтверждением таланта писателя
являются сказки в стихах самого К. И. Чуковского.
В 1922 году он написал «Мойдодыр», «Тараканище»,
в 1924 году появилась «Муха-Цокотуха», к
1925— 1926 годам относятся «Бармалей», «Телефон»,
«Федорино горе».[224]
Повествование сказки «Мойдодыр» ведётся
от лица мальчика, от которого внезапно
начинают убегать его вещи. Появившийся
говорящий умывальник Мойдодыр сообщает
мальчику, что вещи сбежали от него из-за
того, что тот грязнуля. По приказу Мойдодыра
щётки и мыло набрасываются на мальчика
и начинают его мыть. Мальчик вырывается
и выбегает на улицу, однако за ним в погоню
отправляется мочалка. Гуляющий по улице
Крокодил проглатывает мочалку, после
чего угрожает мальчику, что проглотит
и его, если тот не умоется. Мальчик бежит
умываться к радости Мойдодыра, после
чего вещи возвращаются к нему. Заканчивается
стихотворение гимном чистоте. Интересный
факт: в советских изданиях фраза «Боже,
Боже, что случилось?» была заменена цензурой
на «Что такое? Что случилось?».
Действие «Мойдодыра», как и большинства
сказок Чуковского, начинается стремительно:
Что такое?
Что случилось?
Отчего же
Все кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
Оказывается, Мойдодыр не терпит грязнуль.
Вначале он укоряет мальчика-грязнулю,
затем переходит к угрозам и, наконец,
идет в наступление: двинул на него мочалки,
щетки, мыло… Грязнуля бежит, пытается
увернуться от мочалки… Казалось бы, спасения
нет, но «навстречу мой хороший, мой любимый
Крокодил», который «мочалку, словно галку,
словно галку, проглотил». Но и любимый
Крокодил требует от мальчика того же,
а иначе, говорит, «растопчу и проглочу».
И наконец, радостный гимн в честь воды:
Давайте же мыться,
плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в
лохани,
В реке, в ручейке, в
океане,
И в ванне и в бане,
Всегда и везде
Вечная слава воде!
Правда, в отличие от других сказок здесь
герой, казалось бы, терпит поражение,
но сказка учила и учит маленького слушателя
ценить и понимать настоящих, требовательных
друзей: Мойдодыр не враг, наоборот, он
помог мальчику одержать победу над своими
дурными привычками.
Таким образом, каждая сказка К. И. Чуковского
имеет свой завершенный сюжет, в основе
конфликта лежит, как правило, борьба добра
со злом. Идея сказки и заключается в победе
добра над злом, в торжестве счастья, светлого
начала.
5. Список литературы
1. Арзамасцева И. Н.
Детская литература. – М.: Академия, 2008.
2. Детская литература:
Учебник для студентов вузов. / Под. ред.
Зубаревой Е.Е. – М.: Высшая школа, 2004.
3. Кузнецова Н.И., Мещерякова
М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели.
Справочник для учителей и родителей.-
М., 2009.
4. Латова Н.В. Чему учит
сказка. // Литература в школе. 2003. № 4.
5. Сетин Ф.И. История
русской детской литературы. — М., 2001.