Контрольная работа по дисциплине "Литература"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 00:11, контрольная работа

Описание работы

1. Гоголь в оценке Белинского («ранний» Гоголь и «поздний» Гоголь)
2. О чем «особенном» писал Н.В. Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями»?
3. Письмо Белинского Гоголю в истории России 19-20 веков

Файлы: 1 файл

Istoria_mirovykh_tsivilizatsiy (1).docx

— 33.08 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Гоголь в оценке Белинского («ранний» Гоголь и «поздний» Гоголь)   

3

2. О чем «особенном» писал Н.В. Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями»?                                                                               

5

3. Письмо Белинского Гоголю в истории России 19-20 веков

6

4.      Список  использованных источников

8


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Гоголь в оценке Белинского («ранний» Гоголь и «поздний» Гоголь)

Гениальное художественное наследие Гоголя разделило судьбу, весьма показательную и типичную для прогрессивных и демократических деятелей культуры XIX века. В условиях буржуазно-дворянского общества творчество подлинно большого писателя неминуемо становилось предметом ожесточенной борьбы различных социальных сил. Полемика вокруг Гоголя, развернувшаяся буквально на следующий день по выходе его первой книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» и длившаяся на протяжении двух третей столетия, была особенно острой и напряженной.

Официальные идеологи самодержавия сразу же увидели в Гоголе опасного и серьезного врага. Изобличение исторической отсталости, бесчеловечности феодально-крепостнического общества, утверждение свободомыслия, гуманизма и демократизма, отчетливо проявившиеся уже в первой книге великого сатирика, делали Гоголя неприемлемым защитникам самодержавия, реакции, крепостного строя, Гоголь, один «из великих вождей России на пути сознания, развития, прогресса», по замечательному выражению Белинского, вызывал ожесточенные нападки литературной реакции и высокую оценку и поддержку со стороны передовой демократической общественности.

Гоголь безжалостно разоблачает духовную нищету, моральную пошлость и ничтожество дворянства. Сила Гоголя в том, что распад человеческой личности он сумел показать как результат тлетворного влияния крепостного права. Главной задачей современной ему литературы Гоголь считает реалистическое изображение русской действительности. Идеи Гоголя и Белинского в области эстетики имели много родственных черт.

Гоголь, прокладывая путь реализму, вел, подобно Белинскому, неутомимую борьбу с продажной литературой официальных идеологов самодержавия, с Булгариным, Гречем и Сенковским. Эта родственность их взглядов на основные законы искусства, общая борьба за народную и реалистическую литературу сделали критика-демократа и великого писателя соратниками в укреплении реалистического направления в русской литературе.

Белинский выдвинул Гоголя в качестве главы новой литературы как раз за то, что великий сатирик предпочитал «обыкновенное» необыкновенному. Гоголевское творчество помогло Белинскому отчетливо и ясно сформулировать основные требования художественного реализма. В краткой заметке в апрельском номере «Молвы» (1835) критик писал: «Новью произведения игривой и оригинальной фантазии Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе» [1].

Белинский раскрыл все историческое и литературное значение «Ревизора» в то время, когда реакционная критика в один голос твердила, что комедия неправдоподобна, грязна, не комедия, а «фарса». «Неистощимый толк противоречий» — лучшее свидетельство зрелости критического реализма Гоголя. Реакционная журналистика прямо обвинила Гоголя в клевете на Россию. Булгарин утверждал, что «на злоупотреблениях административных нельзя основать настоящей комедии», что в «Ревизоре» нет «правдоподобия, натуры».

С середины 1840 года Белинский решительно расходится «с пошлою действительностью». Враг церкви и земных владык, Белинский готов бороться теперь с ними неумолимо, «по-маратовски». К концу 1841 года «со всем фанатизмом прозелита» Белинский увлекся «идеей социализма». В 40-е годы Гоголь утратил связь с демократическим движением в стране. Он оторвался от России, от прогрессивных её сил, испытал давление крепостнического лагеря, и реакция задушила в нём художника-реалиста. Пути Гоголя и Белинского в те годы разошлись.

 Позже Белинский указывал, что появление «Мертвых душ» окончательно утвердило гоголевское направление в русской литературе: «Мертвые души», заслонившие собою все написанное до них даже самим Гоголем, окончательно решили литературный вопрос нашей эпохи, упрочив торжество новой школы».

В духе замыслов Гоголя Белинский осмыслил образы «Мёртвых душ», их мировое значение. Чичиков и другие были собирательными образами, обобщениями исторического опыта, который прошла буржуазно-капиталистическая Европа к 30 - 40-м годам XIX века. Белинский писал: «И в России и на Западе Чичиков как приобретатель не меньше, если не больше, чем Печерин - герой нашего времени. Во Франции и в Англии Чичиковы не скупают мертвых душ, а покупают живые души на свободных парламентских выбоpax. Вся разница в цивилизации, а не в сущности. Парламентский мерзавец образованнее какого-нибудь мерзавца земского суда, но в сущности они оба не лучше один другого» [2].

Таким образом, Гоголь и Белинский объявили решительную борьбу подражанию космополитов, Западу и боролись за создание глубоко национальной литературы и национального театра.

Гоголь и Белинский избрали единый вид деятельности: служение родине в области литературы. Литература в их глазах была единственной трибуной, с которой они могли провозглашать великие освободительные идеи, и они с честью выполнили этот принятый на себя подвиг.

 

  1. О чем «особенном» писал Н.В. Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями»?

Из всех русских писателей никто, кажется, так сильно, как Гоголь, не обнажил язв русской души, указав и на источник их — роковую отделенность большей части общества от Церкви. Вся неправда суетного и мелочного существования, которая гнездилась в культурной среде и соседствовала с устремленностью к материальным благам и развлечениям, является следствием этой убивающей душу отделенности. Единственным условием духовного возрождения России Гоголь считал воцерковление русской жизни.

Гоголь указал на два условия, без которых никакие благие преобразования в России невозможны. Прежде всего, нужно любить Россию. А что значит — любить Россию? Писатель поясняет: «Тому, кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь очень много любви к ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, — нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином, во всем смысле этого слова» [3]. Не должно также ничего делать без благословения Церкви.

В своей книге Гоголь выступил в роли государственного человека, стремящегося к наилучшему устройству страны, установлению единственно правильной иерархии должностей, при которой каждый выполняет свой долг на своем месте и тем глубже сознает свою ответственность, чем это место выше («Занимающему важное место»). Отсюда разнообразие адресатов писем: от государственного деятеля до духовного пастыря, от человека искусства до светской женщины.

Книга Гоголя говорит о необходимости внутреннего переустройства каждого, которое в конечном счете должно послужить залогом переустройства и преображения всей страны. Эта мысль определяет всю художественную структуру «Выбранных мест…" и в первую очередь их построение. Все вопросы жизни — бытовые, общественные, государственные, литературные — имеют для Гоголя религиозно-нравственный смысл. Признавая и принимая существующий порядок вещей, он стремился к преобразованию общества через преобразование человека.

Талант Гоголя не померк в его публицистике, но проявился непредсказуемо для него самого и для читающей публики. Вокруг Гоголя сложилась атмосфера трагического непонимания.

 

  1. Письмо Белинского Гоголю в истории России 19-20 веков

Белинский написал около двадцати статей и рецензий, специально посвященных Гоголю. Борьба Белинского за Гоголя и натуральную школу была борьбой за литературу больших и глубоких идей, за литературу, которая всесторонне отвечала бы на вопросы жизни и содействовала революционному преобразованию России.

Наиболее сильным выражением кризиса писателя явилась его реакционная книга «Выбранные места из переписки с друзьями», появившаяся в начале 1847 года и с негодованием встреченная всей передовой Россией. Гениальный художник, со страшной силой сотрясавший основы крепостнического строя, предстал здесь в жалкой роли проповедника кнута, защитника самодержавия и религиозного мракобесия.

Страшной болью отозвалась эта книга в сердце Белинского. «Выбранные места» усиливали лагерь реакции. Критик сурово осудил Гоголя за его «странную» книгу, в которой великий обличитель уступил место «смиренно-мудрому советодателю». Он высмеял проповеднический тон писателя, вскрыл реакцион-ный смысл его рассуждений о вреде просвещения для крестьян, о том, как надлежит поме-щику обращаться с крепостными, и т. д.

Лишь несколько месяцев спустя, за границей, куда он уехал лечиться, Белинский ответил Гоголю в знаменитом своем письме. Не стесняемый цензурой, он подверг беспощадной критике реакционные идеи книги Гоголя. Белинский нарисовал картину трагического положения дел в России, представляющей собой «ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр — не человек» [4]. Он дает беспощадную характеристику господствующему режиму, который представляет собой не что иное, как «корпорации разных служебных воров и грабителей». Он дает беспощадную характеристику господствующему режиму, который представляет собой не что иное, как «корпорации разных служебных воров и грабителей». Вот почему, говорит он, «самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение, по возможности, строгого выполнения хотя тех законов, которые уже есть». Решение этих первоочередных задач должно, по мысли Белинского, содействовать борьбе за успешное осуществление программы революционно-демократического преобразования России.

Письмо к Гоголю» явилось программным документом русской революционной демократии и стало, по выражению Герцена, политическим завещанием Белинского. Оно вошло в историю как одно из самых пламенных произведений русской революционной мысли XIX века.

Письмо Белинского к Гоголю с огромной силой отразило политические настроения крестьянских масс России, их страстный протест против крепостного права и ненависть к своим вековым угнетателям. Накал социальных противоречий внутри страны в конце 1840-х годов, участившиеся крестьянские волнения, нарастание революционных событий на Западе всполошили правительство Николая I. Оно усилило полицейский террор и цензурный гнет. Беспощадным карам подвергалось малейшее проявление свободной демократической мысли.

Подобными мерами правительство пыталось навести «порядок» в стране.

В мае 1848 года умер Белинский. Царские власти не успели привести в исполнение задуманный план расправы с ним: его хотели сгноить в Петропавловской крепости. Но были подвергнуты жестоким преследованиям приверженцы натуральной школы, писатели гоголевского направления, идеи Белинского. В печати запрещено было даже упоминать имя великого критика.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, под ред. С. Венгерова, т. II, стр. 95
  2. Бельчиков Н. «Смена», №595, март 1952 г.
  3. Машинский С. Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников. — М.: Детгиз, 1959 стр. 29
  4. Электронный ресурс: Воропаев В.А. «Переписка с друзьями» Николая Гоголя как литературная проповедь. Продолжение». Режим доступа: http://rusk.ru/st.php?idar=27292

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Литература"