Контрольная работа по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 00:47, контрольная работа

Описание работы

1. Каковы формы и методы поэтического утверждения петровских преобразований в повестях начала 18 века
2. Охарактеризуйте жанровую специфику "Истории о василии кориотском"
4. Классицизм в россии,его исторические,идейные и эстетические принципы(см в тетради)

Файлы: 1 файл

модуль по рл1.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

1. Каковы формы и методы поэтического утверждения петровских преобразований в повестях начала 18 века

История России XVIII в. открывается  реформами Петра I. В 1722 г. была введена  «табель о рангах». Все чины, как  гражданские, так и военные, были разделены на 14 степеней, или рангов.

Литература первой трети XVIII в. —  сложное, противоречивое явление. Возникшая  на переломном этане русской истории, она несет на себе отпечаток двух эпох с преобладанием новых тенденций. С древнерусской литературой  ее связывает рукописный способ распространения и анонимный характер большинства произведений, силлабическая система стихосложения, некоторые традиционные жанры: бытовая повесть, школьная драма, панегирик, проповедь. Вместе с тем формируются идеологические и художественные явления, подготавливающие русский классицизм. Среди них следует отметить четко выраженный государственный пафос многих произведений. Мысль о государстве как высшей ценности настойчиво пропагандировалась в это время в правительственных документах, распоряжениях и письмах Петра I. Поведение человека определялось степенью его полезности обществу. Художественная литература активно поддерживала эти идеи. Важное место занимает в ней образ Петра I. О нем слагаются народные песни, ему посвящаются школьные драмы, церковные проповеди. Так постепенно подготавливалась характерная для классицизма тема просвещенного абсолютизма. Существенную роль начинает играть в это время античная культура. Выходит перевод басен Эзопа, печатаются с краткими пояснениями иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия, публикуется средневековая «История о разорении града Трои».

2. Охарактеризуйте жанровую специфику "Истории о василии кориотском"

«Гисто́рия о росси́йском матро́се Васи́лии Корио́тском и о прекра́сной короле́вне Ира́клии Флоренти́йской земли́» Известна по трём рукописям XVIII века; её авторство неизвестно.

В повести рассказывается о приключениях дворянского сына Василия Кориотского, уроженца «Российской Европии». С детства окружённый «великой скудостью», он отправляется в «Санктпетербурх», записывается там в матросы и затем едет для обучения наукам в Голландию. На чужбине он прилежно изучает мореходное дело и присылает оттуда деньги своим бедствующим родителям; завершив обучение, он, несмотря на уговоры, стремится вернуться домой и повидаться с отцом. Следующий в Россию корабль Василия разбивает буря, а его самого выбрасывает на остров морских разбойников. В результате стечения обстоятельств он становится разбойничьим атаманом и участвует в ряде набегов. В плену у разбойников к тому времени уже имеется флоренская королевна» Ираклия; Василий влюбляется в прекрасную пленницу и бежит вместе с ней от разбойников. После череды разлук, похищений и злоключений он встречается с австрийским «цесарем», побеждает своего коварного соперника-адмирала, женится на Ираклии и становится «королём флоренским».

«Гистория» примечательна соединением традиций русской бытовой повести XVII века, новгородских былин о «богатом госте» и любовно-авантюрного романа, характерного для европейского барокко. Сходным образом в ней сочетаются славянизмы с иноязычными заимствованиями петровской эпохи, черты традиционно-патриархальной морали с нарождающимся индивидуализмом. Произведение сохранило от древнерусской литературы рукописный характер, анонимность, но взяла от Европы авантюрный сюжет.

3. Покажите на нескольких примерах переходный характер от древней литературы к новой в творчестве Феофана Прокоповича

В личности и творчестве Феофана ярко отразился переходный период начала XVIII в. С писателями Древней  Руси его сближает принадлежность к  духовному сословию.

Но по образу мыслей Феофан был  далек от мистицизма и ортодоксальности. Его ум отличался критическим  складом, его натура требовала не веры, а доказательств. Замечательно стихотворение Феофана на латинском языке, в котором он укоряет римского папу за преследования Галилея. Свободно владея древними языками, он читает в подлиннике античных авторов. Со свойственной ему проницательностью Прокопович быстро понял и оценил значение реформ Петра, с которым он был лично знаком. Феофан полностью разделял мысли царя о необходимости распространения образования. В споре светской власти с церковной он безоговорочно вставал на сторону правительства, вызывая бурю негодования со стороны духовенства.

В творчестве Прокоповича видное место  занимают проповеди. Этому традиционному церковному жанру он сумел придать новое звучание. Проповедь в Древней Руси преследовала главным образом религиозные цели. Феофан подчинил ее злободневным политическим задачам. Многие из его речей посвящены военным победам Петра, в том числе Полтавской битве. Он прославляет не только Петра, но и его жену Екатерину, сопровождавшую в 1711 г. мужа в Прутском походе. В своих речах Феофан говорит о пользе просвещения, о необходимости посещать чужие страны, восхищается Петербургом. Оружием Феофана в его проповедях стали рассуждения, доказательства, а в ряде случаев и остроумное сатирическое слово.

Он написал пьесу «Владимир» в 1705 г. для школьного театра в  Киево-могилянской академии. Содержанием  для нее послужило принятие в 988 г. киевским князем Владимиром христианства. Конфликт драмы представлен борьбой Владимира с защитниками старой веры — языческими жрецами Жериволом, Куроядом и Пияром. Таким образом, основой пьесы служит не библейское, как это было принято раньше, а историческое событие, хотя еще и связанное с религией.

4. Классицизм в россии,его исторические,идейные и эстетические принципы(см в тетради)

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый) — направление в литературе и искусстве конца XVII — начала XIX в. В России эстетика и искусство классицизма получили распространение в XVIII в. Эстетика русского К. нашла отражение в трудах Феофана Прокоповича («Пиитика» — 1705 г.), Антиоха Кантемира («Предисловие к переводу писем Горация» и др.), М. В. Ломоносова («Посвящение к „Риторике”», «О нынешнем состоянии словесных наук в России»). Философской основой эстетики классицизма - явился рационализм, идеи о разумной закономерности мира. Отсюда вытекают и идейно-эстетические принципы классицизма: логичность формы, гармоническое единство созданных в искусстве образов, идеал прекрасной, облагороженной природы, утверждение идеи государственности, идеального героя, решение конфликта между личным чувством и общественным долгом в пользу долга. Классицизм свойственны иерархия жанров, деление их на высшие (трагедия, эпос) и низшие (комедия, басня, сатира), установление трех единств — единства места, времени и действия в драме. Ориентация искусства классицизма на ясность содержания, четкую постановку социальных проблем, этический пафос, высоту гражданского идеала делала его социально значимым, имеющим большое воспитательное значение. 

5. Какие явления российской действительности подверг критике А.Кантемир в своих сатирах?

В отличие от предшествующей литературы все произведения Кантемира отличаются сугубо светским характером.

Лучшими произведениями Кантемира  были сатиры, первая из которых «На  хулящих учение. К уму своему»  была написана в 1729 г.Ранние сатиры Кантемира  создавались в эпоху, наступившую  после смерти Петра I, в обстановке борьбы между защитниками и противниками его реформ. Одним из пунктов разногласий было отношение к наукам и светскому образованию. В этой обстановке, по словам одного из исследователей Кантемира, первая сатира «явилась произведением огромного политического звучания, так как она была направлена против невежества как определенной социальной и политической силы, а не абстрактного порока... невежества воинствующего и торжествующего, облеченного авторитетом государственной и церковной власти».Объектом сатиры стали гонители, или, по выражению самого автора, «хулители», наук и просвещения. Вторая сатира — «На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений» (1730) — также связана с борьбой вокруг мероприятий петровского времени. Согласно изданной Петром I «Табели о рангах», продвижение дворян по службе ставилось в прямую зависимость от их усердия и образования. Тем самым был нанесен удар по боярским привилегиям, по местничеству. Древности рода были противопоставлены личные заслуги дворянина. Это вызвало недовольство потомственной аристократии, которая после смерти Петра стремилась вернуть себе былые права.Сатира построена в форме диалога между сторонником петровской «Табели о рангах» Филаретом (в переводе с греческого «добродетельным») и защитником боярских привилегий Евгением («благородным»).

В последующих сатирах Кантемир охарактеризовал ярких представителей тогдашнего русского общества. В сатире V осуждается пьянство и связанные  с ним пороки.

Последние четыре сатиры, написанные за границей, отличаются от первых, созданных  в России, прославлением «тишины», «покоя», «умеренности».

6. Поэзия М. Ломоносова,ее проблематика,идейный пафос,художественный метод…

Вслед за Тредиаковским  Ломоносов отдает полное предпочтение силлабо-тоническому стихосложению, в котором его восхищает «правильный порядок», т. е. ритм. Стихотворения древнегреческого поэта Анакреона переводились в XVIII в. многими писателями. Ломоносов перевел четыре оды Анакреона, к каждой из которых написал стихотворный ответ и назвал этот поэтический цикл «Разговор с Анакреоном». Взгляды Ломоносова иногда совпадают с мыслями Анакреона, иногда расходятся, вследствие чего «разговор» переходит в полемику. В первой группе стихотворений ставится вопрос о выборе предмета, достойного воспевания. Во второй паре стихотворений гедонистические взгляды Анакреона сравниваются с учением древнеримского стоика Сенеки, призывавшего презирать радости жизни и тем самым заранее готовить себя ко всем ее невзгодам. В третьей оде Анакреона говорится о цели жизни.

Ломоносов в ответном стихотворении снова прибегает  к сравнению. Ломоносов уточняет и углубляет свое отношение к  Анакреону. Принимая жизнелюбие греческого поэта, он вместе с тем с явным  осуждением пишет о его бездумном эгоизме. Более импонируют Ломоносову гражданские добродетели Катона, его беззаветная преданность интересам Рима. Собственная позиция Ломоносова раскрывается в заключительном диалоге. Оба поэта обращаются к «живописцу» с просьбой нарисовать портреты их «возлюбленных».

В отличие от Анакреона, возлюбленной Ломоносова оказывается  не простая смертная, а его родина, Россия, которую он просит изобразить в виде царственной женщины, сильной, здоровой и красивой. Служение матери-Родине Ломоносов понимает не как отказ от радостей жизни, а как творчество, как созидание и приумножение материальных и духовных ценностей, доставляющее человеку сознание своей полезности обществу.

Смысл жизни поэт видит  в служении общественному благу. В поэзии его вдохновляют только героические дела. Все это характеризует Ломоносова как поэта-классициста. Более того, «Разговор с Анакреоном» помогает уточнить место Ломоносова и в русском классицизме и прежде всего установить отличие его гражданской позиции от позиции Сумарокова.

7. Жанр оды в творчестве Ломоносова. Специфика жанра

Ломоносов начал с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина». Она написана в 1739 г. в Германии, непосредственно после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии. В оде Ломоносова можно выделить три основные части: вступление, изображение военных действий и прославление победителей. Картины боя даны в типичном для Ломоносова гиперболизированном стиле с массой развернутых сравнений, метафор и олицетворений, воплотивших в себе напряженность и героику батальных сцен. Напряженность, патетический тон повествования усиливается риторическими вопросами, восклицаниями автора, обращенными то к русскому воинству, то к его неприятелю. «Ода на взятие Хотина» — важный рубеж в истории русской литературы. Она не только по содержанию, но и по форме принадлежит новой поэзии XVIII в.

Большая часть од Ломоносова была написана в связи с ежегодно отмечавшимся днем восшествия на престол  того или иного монарха. Ломоносов  писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. Оды заказывались правительством, и их чтение составляло часть праздничного церемониала. В каждой из них поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства.

Похвальная ода представлялась Ломоносову наиболее удобной формой беседы с царями. В своих одах Ломоносов живо откликался на различные  факты современной ему политической жизни. Большое место среди них  отведено военным событиям. Ломоносов  не был пацифистом. Он гордился славой русского оружия и мощью русского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага.

В оде 1750 г. он обращается к точным наукам — механике, химии, астрономии, метеорологии с призывом исследовать  природу России и обогатить русское государство своими открытиями.

Большая часть од Ломоносова была адресована Елизавете Петровне, Это  объясняется не только тем, что с  ее царствованием совпали двадцать лет жизни самого поэта, но и тем, что она была дочерью Петра I, которой, по мнению Ломоносова, прежде всего надлежало продолжать дела отца. Художественное своеобразие похвальных од Ломоносова всецело определяется их идейным содержанием. Каждая ода представляет собой вдохновенный монолог поэта, облеченный в стихотворную форму. Важное место отводит поэт и так называемым украшениям: олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам.

Ломоносов проявил себя также в  области духовной оды. Духовными одами в XVIII в. назывались стихотворные переложения библейских текстов с лирическим содержанием. На первом месте среди них стояла книга псалмов. Авторы библейских псалмов, прославляя бога, восторженно воспевали созданный им яркий, бесконечно разнообразный в своих проявлениях вещественный мир. Некоторые из духовных од Ломоносова стали «кантами», т. е. народными песнями, и пользовались популярностью не только в XVIII, но и в XIX в. Особенно был известен 145-й псалом, начинавшийся словами «Никто не уповай вовеки // На тщетну власть князей земных».

8. Кто и как из государственных деятелей эпохи Екатерины 2 изображен в оде Г.Р.Державина "Фелица"?

Ода «Фелица» написана в конце XVIII в. Возникает вопрос, какими фактами  располагал Державин, на что он опирался при создании образа своей Фелицы — Екатерины, которую лично в  эти годы еще не знал. Основным источником этого образа был обширный документ, написанный самой Екатериной II, — «Наказ комиссии о составлении проекта нового Уложения» (1768).

Идеальному образу Фелицы противопоставлены  нерадивые вельможи (в оде они  названы «мурзами»). До Державина  объектом сатиры были рядовые дворяне. В «Фелице» изображены самые влиятельные при дворе лица: князь Г. А. Потемкин, графы Орловы, граф П. И. Панин, князь А. А. Вяземский. На первом месте стоит Потемкин, гурман и чревоугодник, любитель пиров и увеселений [«Или в пиру я пребогатом, // Где праздник для меня дают». Избалованный властью, Потемкин не придерживался четкого распорядка, необходимого для государственного деятеля, и повиновался в своих действиях минутным прихотям и причудам [«А я, проспавши до полудни, // Курю и кофе пью».Далее идут Орловы — Григорий и Алексей. Щедро наделенные от природы здоровьем и физической силой, они любили всякого рода забавы, требующие проворства и удальства. Далее сделан намек на графа П. И. Панина, большого любителя псовой охоты: «Или о всех делах заботу // Оставя, езжу на охоту // И забавляюсь лаем псов» (С.99-100). Упомянут и князь А. А. Вяземский, любивший низкопробную лубочную литературу: «Мой ум и сердце просвещаю, // Полкана и Бову читаю, // Над Библией, зевая, сплю» (С. 100).

Информация о работе Контрольная работа по "Литературе"