Контрольная работа по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Как раскрываются взгляды и нравственная позиция лейтенанта Керженцева в его столкновениях с майором Абросимовым? (Повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда», часть 2, главы 24-26).
Какие нравственные и духовные проблемы затрагивает поэт Николай Заболоцкий в стихотворении «Старая актриса» (1956)? В чем смысл финала этого произведения?

Файлы: 1 файл

литература.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос № 4.

Как раскрываются взгляды  и нравственная позиция лейтенанта Керженцева в его столкновениях  с майором Абросимовым? (Повесть  В.Некрасова «В окопах Сталинграда», часть 2, главы 24-26).

 

Писатель погружает  нас в атмосферу, насыщенную болью, неистовством, ожесточением, страданием, это и есть война. На мой взгляд, война и беда понятия неразделимые. Так было всегда. Но, несмотря на все невзгоды, человек не может не думать о светлом, о победе, тем более на войне. Ведь надежда умирает последней. О победе мечтают все. И не только мечтают, но и делают все, чтобы приблизиться к ней.

Главный герой Керженцев  пытается оправдать себя, своих товарищей, оправдать само отступление. Чуть позже  Керженцев снова попадает в «поток отступления», и снова его мучают угрызения совести. Главный герой никак не может избавиться от чувства вины. Он не может смотреть на все эти вопросительные и недоумевающие лица.

Поступить по чести, по совести - погибнуть за Родину. Но не лучше  ли одолеть врага, сохранив при этом жизнь? Ведь нет ни чего ценнее жизни. Командир Абросимов придерживается другой точки зрения: «Взять высоту любой ценой». Он приказывает атаковать под прямым огнем. Ширяев предлагает другой вариант, в котором у бойцов есть шанс выжить. Одним геройством ничего не сделаешь. Абросимов считает, что они отказываются выполнять приказ из-за трусости, он грозит им даже пистолетом.

Автор показывает нам  «холодные, безжизненные глаза» Абросимова. Как беспощадно он отправляет людей  на смерть. И Керженцев полная противоположность: мужественный, храбрый. Он идет в атаку вместе с бойцами.

Некрасов хочет дать понять, что не при каких обстоятельствах нельзя терять человечность и не становиться равнодушным по отношению к другим людям.

Во всех столкновениях  Керженцева с Абросимовым, можно  увидеть, как Керженцев пытается найти все возможные варианты наступления, в которых у бойцов будут шансы выжить, Абросимов же напротив, незадумываясь не о чем, кроме как любыми способами «Взять высоту…», за что и стоял перед судом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №5.

Какие нравственные и духовные проблемы затрагивает поэт Николай Заболоцкий в стихотворении «Старая актриса» (1956)? В чем смысл финала этого  произведения?

В стихотворениях московского периода  появились ранее несвойственные Заболоцкому душевная открытость, иногда автобиографичность… Обострившееся внимание к живой человеческой душе привело его к психологически насыщенным жанрово-сюжетным зарисовкам, одной из которых является произведение «Старая актриса»…

Обостренный интерес к «живой душе», знание того, как душевный склад и судьба отражаются во внешности людей, помогли Заболоцкому создать такое философско-психологическое стихотворение.

Не разум, а чувство  утверждает теперь Заболоцкий основой  красоты и творчества…Грустные  стихи…Но, судьба таких актрис -это скорее закономерность…Скорее всего, правда в том, как сказал один бывший актер-«актеры не стареют», они просто не могут жить по-другому, и даже когда работа в этой сфере в прошлом, игра все равно продолжается…Игра в душе отражается на ее лице « ...и она прибывает в надежде, что красе ее вечно сиять суждено», и на ее характере «… своевольем капризного нрава» …Я думаю, к таким наблюдениям пришел автор, анализируя, как душевный склад и судьба отражаются в человеческой внешности. Но каждый несет свой крест. Раньше она «…какими умами владела!», теперь «В три погибели скорчилось тело»…Да, «…ее образ, годами вопреки, сохранять для иных поколений», но видно, что стремление к карьере,  к успеху она лишена простого человеческого счастья. Если человек всю свою жизнь отдал искусству, забыв про семью и детей, то это особенно горько!

Здесь фальшь и обманчивость красоты физической показаны через  восприятия ребенка-девочки, живущей  у злой тетки, бывшей красавицы-актрисы. Девочка «с удивлением» глядит на прекрасные портреты молодой тетки, как такая красавица превратилась в злую и жадную старуху. Но автор знает, что никакого превращения не было, неподдельное негодование слышится в заключительных строках:

Почему, поражая нам  чувства,

Поднимает над миром  такие сердца

Неразумная сила искусства! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ стихотворения  А. Блока “Девушка пела в церковном хоре”  

 

Стихотворение А. Блока "Девушка  пела в церковном хоре" было написано в августе 1905 года, в кровавое время  первой русской революции. Стихотворение противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны.    

Стихотворение построено  на антитезе двух композиционных и  смысловых частей: в первой Александр Блок рисует храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех, кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной жизни: корабль символизирует  ушедших в море; а молитва - надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался в отчаянном и тревожном ожидании. Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется, будто в мире не может быть ничего плохого.  

Вторая же часть: "И  только высоко, у Царских Врат, /Причастный Тайнам,- плакал ребенок /О том, что никто не придет назад", - раскрывает всю безысходную правду. При чтении стихотворения переживания сменяют друг друга: томление от неизвестности, песня – надежда девушки и чувство обреченности, вызванной плачем малыша. В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями, голой боли и правды. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, "что никто не придет назад".  

 

Стихотворение не имеет  определённого размера, смешиваются  двусложные и трёхсложные размеры (акцентный, или свободный стих) - чтобы не нарушить ритм, приходится двусложные части читать медленнее, нараспев. В первой части, в сочетании с алитерацией на "л" и "р", на тихие шипящие и тишиной, которая является частью атмосферы храма, акцентный стих вызывает чувство вечности, мелодичной напевности. В последней же части ясно чувствуется алитериция на звонкие согласные, что создаёт ощущение надрывности.  

 

В стихотворении "девушка  пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, мы видим святость молитвы и великую скорбь. С другой, люди способны на такое кровавое и жестокое действо, как война. И это противоречие невозможно разрешить, его можно лишь охватить единым взглядом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девушка пела в  церковном хоре

О всех усталых  в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

 

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака  смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

 

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой  заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь  себе обрели.

 

И голос был  сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный  Тайнам,— плакал ребенок

О том, что никто  не придет назад.

 

1905

 




Информация о работе Контрольная работа по "Литературе"