Контрольная работа по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:44, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 3 По Тургеневу « Месяц в деревне».
«Месяц в деревне в театре на Малой Бронной. Режиссер Эфрос»
Пьеса "Месяц в деревне" - самое известное произведение в драматургическом наследии И. С. Тургенева. Именно с ней связано открытие и признание сценического таланта писателя в начале ХХ века, именно она по сей день является самой репертуарной из всех его театральных сочинений. Не случайно пьеса включается современным исследователем в список произведений ХIХ века, составивших "золотой фонд" русской драматургии, наряду с такими шедеврами, как "Горе от ума" А. С. Грибоедова, "Ревизор" Н.В. Гоголя, "Борис Годунов" А. С. Пушкина, "Бесприданница" А.Н. Островского, "Чайка" А. П. Чехова и "На дне" М. Горького

Файлы: 1 файл

вопрос3Театр на Малой Бронной Эфрос.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)


Вопрос 3  По Тургеневу « Месяц в деревне».

«Месяц в  деревне в театре на Малой Бронной. Режиссер Эфрос»

Пьеса "Месяц в деревне" - самое  известное произведение в драматургическом наследии И. С. Тургенева. Именно с ней связано открытие и признание сценического таланта писателя в начале ХХ века, именно она по сей день является самой репертуарной из всех его театральных сочинений. Не случайно пьеса включается современным исследователем в список произведений ХIХ века, составивших "золотой фонд" русской драматургии, наряду с такими шедеврами, как "Горе от ума" А. С. Грибоедова, "Ревизор" Н.В. Гоголя, "Борис Годунов" А. С. Пушкина, "Бесприданница" А.Н. Островского, "Чайка" А. П. Чехова и "На дне" М. Горького

 Пьеса "Месяц в деревне" - самое многострадальное сочинение Тургенева для сцены. Написанная в первой редакции в 1848 году, она вышла в свет только в 1855, сменив при этом два названия: "Студент", "Две женщины" и, наконец, - "Месяц в деревне". Когда пьесу в 1879 году захотела взять для своего бенефиса известная актриса Александринского театра М. Савина, то она добилась от писателя разрешения сократить текст произведения, чем и занялся весьма репертуарный драматург того времени В. Крылов. Несценичность "Месяца в деревне" казалась несомненной даже горячей поклоннице таланта Тургенева.

 Пьеса "Месяц в деревне" - самое парадоксальное произведение писателя для театра. Изменения, вносимые автором по воле цензуры, не довольной остротой социальных выпадов, не снизили художественный уровень пьесы, а, наоборот, приблизили писателя к глубинной сути собственного дара, менее всего соответствующего функции общественного обличения. В конечном варианте произведение приобрело смысловое звучание, которое, если воспользоваться определением В. Марковича по отношению к тургеневским романам, "обнаруживает существование универсальных начал".

 Еще один парадокс этой  пьесы состоит в том, что  именуется она "Месяц в деревне", а события в ней разворачиваются  в течение четырех дней. Хронотоп, заявленный в названии, становится  важнейшим содержательным центром пьесы, а несоответствие временного обозначения в заглавии и реальности сценической хронологии - значимым драматургическим приемом.

Тургенев лишил свою пьесу яркой внешней событийности. В ней отсутствуют роковые  злодеи, нет непредвиденных стечений обстоятельств, кардинально меняющих положение дел, - внимание автора сосредоточено на психологическом движении любовного конфликта. Столкновение глубинных, подсознательных основ личности с моральными принципами, темного естества человеческих страстей с требованиями духовной культуры определяет суть внутреннего конфликта пьесы.

          При жизни автора пьеса в пяти актах и с практически отсутствующим внешним действием считалась несценичной, и если бы не знаменитая актриса Мария Савина, выбравшая для бенефиса роль Верочки и имевшая в той роли невероятный успех, свидетелем которого был потрясенный Тургенев, то судьба ее могла быть совсем иной. Впоследствии, уже в начале XX века, в «чеховские времена», Савина сыграла и Наталью Петровну, окончательно утвердив «Месяц в деревне» в репертуаре русского театра. Было это уже в начале ХХ века, в чеховские времена. Кстати, всем, кто внимательно читает пьесу, становится ясно, чему Чехов научился у Тургенева. Поэтому закономерно, что режиссеры после долгого погружения в чеховскую драматургию нередко идут «назад, к Тургеневу». Так произошло со Станиславским: его знаменитый спектакль 1909 года, оформленный мирискусником М. Добужинским, поэтизировавшим красоту тургеневской эпохи, стал воплощением импрессионизма в театре.

Казалось бы, о судьбе пьесы можно не беспокоиться —  она стала классической! Однако в  революционные и последующие  советские годы интерес к «Месяцу» закономерно исчезает. И только выдающийся спектакль Эфроса 1977 года с Ольгой Яковлевой роли Натальи Петровны заставил вспомнить о пьесе. Режиссер тоже «вернулся» от Чехова к Тургеневу и много размышлял об этих авторах, об их связанности. Уже позже, репетируя в Японии «Наташу» (название про деревню было японцам не понятно) после «Вишневого сада», он писал о том, что эти две замечательные пьесы друг друга продолжают и дополняют: «„Вишневый сад“ — разбитая чашка. „Месяц в деревне“ — первая трещинка в ней». Эфросовский разбор «Месяца», включенный в книгу «Профессия: режиссер», — образец глубочайшего психологического анализа. Здесь не только мастерство профессионала, но и волнение человека, заглядывающего в самые укромные уголки внутреннего мира героя, ощущающего все душевные движения, оттенки настроений, нюансы эмоций и стремящегося как можно точнее все это выразить. На этот раз пьесе уж точно повезло с воплощением!.. Но зато теперь каждую новую постановку обязательно будут сравнивать с работой Эфроса (благо, многие помнят спектакль или столько о нем прочитали, что как будто сами смотрели).

  В 1983году по пьесе Тургенева снят телеспектакль «Месяц в деревне»  на студии Экран (Останкино) в основу которого лег спектакль театра на Малой Бронной. В ролях: И. Кастрель, Ольга Яковлева , Анна Каменкова…

Анато́лий Васи́льевич Э́фрос (настоящее имя — Ната́н Иса́евич Эфрос[1]; 3 июля 1925, Харьков — 13 января 1987, Москва) — советский театральный режиссёр, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).

 Впервые Эфрос за классику взялся в театре Ленинского комсомола (ныне «Ленком») — «Чайка» и «Три сестры» Чехова, «Мольер» Булгакова. Именно в «Ленкоме» в полной мере проявился незаурядный творческий метод Эфроса. Если в русском театре предыдущей эпохи нагримированные актеры в натуралистических декорациях неестественными голосами произносили малопонятные публике тексты («совсем как в театре»), то в постановках Эфроса артисты были почти без грима, декорации были крайне аскетичны — все делалось для того, чтобы не отвлекать зрителя от сюжета и персонажей, а говорили артисты на сцене нормальными голосами с нормальными интонациями. Отсюда возникала необыкновенная психологическая глубина эфросовских постановок.

 Эфрос был  беспартийным, его эстетическое  кредо не вполне соответствовало  духу, насаждаемому в советском  театре, и вскоре он был отстранен  от руководства «Ленкомом». Вместе с десятью актерами этого театра он перешел в «Театр на Малой Бронной». В течение последующих 17 лет Эфрос поставил там свыше 20 спектаклей, в том числе по пьесам Чехова («Три сестры»), Шекспира («Ромео и Джульетта» и «Отелло», «Месяц в деревне» И. Тургенева. Эфрос в основном обращался к классике, пытаясь избежать актуальной советской тематики. Режиссер разработал репетиционный метод, позволивший неожиданно, по-новому раскрывать суть давно известного театрального шедевра. Он прочитывал эти пьесы как будто впервые, открывая зрителям их подлинный, глубинный смысл. И еще. Эфрос очень любил актеров. Он относился к ним трепетно и нежно, пытался учитывать и применять индивидуальность каждого, умел выгодно подчеркивать их достоинства и скрывать недостатки. Он писал книги - не для потомства, а просто делал рабочие записи, фиксировал придуманные мизансцены, размышлял на бумаге о тонкостях мастерства, примеряя на каждого актера различные психологические ситуации, мечтая поставить спектакли специально для одного, другого, третьего... Он репетировал даже на бумаге. Потом записки были изданы и переизданы, став чуть ли не учебником режиссуры. Одна из книг так и называется «Репетиция - любовь моя». И в этих записках он никогда не критиковал своих актеров, хотя не со всеми ему легко работалось. Анатолий Васильевич Эфрос был большим ребенком, фанатически влюбленным в театр и обладал очень мягким характером.

 

Режиссер-постановщик  – Сергей Морозов, Режиссер-постановщик – лауреат Государственной премии А.А. ПРАУДИН

Спектакль «Месяц в деревне» по одноименной пьесе Тургенева поставил художественный руководитель Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова Сергей Морозов. Вся постановочная группа также прибыла к нам из столиц. «Мне хотелось создать красивый, ансамблевый, воздушный спектакль, - рассказывает Сергей Анатольевич. – Надеюсь «заразить» зрителя той температурой переживаний, которая заложена в пьесе. В ней есть все – и ревность, и боль, и обиды, и ненависть, и, конечно же, любовь, которая ворвется в жизнь героев, как вихрь. Ведь сам Тургенев говорит, что любовь – это не нежность, а буря. Любовь – это болезнь. Однако, именно эта сладкая болезнь, которая способна приносить горькие страдания, одухотворяет человека и дает ему полноту жизни. Главные символы спектакля – воздушный змей и качели, которые дарят героям неповторимое чувство полета».

 

Премьера состоялась 9 ноября 2012 года


Информация о работе Контрольная работа по "Литературе"