Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 20:01, контрольная работа
Сюжет (от фр. sujet — предмет) — в литературе, драматургии, кино и играх — порядок событий, происходящих в художественном произведении. Сюжет — основа формы произведения.
Компози́ция (лат. componeo — составлять) в литературоведении — взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Структура, план выражения литературного произведения.
Вопрос №1
Сюжет (от фр. sujet — предмет) — в литературе,
драматургии, кино и играх — порядок событий,
происходящих в художественном произведении.
Сюжет — основа формы произведения.
Компози́ция (лат. componeo — составлять) в литературоведении
— взаимная соотнесённость и расположение
единиц изображаемого и художественно-речевых
средств в словесно-художественном произведении.
Структура, план выражения литературного
произведения.
Жанр (от фр. genre — род) — совокупность формальных
и содержательных особенностей произведения.
Жанры сформированы наборами условий;
многие произведения используют несколько
жанров посредством заимствования и объединения
этих условий. Возможные определения понятия
иногда ограничены искусством и культурой,
особенно литературой, но длинная история
использования данного понятия наблюдается
также и в риторике. В исследованиях жанра
понятие не сравнивается с исходным значением.
Скорее, все существующие произведения
отражают определённые условия, участвуя
при этом в создании определения понятия
жанра.
Идея - (от греч. idea - идея, понятие, первообраз,
представление) - главная мысль, лежащая
в основе художественного произведения.
Идея реализуется через всю систему образов,
раскрывается во всей художественной
структуре произведения и таким образом
дает представление об авторском отношении
к изображенному.
Тема
как объективная основа произведения,
объект изображения, характеры и ситуации,
которые изображает автор.
При
анализе литературного произведения традиционно
используют понятие «идея», под которой
чаще всего имеется в виду ответ на вопрос,
якобы поставленный автором.
Идея
литературного произведения – это главная
мысль, обобщающая смысловое, образное,
эмоциональное содержание литературного
произведения.
Художественная
идея произведения – это содержательно-смысловая
целостность художественного произведения
как продукта эмоционального переживания
и освоения жизни автором. Эту идею нельзя
воссоздать средствами других искусств
и логическими формулировками; она выражается
всей художественной структурой произведения,
единством и взаимодействием всех его
формальных компонентов. Условно (и в более
узком значении) идея выделяется как главная
мысль, идейный вывод и «жизненный урок»,
естественно вытекающие из целостного
постижения произведения.
Идея
в литературе – это мысль, заключённая
в произведении. Идей, высказанных в литературе,
великое множество. Существуют идеи логические
и идеи абстрактные. Логические идеи –
это понятия, которые легко передаются
без образных средств, их мы способны воспринимать
интеллектом. Логические идеи свойственны
документальной литературе. Для художественных
же романов и повестей характерны философские
и социальные обобщения, идеи, анализы
причин и следствий, то есть абстрактные
элементы.
Но существует
и особый вид очень тонких, еле уловимых
идей литературного произведения. Художественная
идея – это мысль, воплощенная в образной
форме. Она живёт только в образном претворении
и не может быть изложена в виде предложения
или понятий. Особенность этой мысли зависит
от раскрытия темы, мировоззрения автора,
передаваемого речью и поступками персонажей,
от изображения картин жизни. Она – в сцеплении
логических мыслей, образов, всех значимых
композиционных элементов. Художественная
идея не может быть сведена к рациональной
идее, которую возможно конкретизировать
или проиллюстрировать. Идея этого типа
неотъемлема от образа, от композиции.
СЮЖЕТ (франц. sujet, букв. - предмет) , в эпосе,
драме, поэме, сценарии, фильме - способ
развертывания фабулы, последовательность
и мотивировка подачи изображаемых событий.
Иногда понятия сюжета и фабулы определяют
наоборот; иногда их отождествляют. В традиционном
словоупотреблении - ход событий в литературном
произведении, пространственно-временная
динамика изображаемого.
КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio - составление, связывание),
1) построение художественного произведения,
обусловленное его содержанием, характером,
назначением и во многом определяющее
его восприятие. Композиция - важнейший,
организующий элемент художественной
формы, придающий произведению единство
и цельность, соподчиняющий его компоненты
друг другу и целому. В художественной
литературе композиция - мотивированное
расположение компонентов литературного
произведения; компонентом (единицей композиции)
считают "отрезок" произведения,
в котором сохраняется один способ изображения
(характеристика, диалог и т. д. ) или единая
точка зрения (автора, рассказчика, одного
из героев) на изображаемое. Взаиморасположение
и взаимодействие этих "отрезков"
образуют композиционное единство произведения.
Композицию часто отождествляют как с
сюжетом, системой образов, так и со структурой
художественного произведения (иногда
синонимами понятий композиция и структура
служат слова: архитектоника, построение,
конструкция). 2) Музыкальное, живописное,
скульптурное или графическое произведение.
3) Произведение, включающее различные
виды искусств (напр. , литературно-музыкальная
композиция) или составленное из различных
произведений и отрывков. 4) Сочинение
музыки; также учебный предмет в музыкальных
учебных заведениях
ЖАНР
жанра,
м. (фр. genre). 1. Род произведений в пределах
какого-н. искусства, отличающийся особыми,
только ему свойственными сюжетными, стилистическими
признаками (искус.) . На выставке были
представлены разнообразные жанры: пейзаж,
натюрморт, портрет, историческая Живопись.
Основными жанрами литературы являются
эпос, лирика и драма. Авантюрный жанр.
2. Живопись на бытовые сюжеты (живой.) .
На выставке господствовали жанр и пейзаж.
|| Натуралистическое воспроизведение
быта в литературе (устар.) . 3. Манера, стиль
(разг.) . Она любит пестро одеваться - это
ее жанр. Пьеса поставлена в совершенно
новом жанре.
Вопрос №2
Художественный образ — одно из ключевых понятий в тех направлениях литературоведения, которые исходят из эстетической природы искусства. Между тем в определении и применении понятия немало неясного, дискуссионного. Литературное произведение предстает перед читателем как текст, в линейной последовательности языковых знаков, но за словами, предложениями встают образы — почему? всегда ли? каковы критерии их выделения? Этот круг вопросов рассматривается в данной статье. Но сначала напомним о положениях, которые, по-видимому, можно считать общепринятыми в теории образа.
Истоки этой теории — в античности (учение о мимесисе). Но развернутое обоснование понятия, близкое к современному, дано в немецкой классической эстетике, особенно у Гегеля. Философ видел в искусстве чувственное (т. е. воспринимаемое чувствами) воплощение идеи: «От теоретического, научного изучения художественное осмысление отличается тем, что оно интересуется предметом в его единичном существовании и не стремится превратить его во всеобщую мысль и понятие» . В то же время единичное, индивидуальное (т. е. неделимое) в искусстве способно ярко, осязаемо, зримо передать общее. Гегель проводит запоминающуюся аналогию — он уподобляет художественное произведение глазам как зеркалу души: «…об искусстве можно утверждать, что оно выявляет дух и превращает любой образ во всех точках его видимой поверхности в глаз, образующий вместилище души… Оно превращает в глаз не только телесную форму, выражение лица, жесты и манеру держаться, но точно так же поступки и события, модуляции голоса, речи и звука на всем их протяжении и всех условиях их проявления…» . Художественный образ, по Гегелю, — результат «очищения» явления от всего случайного, затемняющего сущность, результат его «идеализации». Например, не только рафаэлевские мадонны, но все матери испытывают «благоговейную и смиренную» любовь к своему ребенку, «однако не всякая форма женского лица способна полностью выразить такую глубину души»
Выделенные положения эстетики Гегеля оказались долговечнее своего методологического контекста, и они входят — в трансформированном виде — в современное литературоведение, где образ трактуется как неразложимое единство общего, особенного, единичного, как воспроизведение предметов в их целостности, каковой они обладают в первичной реальности. Иллюзия отражения целостности достигается, несмотря на неизбежную в словесном тексте фрагментарность описаний, обычно путем отбора характерных, выразительных деталей (по принципу синекдохи: pars pro toto). К общим свойствам художественного образа можно уверенно отнести заключенное в нем обобщение (для его обозначения обычно используются термины: характерное, типическое, типизация), экспрессивность (т. е. выражение в самой структуре образа идейно-эмоционального отношения автора к предмету) и многозначность.
Содержание и объем понятия «образ» уточняются благодаря другим, смежным областям знания, где это слово тоже используется в качестве термина. В разных системах терминов его значения не тождественны, и в сущности перед нами омонимы: образ в теории познания — любое отражение действительности (и понятийное, и чувственное); в психологии — представление, т. е. мысленное созерцание предмета в его целостности (его «воображение»); в семиотике — разновидность знака, а именно «иконический знак», где обозначающее сходно с обозначаемым. В отличие от представления, образ создан с помощью системы знаков: в литературе его материальный носитель — слово, речь. Как разновидность знака образ соотносим с тем или иным предметом (референтом), хотя функция образа этим не исчерпывается.
Эстетическое шире художественного, и образы как объекты эстетического созерцания есть не только в искусстве, в частности, не только в художественной литературе, но и в других словесных произведениях. На этом основании строится классификация образов. Так, Г.Н. Поспелов противопоставляет фактографическим образам документалистики и иллюстративным образам в научных трудах самодостаточные образы в художественной литературе, созданные с помощью вымысла . Впрочем, четкую границу между этими видами образа провести трудно, исторически она подвижна, и наряду с «литературой вымысла» выделяют эстетически организованную документальную литературу («Былое и думы» Герцена), где, по мнению Л.Я. Гинзбург, также возникает «качество художественного образа» .
Огромную роль в идентификации типа образности играет та или иная установка восприятия читателя. Ее формирует автор с помощью рамы (рамки) текста, в которой особенно важно заглавие (при его отсутствии — первая стихотворная строка, первая фраза). Например, 7 слов, входящих в заглавие одного из ранних произведений Достоевского: Белые ночи. Сентиментальный роман. (Из воспоминаний мечтателя) — «это как бы семь ключиков к его художественной тайне» . Название и жанровый подзаголовок подготавливают читателя к вхождению в условный, художественный мир и, еще конкретнее, к встрече с одиноким героем-мечтателем.
Подчеркнем органичную связь между образом как воспроизведением целостности предмета и его многозначностью. Именно в этом — исходная объективная предпосылка множественности интерпретаций произведения. В истории отечественного литературоведения эту мысль настойчиво проводила психологическая школа во главе с А.А. Потебней, считавшим образы иносказаниями, значения которых варьируются от читателя к читателю. Именно поэтому для сторонников «точного» литературоведения образ — слишком зыбкое, неопределенное понятие, ненадежное как инструмент анализа. Так, в 1919 г. В.М. Жирмунский строит новую поэтику, не используя понятие «образ»: «...искусство требует законченности и точности и потому не может быть предоставлено воображению читателя; не читатель, а поэт создает произведение искусства»; в поэзии образ является «субъективным добавлением воспринимающего к смыслу воспринимаемых им слов» .
Упрочение в литературоведении в последней трети XX в. диалогической концепции искусства способствует возрождению интереса к традиционной проблеме художественного образа.