Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:01, биография
Московском благородном пансионе Жуковский встречается и с другими молодыми людьми, составившими вместе с ним в 1801 году, в год окончания пансиона, Дружеское литературное общество. Интересы Жуковского к тому времени окончательно определились. Он — поэт. Словесность — его призвание. Юноша изучает европейскую литературу, переводит и печатает несколько произведений — в стихах и прозе. Окончив учебное заведение, он поступает ненадолго в Московскую контору соляных дел, но затем уезжает в Мишенское.
На заре XIX века читающей России был открыт незнаемый ею дотоле мир чувств, настроений, признаний.
Задумчивая и нежная лирическая
речь полилась, словно музыкальная
мелодия, завораживая ритмами, звуками,
светлой и тонкой грустью, исходящей
из самых глубин души. Певец пел
о тайных узах, скрепляющих землю
с небом, людей друг с другом, о
своих страданиях, о не покидавшем
его томлении по счастью, о превратностях
судьбы. А потом в его новых
произведениях — балладах — возникли
фантастические существа, черти и
ведьмы, призраки, угрожающие и бесцеремонно
вмешивающиеся в судьбу людей. (Данный
материал поможет грамотно написать
и по теме Биография детство Жуковского.
Краткое содержание не дает понять
весь смысл произведения, поэтому
этот материал будет полезен для
глубокого осмысления творчества писателей
и поэтов, а так же их романов,
повестей, рассказов, пьес, стихотворений.)
Все это выглядело необычно по
сравнению с предшествующей поэзией
— государственным, общенациональным
пафосом Ломоносова, обличительными
и грандиозно-космическими философскими
одами, конкретной «вещностью» образов
Державина и мягкой, несколько
расслабленной
Вместе с тем певец выступал прямым наследником этих поэтов. Вслед за ними он смело и решительно преобразовывал поэзию, создавая лирику человеческой души. Если Державин ввел в оду автобиографические черты:
А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью... —
То новый поэт большей частью отказывался от биографических и социальных примет и раскрывал чувства человека вообще. Несравненно богаче и многограннее предстала в его творчестве эмоциональная жизнь чувствительной и романтически настроенной души. Воспевая патриотизм, добро и другие нравственные ценности, поэты XVIII века, как правило, подчеркивали их «всеобщий» смысл. Пришедший им на смену певец по-иному взглянул на мир, теснее слил его с личным душевным опытом и тем самым раздвинул границы поэзии.
Это был переворот величайшего масштаба и значения, определивший последующую судьбу отечественной словесности. Итоги его лаконично подвел Белинский, сказав, что России была открыта «Америка романтизма», а первопроходца материка — Василия Андреевича Жуковского — критик сравнил с Колумбом.
Родился Жуковский вдали от обеих столиц, в глуши Тульской губернии, близ города Белева, в селе Мишенском 29 января 1783 года. Ребенок рос чувствительным, нежным, внутренне сосредоточенным. Природа наделила его чутким сердцем и большим умом, но он сразу же оказался в двусмысленном положении. Его отцом был богатый помещик Афанасий Иванович Бунин, а матерью — пленная турчанка Сальха. К счастью, жена Бунина — Марья Григорьевна — отнеслась к мальчику по-матерински. Однако судьбу ребенка нужно было как-то определить: ведь формально он считался незаконным. Дворовые дразнили его «турчонком». Бунин приказал своему приживальщику бедному дворянину А. Г. Жуковскому усыновить мальчика. Но и причисление к дворянству не могло отменить или сгладить неясности пребывания Жуковского в доме отца.
На последующее нравственное
самосознание Жуковского пережитое
в детстве оказало несомненное
влияние. Будущий поэт, рождение которого
было, наконец, узаконено, посчитал, что
в жизни надо опираться только
на установленный порядок, и отверг
идею социального бунта. Сам же порядок,
полагал он, предопределен не столько
преходящими обстоятельствами, сколько
общими законами мироздания, написанными
на небесах. Так возникает и оформляется
характерный для Жуковского фаталистический
взгляд на мир. С ним уживается
и отчасти из него проистекает
убеждение в том, что социальное
— временная оболочка, скрывающая
подлинную суть человека — его
душу. На первый план в мироощущении
Жуковского выдвигается принцип
человечности. Нравственная значительность,
подлинная ценность человека состоят
не в богатстве, связях, социальном
происхождении и принадлежности
к сильным мира сего, а единственно
в их духовности, в их благородных,
высоких чувствах и мыслях. Они
покоятся не в области материального,
а в сфере идеального, но проявляются
во вполне реальных человеческих поступках,
отношениях, помыслах. Они, наконец, диктуются
высшими, по представлению Жуковского,
«божественными» законами, которые
овладевают душами людей, но в земном
общежитии могут искажаться. Однако
их свет постоянно видим: в бескорыстной
дружбе, любви, в чистых гражданских
и патриотических подвигах, в беззлобной
шутке и озорной фантазии, в
порывах вдохновения и
Жуковский с детства отличался повышенной эмоциональностью, и поэтический строй его души проявился очень рано.
Гуманное мироощущение Жуковского, которое впоследствии отразилось в его творчестве, сложилось, конечно, не сразу, но совершенно ясно, что не последнюю роль тут сыграли драматические события его жизни в родовом гнезде.
Подросшего мальчика, который уже в семь-восемь лет начал сочинять, а в двенадцать написал «историческую» трагедию «Камилл, или Освобожденный Рим», повезли учиться сначала в Тулу, в частный пансион X. В. Роде, а затем.— после тульского народного училища — в Москву. В Московском университетском благородном пансионе Жуковский особенно подружился с Андреем Тургеневым и верность ему пронес через всю жизнь. Ранняя смерть А. Тургенева и душевная болезнь другого близкого приятеля — С. Б. Родзянко — не раз оплакивалась Жуковским в его стихотворениях (например, в «Сельском кладбище», «Вечере»).
Потеря друзей юности научила Жуковского смиряться с утратами сердца, хранить память о любимых им людях. Поэт верил, что сродные души, как и их мысли и чувства, не умирают и навечно остаются с живыми, они только на время становятся для них незримыми. Жуковский не переставал надеяться на предстоящее свидание с ушедшими в будущем, за пределами земной жизни. Религиозная окрашенность его мечты слита с возвышенными представлениями: неизбежная горечь расставания воспитывает человека, морально закаляет его и делает чутким к страданиям.
В Московском благородном
пансионе Жуковский встречается
и с другими молодыми людьми, составившими
вместе с ним в 1801 году, в год
окончания пансиона, Дружеское литературное
общество. Интересы Жуковского к тому
времени окончательно определились.
Он — поэт. Словесность — его
призвание. Юноша изучает европейскую
литературу, переводит и печатает
несколько произведений — в стихах
и прозе. Окончив учебное заведение,
он поступает ненадолго в