Краткие биографии Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Fichte, М.М. Бахтина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:53, доклад

Описание работы

Серге́й Никола́евич Булга́ков (16 (28) июня 1871, Ливны, Орловская губерния, Российская империя — 1944, Париж, Франция) — русский философ, теолог, священник Православной Церкви. Родился в семье сельского священника. Учился в Ливенском Духовном училище и в Орловской Духовной семинарии (до 1888), затем в Елецкой классической гимназии. В юности увлекается марксизмом, встречался с К. Каутским, А. Бебелем, В. Адлером, Г. Плехановым.

Файлы: 1 файл

философы.docx

— 34.69 Кб (Скачать файл)

Булгаков Сергей Николаевич

 

Серге́й Никола́евич Булга́ков (16 (28) июня 1871, Ливны, Орловская губерния, Российская империя — 1944, Париж, Франция) — русский философ, теолог, священник Православной Церкви.

Родился в  семье сельского священника. Учился в Ливенском Духовном училище  и в Орловской Духовной семинарии (до 1888), затем в Елецкой классической гимназии. В юности увлекается марксизмом, встречался с К. Каутским, А. Бебелем, В. Адлером, Г. Плехановым.

В 1894 закончил юридический факультет Московского  университета. Выдержав магистерский экзамен, Булгаков стал преподавателем политической экономии в Императорском  московском техническом училище.

В начале 1901 года защитил в Московском университете диссертацию на степень магистра и поступил на службу ординарным профессором  Киевского политехнического института  по кафедре политической экономии. В ту пору популярность Булгакова  в широких кругах русской интеллигенции  создалась главным образом его  публичными лекциями, соединявшими блестящие  художественные качества с идейностью содержания и задушевностью тона.

 

Возврат к идеализму

В этот момент Булгаков едва ли не самый яркий  и самый боевой представитель  в России критико-идеалистического философского движения. Большинство  сторонников последнего становятся под знамя духовного паломничества  к Канту. Коренная реформа, произведённая  родоначальником критической философии  в теории познания, представляется и Булгакову центральным событием истории европейской духовной культуры.

Биография Н.А. Бердяева

 

Русский философ, публицист. Николай Александрович  Бердяев родился 18 марта (по старому  стилю - 6 марта) 1874 года в Киеве. Из старинного дворянского рода. В 1884-1894 годах учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 году Николай Бердяев поступил на естественное отделение физико-математического  факультета киевского университета Святого Владимира, но в 1895 году перевелся  на юридический факультет. В 1898 году (в некоторых источниках указан 1897), после ареста за участие в социал-демократическом  движении, был исключен из университета. Первая книга Николая Бердяева ("Субъективизм и индивидуализм в общественной философии") вышла в печати в 1900 году. В 1900-1902 годах Бердяев был  сослан в Вологду, затем в Житомир; в этот же период отошел от марксистских взглядов и постепенно стал приверженцем христианского "мистического реализма".

С 1904 года Бердяев  жил в Петербурге. В 1904-1905 принимал участие в редактировании религиозно-философских  журналов "Новый Путь" и "Вопросы  Жизни". В 1908 году поселился в Москве (жил до момента высылки из Советской  России), где сблизился с кругом основателей "Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева". В 1911-1912, после пребывания в Италии, начинает складываться оригинальная философия  Бердяева. В 1913 году Бердяев был привлечен  к суду за критику политики Святейшего Синода по отношению к имяславцам (статья "Гасители духа"). Дело, отложенное из-за начала войны, было прекращено в 1917 году.

В июне 1917 года Николай Бердяев являлся одним  из учредителей "Лиги русской культуры" (совместно с М.В. Родзянко, П.Б. Струве и другими). 9 августа 1917 года на частном Совещании общественных деятелей в Москве Бердяев сделал доклад об экономическом состоянии России, а 10 августа был избран в Постоянное бюро по организации общественных сил. В начале октября работал в комиссии по национальным вопросам Временного Совета Российской Республики (Предпарламента). Октябрьскую революцию первоначально рассматривал как несущественный эпизод. Являлся одним из основателей Всероссийского союза писателей; союз организовал библиотеку для молодежи, а затем Лавку писателей, где Бердяев работал продавцом. В 1918 году Николай Александрович Бердяев был избран вице-президентом Всероссийского союза писателей. Зимой 1918-1919 организовал "Вольную академию духовной культуры", где читал лекции по философии и богословию; был ее председателем до 1922 года. Являлся лидером небольшевистской общественности. Преподавал этику слова в Государственном институте слова. В конце 1918 - начале 1919 года работал в хранилище частных архивов Главархива. В феврале 1920 года привлекался к принудительным работам. В 1920 году Николай Александрович Бердяев был арестован по делу "Тактического центра"; допрашивался лично Ф.Э. Дзержинским; был освобожден. Избран профессором Московского университета. Летом 1922 года жил на даче в Барвихе, 16 августа на один день приехал в Москву и был арестован ГПУ.

В Берлине  Николай Александрович Бердяев  организовал Религиозно-философскую  академию, участвовал в создании Русского научного института, содействовал становлению  Русского студенческого христианского  движения (РСХД). До 1924 года жил в  Берлине, затем в Кламаре под  Парижем. Умер Николай Александрович  Бердяев 24 марта (в некоторых источниках указано 23 марта) 1948 года в местечке Кламар недалеко от Парижа.

Бахтин Михаил Михайлович

 

Михаи́л Миха́йлович Бахти́н (5 (17) ноября 1895, Орёл — 6 марта 1975, Москва) — русский философ и мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении. Исследуя художественные принципы романа Франсуа Рабле, Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культуры. Ему принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп, карнавализация, мениппея (эвфемизм по отношению к главной и ведущей линии в развитии европейского романа в «большом времени»).

Родился в  Орле в семье банковского служащего. В семье было шестеро детей. Затем  вместе с семьей жил в Вильно (ныне Вильнюс; 1905—1911) и Одессе (1911—?); по его  словам, учился в Петроградском и  Новороссийском университетах (документальных подтверждений нет); университет  не окончил.

В 1921 году женится  на Елене Александровне Околович.

Практически забытый современниками (между 1930 и 1963, кроме трёх незначительных газетных заметок, не печатался), Бахтин был возвращён  в научное пространство СССР в 1960-е  годы группой единомышленников, признавшей его своим учителем: в 1960 году получил  коллективное письмо от литературоведов  В. В. Кожинова, С. Г. Бочарова, Г. Д. Гачева, В. Н. Турбина.

В 1969 году переехал из Саранска в Москву. Ему удалось  издать свою книгу о Рабле, переиздать книгу о Достоевском (фактически новую редакцию), подготовить сборник  статей о литературе (вышедший вскоре после смерти автора).

Альберт Камю (1913 - 1960)

 

Французский писатель и мыслитель, лауреат Нобелевской  премии (1957), один из ярчайших представителей литературы экзистенциализма. В своем художественно-философском творчестве разрабатывал экзистенциальные категории «существования», «абсурда», «бунта», «свободы», «морального выбора», «предельной ситуации», а так же развивал традиции модернистской литературы. Изображая человека в «мире без Бога», Камю последовательно рассматривал позиции «трагичного гуманизма». Кроме художественной прозы, творческое наследие автора включает в себя драматургию, философские эссе, литературно-критические статьи, публицистические выступления.

Он родился 7 ноября 1913 в Алжире, в семье сельского  рабочего, который погиб от тяжелого ранения, полученного на фронте в  Первой мировой войне. Камю учился сначала  в коммунальной школе, затем в  Алжирском лицее, а после в  Алжирском университете. Интересовался  литературой и философией, философии  посвятил дипломную работу.

В 1935 году создал самодеятельный «Театр труда», где  был актером, режиссером и драматургом.

В 1936 г. вступил  в коммунистическую партию, из которой  был исключен уже в 1937-м. В том  же 37-м издал первый сборник эссе «Изнанка и лицо».

В 1938 г. был  написан первый роман «Счастливая  смерть».

В 1940 году переехал в Париж, но из-за наступления немцев некоторое время жил и преподавал в Оране, здесь завершил повесть «Посторонний», которая привлекла внимание литераторов.

В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула».

В 1943 году поселился  в Париже, где присоединился к  движению сопротивления, сотрудничал  с нелегальной газетой «Комба», которую возглавил после сопротивления, выкинувшего оккупантов за черту  города.

Иоганн Готлиб Фихте (Fichte) (1762-1814)

 

Немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794-1799), был вынужден оставить его из-за обвинения в атеизме. В «Речах к немецкой нации» (1808) призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. Профессор (1810) и первый выборный ректор Берлинского университета. Отверг кантовскую «вещь в себе»; центральное понятие «учения о науке» Фихте (цикл сочинений «Наукоучение») — деятельность безличного всеобщего «самосознания», «Я», полагающего себя и свою противоположность — мир объектов, «не-Я». Диалектика бесконечного процесса творческого самополагания «Я» в переработанном виде была воспринята Фридрихом Вильгельмом Шеллингом и Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем.

Влияние Фихте на последующую философию

Фихте оказал большое влияние на современников. Его тезис о круговой природе  философской системы был подхвачен  Фридрихом Вильгельмом Шеллингом, Георгом Вильгельмом Фридрихом  Гегелем, Людвигом Фейербахом и даже Артуром Шопенгауэром, который на словах не хотел иметь ничего общего с Фихте. Не меньшее влияние имела  его идея использования противоречий для поступательного движения мысли  в философских дедукциях. В полной мере она была развита Гегелем  в его учении о спекулятивном  методе. Размышления Фихте о творческой природе Я имели успех среди  романтиков. Определенное влияние философии  Фихте с ее акцентом на деятельности субъекта признавали марксисты.

Интерес к  Фихте не ослабевает и в 210 веке, хотя по популярности он, конечно, уступает Канту и Гегелю.

Иоганн Готлиб Фихте скончался 29 января 1814 года, в Берлине.

 


Информация о работе Краткие биографии Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Fichte, М.М. Бахтина