Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 13:35, творческая работа
Тропы:
1) Эпитет – художественное определение. ( пример: золотой луч).
2) Сравнение – уподобление одного явления другому. ( пример: твои глаза подобны звездам).
3) Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значение. ( звезда надежды, голос совести).
4) Олицетворение – разновидность метафоры, перенос признаков на живое. (лениво дышит полдень, прибой шепчет).
5) Метонимия – перенос названия предмета на другой на основе смежности. (вся столица молилась. Прочитал всего Пушкина).
6) Синекдоха – разновидность метонимии: перенос значения с одного явления на другое по количественному признаку. (Любите книгу!)
7) Перифраз – замена названия предмета или явление описательным оборотом. (Солнце русской поэзии).
8) Гипербола – образное выражение, непомерное преувеличение. (Осыпать подарками с головы до ног. В зале яблоку было негде упасть).
9) Ирония.
Тропы:
1) Эпитет – художественное определение.
( пример: золотой луч).
2) Сравнение – уподобление одного явления
другому. ( пример: твои глаза подобны звездам).
3) Метафора – слово или выражение, употребляемое
в переносном значение. ( звезда надежды,
голос совести).
4) Олицетворение – разновидность метафоры,
перенос признаков на живое. (лениво дышит
полдень, прибой шепчет).
5) Метонимия – перенос названия предмета
на другой на основе смежности. (вся столица
молилась. Прочитал всего Пушкина).
6) Синекдоха – разновидность метонимии:
перенос значения с одного явления на
другое по количественному признаку. (Любите
книгу!)
7) Перифраз – замена названия предмета
или явление описательным оборотом. (Солнце
русской поэзии).
8) Гипербола – образное выражение, непомерное
преувеличение. (Осыпать подарками с головы
до ног. В зале яблоку было негде упасть).
9) Ирония.
Фигуры речи:
1) Риторический вопрос.
2) Анафора – единоначалие( Жара вставала
стеной. Жара душила. Жара сводила с ума).
3) Градация – нарастание значимости. (
не жалею, не зову, не плачу).
4) Синтаксический параллелизм – одинаковое
синтаксическое построение соседних предложений
или основ. ( Молодым везде у нас дорога,
старикам везде у нас почет).
5) Эллипсис – пропуск подразумеваемого
слова. ( Мужики – за топоры).
6) Инверсия – нарушение обычного порядка
слов. (На севере диком стоит одиноко).
7) Антитеза – противопоставление понятий.
( Ученье –свет, а неученье – тьма).
8) Оксюморон – соединение противоречий.
(Оптимизмом попахивает трагедия сия).
9) Лексический повтор – повторение какого-либо
слова или слов. (Душа, душа, спала и ты).
Формы множественного числа существительного:
-Ы: инженеры, шоферы, бухгалтеры, лекторы,
тракторы, договоры, выборы;
-А: директора,
инспектора, доктора, профессора, сторожа,
повара, катера, паспорта.
Формы родительного падежа множественного
числа:
- валенок, ботинок, сапог, чулок, погон,
солдат, партизан, яблок, яблонь, нянь,
плеч, полотенец.
- носков, килограммов, апельсинов, мандаринов,
помидоров, узбеков, киргизов, заморозков,
рельсов, свечей.
Нельзя!:
Но однако; словно будто.
лишь тогда…, если; как…, а так же; не только…,
а и.
Нужно!:
По окончании спектакля, по приезде
домой.
Типы придаточных:
1) Изъяснительные.
Я хочу, (чего?) (чтобы люди жили в согласии).
Он спросил, (о чем?) (не нужна ли нам помощь).
2) Определительные
Я люблю песни, (какие?) ( которые пела
мне мама).
Мы вспоминаем то время, (какое?) (когда
были молоды).
3) Обстоятельственные
*Образа действия – как? Каким образом?
*Степени
– как? В какой степени?
*Места –
Где? Куда? Откуда?
*Времени
– когда? С каких пор? И до каких пор?
*Условия
– при каком условии?
*Причины
– почему? По какой причине?
*Цели –
зачем? Для чего? С какой целью?
*Уступки
– несмотря на что? Вопреки чему?
*Следствия
– что стало следствием?
*Сравнительное
– как? На что похоже?
Правописание
служебные частей речи
1) В течение лета, но в бурном течении
реки.
2) В продолжение часа, но в подробном продолжении
книги.
3) В заключение, но в обширном заключении
врача.
4) В отличие от тебя, но в этом отличии
нет ничего плохого.
5) Вследствие(из-за) болезни, но в следствие
по делу Ивана.
6) Вместе(за) тебя, но ткнул пальцем в место
на карте.
7) Вслед за тобой, но идти след в след.
8) Навстречу(к) трудностям, но на встречу
с девушкой.
9) Наподобие(вроде) рисунка, но указать
на подобие треугольников.
10) Насчет(о) работы, но на счет в банке.
11) Ввиду(из-за) непогоды, иметь в виду.
12) Несмотря на трудности(не взирая, вопреки),
но шел не смотря(не глядя) под ноги.
13) Я тоже(также, и) стану врачом, но то же
самое лицо(же можно опустить).
14) Трудно, зато(но) интересно, но прячься
за то дерево.
15) Встретимся, чтобы все обсудить(для
того, чтобы), но нет ничего, что бы могло
удивить. ( бы можно переставить.
16). Он мастер, притом хороший(причем, да
и, к тому же), но при том издательстве.
17) Мне грустно, оттого что весело тебе(
потому что). От того села до реки… По тому
берегу идти удобней.
18) Итак(следовательно), все кончено, но
он устал и так проголодался.
Запомнить:
сверх, в виде, в меру, в связи, в силу, в
смысле, в целях, за счет, по мере, по поводу,
по причине, из-за, из-под, по-над.
Бессоюзное сложное предложение.
Двоеточие:
1) Причина( потому что, так как). Он
лег и уснул: усталость одолела его.
2) Пояснение( а именно, то есть). Погода
была чудесная: светило яркое солнце, дул
легкий морозный ветерок.
У него была
мечта – стать врачом.
3) дополнение( что; и увидел, что; и
понял, что). Пора понять: ты за себя в ответе.
Он поднял глаза: над садом сияло солнце.
Тире:
1) противопоставление(а, но). Труд человека
кормит – лень портит.
2) Время, условие( если… то, когда…то).
Лес рубят – щепки летят. Любишь кататься
– люби и саночки возить.
3) Вывод, следствие(так что, поэтому). Времени
оставалось мало – пришлось поторапливаться.
4) Быстрая смена события. Вы нам только
шепните – мы на помощь придем.
5) Сравнение( словно, будто). Молвит слово
– соловей поет.
Запомни
Не кто иной, как; не что иное, как; как
ни в чем не бывало; тем не менее; откуда
ни возьмись; что ни на есть; ни в коем случае;
во что бы то ни стало; где бы то ни было;
куда ни шло.
С «не» всегда
раздельно:
1) Глагол
2) Деепричастие: не зная, не спеша
3) Краткое причастие: не выполнен
4) Наречие не на –О(е): не здесь, не всегда
5) Ср. степень: не хуже, не выше
6) Числительное: не два, не пятый
7) Прилагательное(если нет синонима): не
синий, не каменный.
8) Местоимение(кроме отрицательных): не
ваш.
Словообразование
1)Приставочный способ:
Читать – перечитать, порядок – беспорядок.
2)Суффиксальный способ:
Нежный – нежность, улучшить – улучшение,
мать – матушка.
3)Приставочно-суффиксальный:
Осенний – по-осеннему, читать – вчитаться.
4)Бессуффиксный способ:
Выходить – выход, гладкий – гладь.
5)Сложение:
Сухофрукты, медсанчасть, корпункт, МЧС,
МВД, МХАТ, вуз.
6)Сложение с суффиксацией:
Черное море – черноморец.
7) Переход от одной части речи в другую:
Рабочий(прил.) человек – рабочий(сущ);
блестящий на солнце – блестящий ответ;
благодаря за помощь – благодаря тебе.
Подсказки:
●Если вас просят найти слово,
образованное приставочно-
●Если нужно найти слово, образованное бессуффиксным спо
●Если нужно найти слово, образованное приставочным спос
●Существительные на -ние (участие), с суффиксами -от- (красота), -
●Если слово не имеет суффикса,
то ответ "суффиксальный" на 200% неправильный!
●Если нужно найти суффиксальный,
то следует искать наречия на –о-, существительные
на –ость-.
Местоимение.
1)Личные – я, ты, он(она, оно), мы, вы,
они. Падежные формы: меня, тобой, нам…
2)Возвратное – себе. Нет им.п, рода, числа,
лица. Падежные формы: себя, себе, собой,
о себе.
3)Притяжательные – чей? Мой, твой, наш,
ваш, свой…
4)Указательные – Тот, это, этот, такой,
этакий, столько.(отвечают на вопрос имен).
5)Определительные – сам, самый, весь, всякий,
каждый, любой, иной, другой.
6)Вопросительные. Слова-вопросы к именам:
кто, что? Какой, каков, чей? Сколько, который?
●относительные – Я узнал, «чей» это дом.
●отрицательные – никто, ничто, нисколько,
ничей, некого, нечего.
●неопределенные – некто, кое-что, какой-то,
чей-либо, сколько-нибудь.
Примечание: кто, что, какой? – местоимения.
Как, где, куда? – наречия.
Его, ее, их: увидел его в школе. – Личные
местоимения.
Его, ее, их: принес ее книги. – Притяжательные
местоимения.
Словосочетание
= главное+зависимое слово.
Способы
связи:
1) Согласование: Форма главного слова
= форме зависимого слова. Следовательно,
меняется главное, меняется и зависимое.
(Летний сад, летнего сада, летним садом,
четырех карандашей, десятью рублями).
2)Управление: зависимое слова в определенном
падеже. Меняется только главное слово.
Книга друга, книгой друга, книге друга,
четыре(им.п.) карандаша, десять(им.п.) рублей.
3)Примыкание: зависимое слово – неизменяемое(наречие,
деепричастие, инфинитив, сравнительная
степень). Бегаю быстро, любит читать, пишет
медленнее.
Спряжения:
I – ать\ять\ет + искл: зиждиться, брить,
стелить.
Окончания: ешь, ет, еш, ете, ут\ют.
II –
ить + искл: гнать, держать, дышать, слышать,
терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть,
видеть, смотреть.
Окончания: ишь, ит, им, ите, ат, ят.
Суффиксы
причастий и деепричастий:
1)Причастия(какой?):
Действительные причастия: настоящего
времени( В первом спряжении – ущ\ющ, во
втором - ащ\ящ). Прошедшего времени( -вш-,
-ш-).
Страдательные причастия: настоящего
времени( В первом спряжении – ом\ем. Во
втором – им). Прошедшего времени(а(ть)\я(ть)
+ нн + енн + т).
2)Деепричастия(что делая, что сделав?):
●Совершенного вида(что сделав):
-в-, -вши-, -ши-, -а(я)-.
●Несовершенного вида: -а(я)-, -учи(ючи)-.
Типы односоставных
предложений:
1)Определенно-личные.
Сказуемое в форме 1,2 лица или повелительного
наклонения, плюс глагол не прошедшего
времени. Легко восстанавливается подлежащее:
я, ты, мы, вы. Пример: «люблю побродить
в лесу. Будете мне писать? Пишите быстрее».
2)Неопределенно-личные.
Сказуемое в форме 3 лица, мн.числа или
прошедшего времени мн.числа. Легко восстанавливается
подлежащее: они, кто-то. Пример: «Раньше
в школах изучали латинский язык. Скоро
будут сдавать экзамены.
3)Безличные.
Сказуемое не согласуется с вопросом кто,
что. Нет и не может быть подлежащего. Примеры:
Вечерело. Пахнет сеном. Нет покоя. Мне
радостно и легко. Нам не жить друг без
друга.
4)Назывные.
Подлежащее им.п. Нет сказуемого. Примеры:
Вечер. Вот моя мама.
Предлоги:
●непроизводные – с, в, за, про,
для, из-за, из-под, через.
●Производные. Утрачивают лексическое
значение и морфологический признак. Входя
в состав падежного вопроса. Можно заменить
другим предлогом.
От наречий: вдоль, напротив, возле, вблизи,
согласно, впереди. Примеры: согласно(чему?)
приказу(= по). Жили(как?) согласно – наречие.
От существительных: вокруг, ввиду, в следствие,
в течение, в связи с. Примеры: в силу(чего?)
обстоятельств(= из-за). Верю в силу разума
– сущ.
От деепричастий: благодаря, спустя, несмотря
на, исходя из. Примеры: благодаря(кому?)
друзьям. Уходил, благодаря за совет дружеский
– деепричастие.
Частицы.
●Формообразующие.
Образую форму условного и повелительного
наклонений: бы, да, давай(те), пусть(пускай).
●Модальные.
1)Отрицание: не, ни. 2)Усиление:
даже, ведь, ни, и, же, уж, все-таки, -то.
3)Вопрос: разве, неужели, ли, что ли.
4)Восклицание: что за, как.
5) Сомнение: вряд ли, едва ли, авось.
6)Уточнение: именно, как раз.
7) Выделение, ограничение: только, лишь,
почти, исключительно.
8) Указание: вон, вот(а вот, а вон). 9) Смягчение:
- ка.
Информация о работе Краткое содержание основных понятий и терминов русского языка