Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 00:12, контрольная работа
Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.
Что есть правда и что есть
ложь? Этим вопросом человечество задается
на протяжении многих сотен лет. Правда
и ложь, добро и зло всегда стоят
рядом, одно без другого просто не
существует. Столкновение этих понятий
является основой многих всемирно известных
литературных произведений. Среди них
и социально-философская пьеса
М. Горького “На дне”. Суть ее —
в столкновении жизненных позиций
и взглядов разных людей.
Автор задается характерным для русской
литературы вопросом о двух видах гуманизма
и его связи с понятиями правды и лжи, которые
можно трактовать по-разному. Гуманизм
Луки призывает к жалости и состраданию,
примиряет с трудностями жизни, предлагая
“ложь во спасение”. Гуманизм же Сатина
призывает не бояться смотреть правде
в глаза, не примиряться с несправедливостью,
а бороться за свои права человека. Кто
же прав — Лука или Сатин? Что для каждого
из них правда и что ложь? Чтобы ответить
на эти вопросы, обратимся непосредственно
к тексту произведения.
“Подвал, похожий на пещеру. Потолок —
тяжелые, каменные своды, закопченные,
с обвалившейся штукатуркой”. Затхлый
и душный воздух, убогая обстановка. Место
действия, лаконично обозначенное в первой
же ремарке, сразу создает образ давящего
на людей, невыносимого мира. Люди живут
в душной атмосфере беспробудного пьянства,
ругани и разврата. Большего “дна” и представить
себе трудно. И вот в ночлежке появляется
Лука, который несет с собой доброе, ласковое
слово для каждого ее.обитателя. Именно
доброго к себе отношения так не хватало
им. Этим несчастным людям, отверженным
обществом, был нужен человек, который
пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие
жить в своем подвале по пещерным законам,
давно отвыкли от нормальных человеческих
отношений. Жалость и сострадание, бесспорно,
необходимы в суровом мире действительности.
Сочувствие помогает человеку понять,
что он не один, что его понимают и поддерживают
окружающие. Возможно, он вновь приобретет
уверенность в себе и в своих силах. А тогда
ему будет легче справиться со своими
проблемами. Но я считаю, что все хорошо
в меру. Как каждого лекарства, жалости
должно быть определенное количество.
Главное — не перейти тонкую грань между
пользой и явным вредом. Лука полагал,
что правдой вряд ли можно вылечить человеческую
душу, что боль можно смягчить лишь утешительной
ложью. Новый обитатель ночлежки не старался
заставить людей изменить что-либо в их
жизни, а лишь утешал и сеял ложные надежды.
Он сразу стал относиться к ночлежникам
как к непоправимо потерянным людям. Разве
так поступает человек, который искренне
хочет помочь! Да, смертельно больной Анне
нужна была лишь такая помощь. Необходимо
было скрасить ей последние минуты жизни,
успокоить, но даже с этой задачей старик
не справился. Что уж говорить о “здоровых”
людях! Своими сладкими пилюлями Лука
поселил героев в мир заблуждений и иллюзий.
Пожилой странник, призывавший к терпению
и примирению, еще больше воспитывал в
ночлежниках слабость и неспособность
бороться. Бедные люди и до его прихода
бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись
обстоятельствам. Лука же, по-моему, своим
ложным гуманизмом еще больше навредил
им, окончательно “сзязав” руки и ноги.
“Ты — надейся! Ты — верь!” — внушал он.
Но человек не может постоянно жить иллюзиями,
и рано или поздно придется опять столкнуться
с горькой правдой. Так не лучше ли как
можно скорее открыть глаза на жизненные
противоречия и проблемы и перейти к решительным
действиям! Ведь кто живет лишь надеждой,
рискует умереть голодной смертью. И Горький
выстраивает сюжетную линию пьесы так,
чтобы читатели смогли разобраться в его
позиции по этому вопросу и убедиться
в том, что гуманизм Луки — ложный гуманизм.
Философия странствующего проповедника
проверяется на героях пьесы и в итоге
терпит поражение: повесился Актер, Пепел
попал на каторгу, загублена судьба Наташи...
Иначе говоря, автор больше симпатизирует
теории Сатина. Правда, пусть даже самая
горькая, всегда должна побеждать. Я считаю,
что не бывает гуманной лжи, и рано или
поздно она принесет вред тому, кто верит
в это заблуждение. Ложь, даже “во спасение”,
— чистейшее проявление неуважения к
человеку. Уважать же человека надо всегда;
кем бы он ни был, он прежде всего человек.
В этом я, безусловно, соглашусь с Сатиным.
Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего
телеграфиста тоже недостаточно. Он ничего
не может изменить ни в своей жизни, ни
в жизни других обитателей “дна”. И, очевидно,
проблема здесь не в правильности теорий,
а в самих людях, которые с Лукой или без
него, с Сатиным или без, так и не возродились
бы. Большая часть того, чего мы добиваемся
в жизни, зависит от нас самих. И в этом
— жизненно важная правда пьесы.