Купцы в русской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:00, доклад

Описание работы

В целом русская литература дает безотрадную картину купеческой бесчестности и плутовства. Следует отметить, что до середины XIX века образ купца, описание купеческого быта и нравов не особо интересовал русских писателей.

Файлы: 1 файл

Купцы в русской литературе.pptx

— 897.79 Кб (Скачать файл)

Купцы в русской литературе

Купцы в русской литературе до А. Н. Островского

 В целом русская литература дает безотрадную картину купеческой бесчестности и плутовства. Следует отметить, что до середины XIX века образ купца, описание купеческого быта и нравов не особо интересовал русских писателей. Главными героями становились, как правило, дворяне (Чацкий, Онегин, Печорин, гоголевские помещики), крестьяне (пушкинские, тургеневские, некрасовские) или те, кому придумали имя «маленький человек» (бедная Лиза, Евгений из «Медного всадника», Ковалев, Башмачкин). А вот купец появлялся редко.

Образы купцов в творчестве А. Н. Островского

«Купеческая тема» появляется у Островского  уже в самых ранних его этюдах к «Запискам замоскворецкого  жителя». Часть самых ранних очерков  этого сборника была посвящена жизни  чиновничества, в последующих (таких  как «Замоскворечье в праздник»  и «Кузьма Самсоныч») он обращается к купеческой среде, особенно выделяя её консервативность и невежественность. В этих очерках уже хорошо угадываются характеры знаменитой его комедии «Свои люди — сочтемся!».

Комедию «Свои люди — сочтемся!» принято  считать первой в творчестве Островского. Однако первой законченной пьесой является одноактное произведение «Картина семейного  счастья». Она представляет собой  сцену из жизни купеческой семьи, её групповой портрет. Уже в ней  хорошо просматриваются две темы, которые станут доминирующими в  творчестве Островского — тема власти денег и семейного деспотизма. Уже в этой пьесе использован  излюбленный прием драматурга —  давать героям «говорящие» имена

Первая  полноактная пьеса Островского, появившаяся в печати — это «Свои люди — сочтемся!». Писалась она в 1846-1849 гг. под названием «Банкрот».

«Купеческая тема» и связанные с нею  темы денег, самодурства, невежества здесь  представлены в полной мере. Эта  пьеса интересна нам как художественное свидетельство очевидца купеческого  быта, обычаев, языка второй половины сороковых годов XIX века, то есть в  дореформенной еще России. 

 

 Известно, что московское купечество по выходу пьесы потребовало открыть «дело» на Островского. По мнению инициаторов «дела» Островского, драматург исказил положительный образ московского купца, сделав «вполне добропорядочных и уважаемых» людей мошенниками и преступниками.

В пьесе  «Гроза» драматург рисует патриархальное купечество, чей образ жизни был  определен веками. Действие пьесы  происходит в провинциальном волжском городе Калинове. В этом маленьком  городке всеми делами заправляют купцы – Савел Прокофьевич Дикой и его кума Марфа Игнатьева Кабанова, за свой нрав прозванная Кабанихой. 

 

  С  чем это связано? С тем, что  в основе купеческой жизни извечно  лежал закон «купли - продажи»? С  тем, что эти люди были вынуждены  быть безжалостными, чтобы иметь  успех? С тем, что испокон веков  в среде купечества ценились деловые, а не душевные качества? Ответов  на этот вопрос может быть множество. Несомненно одно – пьесы Островского  предоставляют нам бесценный  материал из жизни русских купцов 19 века, их нравов, обычаев и традиций.

Чем дальше от столицы, тем застойнее нравы. Чем невежественнее люди, тем упорнее они в своих убеждениях. Чем мельче духовная сила человека, ограниченнее его взгляды, тем с большим апломбом он кричит о себе, тем важнее для него власть. И дело не в том, что возвыситься над другими, в том, что он желает унизить себе подобных.


Информация о работе Купцы в русской литературе