Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:32, биография
Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.
Лермонтов Михаил
Юрьевич (3(15) октября 1814 года - 15(27) июля
1841 года) - великий русский поэт.
Родился в Москве
в семье армейского капитана Юрия
Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии
Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной
Арсеньевой, единственной дочери и наследницы
пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773-1845).
Брак, заключенный против воли Арсеньевой,
был неравным и несчастливым; мальчик
рос в обстановке семейных несогласий.
После ранней смерти матери Лермонтова
бабушка сама занялась его воспитанием,
полностью отстранив отца.
Детство Лермонтова
прошло в имении Арсеньевой "Тарханы"
Пензенской губернии. Мальчик получил
столичное домашнее образование, с
детства свободно владел французским
и немецким языками. Летом 1825 бабушка
повезла Лермонтова на воды на Кавказ;
детские впечатления от кавказской природы
и быта горских народов остались в его
раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие
горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832).
В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828
Лермонтов зачисляется полупансионером
в 4-й класс Московского университетского
благородного пансиона, где получает гуманитарное
образование. Уже в Тарханах определился
острый интерес Лермонтова к литературе
и поэтическому творчеству. Уже в пансионе
определяется преимущественная ориентация
Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую
поэму. Байроническая поэма становится
основой раннего творчества Лермонтова.
В 1828-1829 гг. он пишет поэмы "Корсар",
"Преступник", "Олег", "Два
брата" (опубликованы посмертно), "Последний
сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон".
В центре байронической поэмы - герой,
изгой и бунтарь, находящийся в войне с
обществом и попирающий его социальные
и нравственные нормы; над ним тяготеет
"грех", преступление, обычно облеченное
тайной и внешне предстающее как страдание.
В марте 1830 Московский
пансион по указу Сената он был
преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов
увольняется "по прошению" и проводит
лето в подмосковной усадьбе Столыпиных
Середниково; в том же году после
сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое
отделение Московского университета.
К этому времени относится первое сильное
юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой
(1812-1868), с которой он познакомился у своей
приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой
связан лирический "цикл" 1830 ["К
Сушковой", "Нищий", "Стансы"
("Взгляни, как мой спокоен взор..."),
"Ночь", "Подражание Байрону"
("У ног твоих не забывал..."), "Я
не люблю тебя: страстей ..."]. По-видимому,
несколько позднее Лермонтов переживает
еще более сильное, хотя и кратковременное
чувство к Н. Ф. Ивановой (1813-1875), дочери
драматурга Ф. Ф. Иванова. В эти годы (1830-1832)
идет формирование личности поэта, и сменяющиеся
любовные увлечения являются во многом
попыткой личностного самоутверждения.
Возникает жанр "отрывка" - лирического
размышления, в центре которого определенный
момент непрерывно идущего самоанализа
и самоосмысления. Стихотворения 1830-1831
содержат и социальные мотивы и темы. Политическая
лирика в прямом смысле Лермонтова редка;
социально-политическая проблематика,
как правило, выступает у него в системе
философских и психологических размышлений.
Это особенно заметно в лермонтовской
лирике начала 1830-х гг. Московский университет
жил философскими и политическими интересами,
в нем функционировали студенческие кружки
и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена,
В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова
нет сведений, однако он, возможно, разделял
свойственный им дух политической оппозиции
и даже принял участие в студенческой
акции (изгнание из аудитории профессора
М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение
еще в "Жалобах турка" (1829) и серии
стихов, посвященных европейским революциям
1830-1831 ["30 июля. (Париж) 1830 года", "10
июля. (1830)"], событиям Великой французской
революции ("Из Андрея Шенье", 1830-1831)
и эпохе пугачёвщины ("Предсказание",
1830). Так подготавливается проблематика
первого прозаического опыта Лермонтова
- романа "Вадим" (1832-1834) с широкой
панорамой крестьянского восстания 1774-1775
гг.
Адресатом лирических
стихов Лермонтова в этот период была
В. А. Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева,
сестра товарища по университету Лермонтова.
Чувство к ней Лермонтова оказалось самым
сильным и продолжительным. Лопухина была
адресатом или прототипом как в ранних
стихах ["К Лермонтов" ("У ног других
не забывал...", 1831), "Она не гордой
красотою...", 1832, и другие], так и в поздних
произведениях: "Валерик", посвящение
к VI редакции "Демона"; образ ее проходит
в стихотворении "Нет, не тебя так пылко
я люблю", в "Княгине Литовской"
(Вера).В 1830-1831 раннее лирическое творчество
поэта достигает вершины; далее начинается
спад.
После 1832 Лермонтов
обращается к балладе ("Тростник",
1832; "Желанье" - "Отворите мне
темницу", 1832; "Русалка", 1832) и
прозе.
В поэмах Лермонтова
в это время определяются как
бы две тематические группы: одна тяготеет
к средневековой русской истории ("Последний
сын вольности", 1831; "Литвинка",
1832), другая - к экзотическим кавказским
темам ("Измаил-Бей",1832; "Аул Бастуиджя".
1833-1834; "Хаджи-Абрек", 1833).
В 1832 Лермонтов
оставляет Московский университет и переезжает
в Петербург, надеясь продолжить образование
в Петербургском университете; однако
ему отказались зачесть прослушанные
в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение
заново, Лермонтов принимает совет родных
избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает
экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков
и кавалерийских юнкеров и проводит два
года в военно-учебном заведении, где строевая
служба, дежурства, парады почти не оставляли
времени для творческой деятельности
(быт школы в грубо натуралистичном виде
отразился в так называемых юнкерских
поэмах - "Петергофский праздник",
"Уланша", "Гошпиталь" - все 1834).
Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был
выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский
полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит
поэма "Хаджи Абрек" - первое выступление
Лермонтов в печати (по преданию, рукопись
была отнесена в журнал без ведома автора).
Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию
драмы "Маскарад", работает над поэмами
"Сашка", "Боярин Орша", начинает
роман "Княгиня Лиговская". Известно
о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым,
И. И. Козловым и близкими к формирующимся
славянофильским кружкам С. А. Раевским
и А. А. Краевским. В романе "Княгиня
Литовская" (1836; не окончен; опубликован
в 1882) Лермонтов впервые обращается к социальному
бытописанию, предвосхищающему "физиологии"
1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает
над "Маскарадом" (1835-1836), первым произведением,
которое он считал достойным обнародования,
трижды подавал в драматическую цензуру
и дважды переделывал; драма, однако, была
запрещена.
В период 1836-1837 гг.
Лермонтов создает "Боярина Оршу"
(1835-1836), первую оригинальную и зрелую
поэму. Орша - первая попытка Лермонтова
создать исторический характер - феодала
эпохи Грозного, живущего законами
боярской чести. Эта тема была продолжена
в "Песне про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова"
(1838). Своего рода аналогом "Песни..."
в лирике Лермонтова было "Бородино",
отклик на 25-ю годовщину Бородинского
сражения (1837) - "микро-эпос" о народной
войне 1812.
В 1835-1836 Лермонтов
еще не входит в ближайший пушкинский
круг; с Пушкиным он также незнаком.
Тем более принципиальный характер
получает его стихотворение "Смерть
Поэта" (1837; опубликовано 1858), написанное
сразу же по получении известия о гибели
Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован;
началось политическое дело о "непозволительных
стихах". Под арестом Лермонтов пишет
несколько стихотворений: "Сосед"
("Кто б ни был ты, печальный мой сосед"),
"Узник", положивших начало блестящему
"циклу" его "тюремной лирики":
"Соседка", "Пленный рыцарь"
(оба - 1840) и другие.
В феврале 1837 был
отдан высочайший приказ о переводе
Лермонтова прапорщиком в Нижегородский
драгунский полк на Кавказ; в марте
он выехал через Москву. Простудившись
в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе,
Пятигорске, Кисловодске; по пути следования
в полк он "изъездил Линию всю вдоль,
от Кизляра до Тамани, переехал горы, был
в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый
по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал
в чистом поле, засыпал под крик шакалов...",
в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает
народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"),
стремясь передать колорит восточной
речи и психологию "турецкого" сказителя;
народный характер поэт раскрыл в "Дарах
Терека", "Казачьей колыбельной песне",
"Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе
он встречается с Н. М. Сатиным, знакомым
ему по Московскому пансиону, Белинским,
доктором Н. В. Майером (прототип доктора
Вернера в "Княжне Мери"); знакомится
со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым,
В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым)
и близко сходится с А. И. Одоевским ("Памяти
А. И. Одоевского", 1830).
Во время ссылки
и позднее особенно раскрылось художественное
дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося
живописью. Ему принадлежат акварели,
картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые
сцены, портреты и карикатуры; лучшие из
них связаны с кавказской темой. Кавказская
ссылка была сокращена хлопотами бабушки
через А. X. Бенкендорфа. В октябре 1837 был
отдан приказ о переводе Лермонтова в
Гродненский гусарский (в Новгородской
губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский
полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й пол.
января 1838 Лермонтов возвращается в Петербург.
1838-1841 - годы его литературной славы. Он
сразу же попадает в пушкинский литературный
круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А.
Вяземским, П. А. Плетнёвым, В. А. Соллогубом,
принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных
Лермонтов накануне последней ссылки
читал "Тучи". В 1840 в Петербурге отдельными
изданиями выходят единственные прижизненные
сборники "Стихотворения" и "Герой
нашего времени".
Наследие Лермонтова
к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений,
около 30 поэм, не считая драм и неоконченных
прозаических сочинений. Подавляющее
большинство произведений Лермонтова
опубликовано посмертно. В 1838-1840 поэт входит
в "Кружок шестнадцати" - аристократическое
общество молодежи, частью из военной
среды, объединенное законами корпоративного
поведения и политической оппозиционностью
участников. В этот период в его поэзии
и прозе словно оживают пушкинские начала.
Однако основы прозы (как и поэзии) Лермонтова,
во многом противоположны пушкинским;
ему не свойственны лаконизм пушкинской
прозы и поэтика "гармонической точности"
в поэзии. Близких отношений с пушкинским
кругом у Лермонтова не складывается:
и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко
не все принимают в его творчестве. Столь
же "выборочно" принимают его и формирующиеся
московские славянофильские кружки. Со
своей стороны, Лермонтов присматривался
к деятельности будущих славянофилов
(А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял
с ними личные связи, напечатал в "Москвитянине"
(1841) балладу "Спор", но остался холоден
к социально-философским основам их учения
("Родина", 1841). Наиболее прочные отношения
устанавливаются у Лермонтова с журналом
"Отечественные записки". Именно
там появляется большинство прижизненных
и посмертных публикаций лермонтовских
стихов, а также "Бэла", "Фаталист",
"Тамань".
В феврале 1840 на
балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло
столкновение с сыном французского посланника
Э. Барантом; непосредственным поводом
было светское соперничество - предпочтение,
отданное Лермонтову кн. М. А. Щербатовой,
которой был заинтересован Барант и в
1839-1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако,
переросла личные рамки и получила значение
акта защиты национального достоинства.
18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся
примирением. Лермонтов тем не менее был
предан военному суду; под арестом его
навещают друзья и литературные знакомые.
Под арестом состоялось новое объяснение
Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход
дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе
поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую
армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь,
в главную квартиру командующего войсками
Кавказской линии генерала П. X. Граббе,
а в июле уже участвует в стычках с горцами
и в кровопролитном сражении при р. Валерик.
В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием; он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор"). 14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк". В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.