Лермонтов Михаил Юрьевич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:12, доклад

Описание работы

Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно. В 1838-1840 поэт входит в "Кружок шестнадцати" - аристократическое общество молодежи, частью из военной среды, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников. В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако основы прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом противоположны пушкинским; ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и поэтика "гармонической точности" в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не все принимают в его творчестве. Столь же "выборочно" принимают его и формирующиеся московские славянофильские кружки.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 20.41 Кб (Скачать файл)

Лермонтов Михаил Юрьевич

 

3(15) октября 1814 года - 15(27) июля 1841 года.

 

 Родился в Москве  в семье армейского капитана  Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой  (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной  дочери и наследницы пензенской  помещицы Е.А.Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных  несогласий. После ранней смерти  матери Лермонтова бабушка сама  занялась его воспитанием, полностью  отстранив отца.

 

 Детство Лермонтова  прошло в имении Арсеньевой "Тарханы"  Пензенской губернии. Мальчик получил  столичное домашнее образование,  с детства свободно владел  французским и немецким языками.  Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова  на воды на Кавказ; детские  впечатления от кавказской природы  и быта горских народов остались  в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую  вас!..", 1832). В 1827 семья переезжает  в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется  полупансионером в 4-й класс  Московского университетского благородного  пансиона, где получает гуманитарное  образование. Уже в Тарханах  определился острый интерес Лермонтова  к литературе и поэтическому  творчеству. Уже в пансионе определяется  преимущественная ориентация Лермонтова  на А.С.Пушкина, байроническую  поэму. Байроническая поэма становится  основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 гг. он пишет поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата" (опубликованы посмертно), "Последний сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон". В центре байронической поэмы - герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы; над ним тяготеет "грех", преступление, обычно облеченное тайной и внешне предстающее как страдание.

 

 В марте 1830 Московский  пансион по указу Сената он  был преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется "по  прошению" и проводит лето в  подмосковной усадьбе Столыпиных  Середниково; в том же году  после сдачи экзаменов зачислен  на нравственно-политическое отделение  Московского университета. К этому  времени относится первое сильное  юношеское увлечение Лермонтова  Е.А.Сушковой (1812-1868), с которой он  познакомился у своей приятельницы  А.М.Верещагиной. С Сушковой связан лирический "цикл" 1830 ["К Сушковой", "Нищий", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Ночь", "Подражание Байрону" ("У ног твоих не забывал..."), "Я не люблю тебя: страстей ..."]. По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Н.Ф.Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф.Ф.Иванова. В эти годы (1830-1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр "отрывка" - лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830-1831 содержат и социальные мотивы и темы. Политическая лирика в прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая проблематика, как правило, выступает у него в системе философских и психологических размышлений. Это особенно заметно в лермонтовской лирике начала 1830-х гг. Московский университет жил философскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И.В.Станкевича, А.И.Герцена, В.Г.Белинского). О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в "Жалобах турка" (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830-1831 ["30 июля. (Париж) 1830 года", "10 июля. (1830)"], событиям Великой французской революции ("Из Андрея Шенье", 1830-1831) и эпохе пугачёвщины ("Предсказание", 1830). Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова - романа "Вадим" (1832-1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774-1775 гг.

 

 Адресатом лирических  стихов Лермонтова в этот период  была В.А.Лопухина (1815-1851), в замужестве  Бахметева, сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах ["К Лермонтов" ("У ног других не забывал...", 1831), "Она не гордой красотою...", 1832, и другие], так и в поздних произведениях: "Валерик", посвящение к VI редакции "Демона"; образ ее проходит в стихотворении "Нет, не тебя так пылко я люблю", в "Княгине Литовской" (Вера). В 1830-1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.

 

 После 1832 Лермонтов  обращается к балладе ("Тростник", 1832; "Желанье" - "Отворите мне  темницу", 1832; "Русалка", 1832) и  прозе. 

 

 В поэмах Лермонтова  в это время определяются как  бы две тематические группы: одна  тяготеет к средневековой русской  истории ("Последний сын вольности", 1831; "Литвинка", 1832), другая - к экзотическим кавказским темам ("Измаил-Бей",1832; "Аул Бастуиджя". 1833-1834; "Хаджи-Абрек", 1833).

 

 В 1832 Лермонтов оставляет  Московский университет и переезжает  в Петербург, надеясь продолжить  образование в Петербургском  университете; однако ему отказались  зачесть прослушанные в Москве  курсы. Чтобы не начинать обучение  заново, Лермонтов принимает совет  родных избрать военное поприще;  в ноябре 1832 сдает экзамены в  Школу гвардейских подпрапорщиков  и кавалерийских юнкеров и  проводит два года в военно-учебном  заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не  оставляли времени для творческой  деятельности (быт школы в грубо  натуралистичном виде отразился  в так называемых юнкерских  поэмах - "Петергофский праздник", "Уланша", "Гошпиталь" - все 1834). Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит поэма "Хаджи Абрек" - первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора). Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы "Маскарад", работает над поэмами "Сашка", "Боярин Орша", начинает роман "Княгиня Лиговская". Известно о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым, И. И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам С. А. Раевским и А. А. Краевским. В романе "Княгиня Литовская" (1836; не окончен; опубликован в 1882) Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему "физиологии" 1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над "Маскарадом" (1835-1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования, трижды подавал в драматическую цензуру и дважды переделывал; драма, однако, была запрещена.

 

 В период 1836-1837 гг. Лермонтов  создает "Боярина Оршу" (1835-1836), первую оригинальную и зрелую  поэму. Орша - первая попытка Лермонтова  создать исторический характер - феодала эпохи Грозного, живущего  законами боярской чести. Эта  тема была продолжена в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1838). Своего рода аналогом "Песни..." в лирике Лермонтова было "Бородино", отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) - "микро-эпос" о народной войне 1812.

 

 В 1835-1836 Лермонтов еще  не входит в ближайший пушкинский  круг; с Пушкиным он также незнаком. Тем более принципиальный характер  получает его стихотворение "Смерть  Поэта" (1837; опубликовано 1858), написанное  сразу же по получении известия  о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован; началось  политическое дело о "непозволительных  стихах". Под арестом Лермонтов  пишет несколько стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни был  ты, печальный мой сосед"), "Узник", положивших начало блестящему "циклу"  его "тюремной лирики": "Соседка", "Пленный рыцарь" (оба - 1840) и  другие.

 

 В феврале 1837 был  отдан высочайший приказ о  переводе Лермонтова прапорщиком  в Нижегородский драгунский полк  на Кавказ; в марте он выехал  через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов...", в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"), стремясь передать колорит восточной речи и психологию "турецкого" сказителя; народный характер поэт раскрыл в "Дарах Терека", "Казачьей колыбельной песне", "Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н. М. Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским ("Памяти А. И. Одоевского", 1830).

 

 Во время ссылки  и позднее особенно раскрылось  художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А.X.Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается в Петербург. 1838-1841 - годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетнёвым, В.А.Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал "Тучи". В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники "Стихотворения" и "Герой нашего времени".

 

 Наследие Лермонтова  к 1840 г. включало уже около  400 стихотворений, около 30 поэм, не  считая драм и неоконченных  прозаических сочинений. Подавляющее  большинство произведений Лермонтова  опубликовано посмертно. В 1838-1840 поэт входит в "Кружок шестнадцати" - аристократическое общество молодежи, частью из военной среды, объединенное  законами корпоративного поведения  и политической оппозиционностью  участников. В этот период в  его поэзии и прозе словно  оживают пушкинские начала. Однако  основы прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом противоположны  пушкинским; ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и поэтика "гармонической точности" в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не все принимают в его творчестве. Столь же "выборочно" принимают его и формирующиеся московские славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А.С.Хомякова, Ю.Ф.Самарина), сохранял с ними личные связи, напечатал в "Москвитянине" (1841) балладу "Спор", но остался холоден к социально-философским основам их учения ("Родина", 1841). Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом "Отечественные записки". Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также "Бэла", "Фаталист", "Тамань".

 

 В феврале 1840 на балу  у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э.Барантом; непосредственным поводом было светское соперничество - предпочтение, отданное Лермонтову кн. М.А.Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее был предан военному суду; под арестом его навещают друзья и литературные знакомые. Под арестом состоялось новое объяснение Л ермонтов с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П.X.Граббе, а в июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р.Валерик.

 

 В начале февраля  1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург.  Его представляют к награде  за храбрость, но Николай I отклоняет  представление. Поэт проводит  в столице 3 месяца окруженный  вниманием; он полон творческих  планов, рассчитывая получить отставку  и отдаться литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь  Востока, с которой он соприкоснулся  на Кавказе; в нескольких своих  произведениях он касается проблем  "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор"). 14 апреля 1841, не получив  отсрочки, Лермонтов возвращается  на Кавказ. В мае он прибывает  в Пятигорск и получает разрешение  задержаться для лечения на  минеральных водах. Здесь он  пишет целый ряд стихотворений:  "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк". В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.


Информация о работе Лермонтов Михаил Юрьевич