Лермонтов Михаил Юрьевич
3(15) октября 1814 года - 15(27) июля
1841 года.
Родился в Москве
в семье армейского капитана
Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831)
и Марии Михайловны Лермонтовой
(1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной
дочери и наследницы пензенской
помещицы Е.А.Арсеньевой (1773-1845). Брак,
заключенный против воли Арсеньевой,
был неравным и несчастливым;
мальчик рос в обстановке семейных
несогласий. После ранней смерти
матери Лермонтова бабушка сама
занялась его воспитанием, полностью
отстранив отца.
Детство Лермонтова
прошло в имении Арсеньевой "Тарханы"
Пензенской губернии. Мальчик получил
столичное домашнее образование,
с детства свободно владел
французским и немецким языками.
Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова
на воды на Кавказ; детские
впечатления от кавказской природы
и быта горских народов остались
в его раннем творчестве ("Кавказ",
1830; "Синие горы Кавказа, приветствую
вас!..", 1832). В 1827 семья переезжает
в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется
полупансионером в 4-й класс
Московского университетского благородного
пансиона, где получает гуманитарное
образование. Уже в Тарханах
определился острый интерес Лермонтова
к литературе и поэтическому
творчеству. Уже в пансионе определяется
преимущественная ориентация Лермонтова
на А.С.Пушкина, байроническую
поэму. Байроническая поэма становится
основой раннего творчества Лермонтова.
В 1828-1829 гг. он пишет поэмы "Корсар",
"Преступник", "Олег", "Два
брата" (опубликованы посмертно), "Последний
сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон".
В центре байронической поэмы - герой,
изгой и бунтарь, находящийся в войне с
обществом и попирающий его социальные
и нравственные нормы; над ним тяготеет
"грех", преступление, обычно облеченное
тайной и внешне предстающее как страдание.
В марте 1830 Московский
пансион по указу Сената он
был преобразован в гимназию.
В 1830 Лермонтов увольняется "по
прошению" и проводит лето в
подмосковной усадьбе Столыпиных
Середниково; в том же году
после сдачи экзаменов зачислен
на нравственно-политическое отделение
Московского университета. К этому
времени относится первое сильное
юношеское увлечение Лермонтова
Е.А.Сушковой (1812-1868), с которой он
познакомился у своей приятельницы
А.М.Верещагиной. С Сушковой связан
лирический "цикл" 1830 ["К Сушковой",
"Нищий", "Стансы" ("Взгляни,
как мой спокоен взор..."), "Ночь",
"Подражание Байрону" ("У ног твоих
не забывал..."), "Я не люблю тебя: страстей
..."]. По-видимому, несколько позднее
Лермонтов переживает еще более сильное,
хотя и кратковременное чувство к Н.Ф.Ивановой
(1813-1875), дочери драматурга Ф.Ф.Иванова.
В эти годы (1830-1832) идет формирование личности
поэта, и сменяющиеся любовные увлечения
являются во многом попыткой личностного
самоутверждения. Возникает жанр "отрывка"
- лирического размышления, в центре которого
определенный момент непрерывно идущего
самоанализа и самоосмысления. Стихотворения
1830-1831 содержат и социальные мотивы и темы.
Политическая лирика в прямом смысле Лермонтова
редка; социально-политическая проблематика,
как правило, выступает у него в системе
философских и психологических размышлений.
Это особенно заметно в лермонтовской
лирике начала 1830-х гг. Московский университет
жил философскими и политическими интересами,
в нем функционировали студенческие кружки
и общества (И.В.Станкевича, А.И.Герцена,
В.Г.Белинского). О связи с ними Лермонтова
нет сведений, однако он, возможно, разделял
свойственный им дух политической оппозиции
и даже принял участие в студенческой
акции (изгнание из аудитории профессора
М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение
еще в "Жалобах турка" (1829) и серии
стихов, посвященных европейским революциям
1830-1831 ["30 июля. (Париж) 1830 года", "10
июля. (1830)"], событиям Великой французской
революции ("Из Андрея Шенье", 1830-1831)
и эпохе пугачёвщины ("Предсказание",
1830). Так подготавливается проблематика
первого прозаического опыта Лермонтова
- романа "Вадим" (1832-1834) с широкой
панорамой крестьянского восстания 1774-1775
гг.
Адресатом лирических
стихов Лермонтова в этот период
была В.А.Лопухина (1815-1851), в замужестве
Бахметева, сестра товарища по университету
Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова
оказалось самым сильным и продолжительным.
Лопухина была адресатом или прототипом
как в ранних стихах ["К Лермонтов"
("У ног других не забывал...", 1831), "Она
не гордой красотою...", 1832, и другие],
так и в поздних произведениях: "Валерик",
посвящение к VI редакции "Демона";
образ ее проходит в стихотворении "Нет,
не тебя так пылко я люблю", в "Княгине
Литовской" (Вера). В 1830-1831 раннее лирическое
творчество поэта достигает вершины; далее
начинается спад.
После 1832 Лермонтов
обращается к балладе ("Тростник",
1832; "Желанье" - "Отворите мне
темницу", 1832; "Русалка", 1832) и
прозе.
В поэмах Лермонтова
в это время определяются как
бы две тематические группы: одна
тяготеет к средневековой русской
истории ("Последний сын вольности",
1831; "Литвинка", 1832), другая - к экзотическим
кавказским темам ("Измаил-Бей",1832;
"Аул Бастуиджя". 1833-1834; "Хаджи-Абрек",
1833).
В 1832 Лермонтов оставляет
Московский университет и переезжает
в Петербург, надеясь продолжить
образование в Петербургском
университете; однако ему отказались
зачесть прослушанные в Москве
курсы. Чтобы не начинать обучение
заново, Лермонтов принимает совет
родных избрать военное поприще;
в ноябре 1832 сдает экзамены в
Школу гвардейских подпрапорщиков
и кавалерийских юнкеров и
проводит два года в военно-учебном
заведении, где строевая служба,
дежурства, парады почти не
оставляли времени для творческой
деятельности (быт школы в грубо
натуралистичном виде отразился
в так называемых юнкерских
поэмах - "Петергофский праздник",
"Уланша", "Гошпиталь" - все 1834).
Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был
выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский
полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит
поэма "Хаджи Абрек" - первое выступление
Лермонтов в печати (по преданию, рукопись
была отнесена в журнал без ведома автора).
Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию
драмы "Маскарад", работает над поэмами
"Сашка", "Боярин Орша", начинает
роман "Княгиня Лиговская". Известно
о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым,
И. И. Козловым и близкими к формирующимся
славянофильским кружкам С. А. Раевским
и А. А. Краевским. В романе "Княгиня
Литовская" (1836; не окончен; опубликован
в 1882) Лермонтов впервые обращается к социальному
бытописанию, предвосхищающему "физиологии"
1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает
над "Маскарадом" (1835-1836), первым произведением,
которое он считал достойным обнародования,
трижды подавал в драматическую цензуру
и дважды переделывал; драма, однако, была
запрещена.
В период 1836-1837 гг. Лермонтов
создает "Боярина Оршу" (1835-1836),
первую оригинальную и зрелую
поэму. Орша - первая попытка Лермонтова
создать исторический характер -
феодала эпохи Грозного, живущего
законами боярской чести. Эта
тема была продолжена в "Песне
про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова"
(1838). Своего рода аналогом "Песни..."
в лирике Лермонтова было "Бородино",
отклик на 25-ю годовщину Бородинского
сражения (1837) - "микро-эпос" о народной
войне 1812.
В 1835-1836 Лермонтов еще
не входит в ближайший пушкинский
круг; с Пушкиным он также незнаком.
Тем более принципиальный характер
получает его стихотворение "Смерть
Поэта" (1837; опубликовано 1858), написанное
сразу же по получении известия
о гибели Пушкина. 18 февраля 1837
Лермонтов был арестован; началось
политическое дело о "непозволительных
стихах". Под арестом Лермонтов
пишет несколько стихотворений:
"Сосед" ("Кто б ни был
ты, печальный мой сосед"), "Узник",
положивших начало блестящему "циклу"
его "тюремной лирики": "Соседка",
"Пленный рыцарь" (оба - 1840) и
другие.
В феврале 1837 был
отдан высочайший приказ о
переводе Лермонтова прапорщиком
в Нижегородский драгунский полк
на Кавказ; в марте он выехал
через Москву. Простудившись в дороге,
был оставлен для лечения (в Ставрополе,
Пятигорске, Кисловодске; по пути следования
в полк он "изъездил Линию всю вдоль,
от Кизляра до Тамани, переехал горы, был
в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый
по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал
в чистом поле, засыпал под крик шакалов...",
в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает
народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"),
стремясь передать колорит восточной
речи и психологию "турецкого" сказителя;
народный характер поэт раскрыл в "Дарах
Терека", "Казачьей колыбельной песне",
"Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе
он встречается с Н. М. Сатиным, знакомым
ему по Московскому пансиону, Белинским,
доктором Н. В. Майером (прототип доктора
Вернера в "Княжне Мери"); знакомится
со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым,
В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым)
и близко сходится с А. И. Одоевским ("Памяти
А. И. Одоевского", 1830).
Во время ссылки
и позднее особенно раскрылось
художественное дарование Лермонтова,
с детства увлекавшегося живописью.
Ему принадлежат акварели, картины маслом,
рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты
и карикатуры; лучшие из них связаны с
кавказской темой. Кавказская ссылка была
сокращена хлопотами бабушки через А.X.Бенкендорфа.
В октябре 1837 был отдан приказ о переводе
Лермонтова в Гродненский гусарский (в
Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии
Гусарский полк, стоявший в Царском Селе.
Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается
в Петербург. 1838-1841 - годы его литературной
славы. Он сразу же попадает в пушкинский
литературный круг, знакомится с В.А.Жуковским,
П.А.Вяземским, П.А.Плетнёвым, В.А.Соллогубом,
принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных
Лермонтов накануне последней ссылки
читал "Тучи". В 1840 в Петербурге отдельными
изданиями выходят единственные прижизненные
сборники "Стихотворения" и "Герой
нашего времени".
Наследие Лермонтова
к 1840 г. включало уже около
400 стихотворений, около 30 поэм, не
считая драм и неоконченных
прозаических сочинений. Подавляющее
большинство произведений Лермонтова
опубликовано посмертно. В 1838-1840
поэт входит в "Кружок шестнадцати"
- аристократическое общество молодежи,
частью из военной среды, объединенное
законами корпоративного поведения
и политической оппозиционностью
участников. В этот период в
его поэзии и прозе словно
оживают пушкинские начала. Однако
основы прозы (как и поэзии)
Лермонтова, во многом противоположны
пушкинским; ему не свойственны лаконизм
пушкинской прозы и поэтика "гармонической
точности" в поэзии. Близких отношений
с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается:
и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко
не все принимают в его творчестве. Столь
же "выборочно" принимают его и формирующиеся
московские славянофильские кружки. Со
своей стороны, Лермонтов присматривался
к деятельности будущих славянофилов
(А.С.Хомякова, Ю.Ф.Самарина), сохранял с
ними личные связи, напечатал в "Москвитянине"
(1841) балладу "Спор", но остался холоден
к социально-философским основам их учения
("Родина", 1841). Наиболее прочные отношения
устанавливаются у Лермонтова с журналом
"Отечественные записки". Именно
там появляется большинство прижизненных
и посмертных публикаций лермонтовских
стихов, а также "Бэла", "Фаталист",
"Тамань".
В феврале 1840 на балу
у графини Лаваль у Лермонтова произошло
столкновение с сыном французского посланника
Э.Барантом; непосредственным поводом
было светское соперничество - предпочтение,
отданное Лермонтову кн. М.А.Щербатовой,
которой был заинтересован Барант и в
1839-1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако,
переросла личные рамки и получила значение
акта защиты национального достоинства.
18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся
примирением. Лермонтов тем не менее был
предан военному суду; под арестом его
навещают друзья и литературные знакомые.
Под арестом состоялось новое объяснение
Л ермонтов с Барантом, ухудшившее ход
дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе
поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую
армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь,
в главную квартиру командующего войсками
Кавказской линии генерала П.X.Граббе,
а в июле уже участвует в стычках с горцами
и в кровопролитном сражении при р.Валерик.
В начале февраля
1841, получив двухмесячный отпуск,
Лермонтов приезжает в Петербург.
Его представляют к награде
за храбрость, но Николай I отклоняет
представление. Поэт проводит
в столице 3 месяца окруженный
вниманием; он полон творческих
планов, рассчитывая получить отставку
и отдаться литературной деятельности.
Его интересует духовная жизнь
Востока, с которой он соприкоснулся
на Кавказе; в нескольких своих
произведениях он касается проблем
"восточного миросозерцания" ("Тамара",
"Спор"). 14 апреля 1841, не получив
отсрочки, Лермонтов возвращается
на Кавказ. В мае он прибывает
в Пятигорск и получает разрешение
задержаться для лечения на
минеральных водах. Здесь он
пишет целый ряд стихотворений:
"Сон", "Утес", "Они любили
друг друга...", "Тамара", "Свиданье",
"Листок", "Выхожу один я на дорогу...",
"Морская царевна", "Пророк".
В Пятигорске Лермонтов находит общество
прежних знакомых, и в том числе своего
товарища по Школе юнкеров Мартынова.
На одном из вечеров в пятигорском семействе
Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова.
Ссора повлекла за собой вызов; не придавая
значения размолвке, Лермонтов принял
его, не намереваясь стрелять в товарища,
и был убит наповал. Похоронен в фамильном
склепе в Тарханах.