Биография
Лермонтова
Лермонтов Михаил Юрьевич (3(15)
октября 1814 года - 15(27) июля 1841 года) - великий
русский поэт.
Родился в Москве в семье
армейского капитана Юрия Петровича
Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны
Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой,
единственной дочери и наследницы пензенской
помещицы Е. А. Арсеньевой (1773-1845). Брак,
заключенный против воли Арсеньевой,
был неравным и несчастливым; мальчик
рос в обстановке семейных несогласий.
После ранней смерти матери Лермонтова
бабушка сама занялась его воспитанием,
полностью отстранив отца.
Детство Лермонтова прошло
в имении Арсеньевой "Тарханы"
Пензенской губернии. Мальчик получил
столичное домашнее образование, с
детства свободно владел французским
и немецким языками. Летом 1825 бабушка
повезла Лермонтова на воды на Кавказ;
детские впечатления от кавказской
природы и быта горских народов
остались в его раннем творчестве
("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа,
приветствую вас!..", 1832). В 1827 семья
переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов
зачисляется полупансионером в 4-й
класс Московского университетского
благородного пансиона, где получает
гуманитарное образование. Уже в
Тарханах определился острый интерес
Лермонтова к литературе и поэтическому
творчеству. Уже в пансионе определяется
преимущественная ориентация Лермонтова
на А. С. Пушкина, байроническую поэму.
Байроническая поэма становится
основой раннего творчества Лермонтова.
В 1828-1829 гг. он пишет поэмы "Корсар",
"Преступник", "Олег", "Два
брата" (опубликованы посмертно), "Последний
сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон".
В центре байронической поэмы - герой,
изгой и бунтарь, находящийся в войне с
обществом и попирающий его социальные
и нравственные нормы; над ним тяготеет
"грех", преступление, обычно облеченное
тайной и внешне предстающее как страдание.
В марте 1830 Московский пансион
по указу Сената он был преобразован
в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется
"по прошению" и проводит лето
в подмосковной усадьбе Столыпиных
Середниково; в том же году после
сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое
отделение Московского университета.
К этому времени относится
первое сильное юношеское увлечение
Лермонтова Е. А. Сушковой (1812-1868), с которой
он познакомился у своей приятельницы
А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический
"цикл" 1830 ["К Сушковой", "Нищий",
"Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен
взор..."), "Ночь", "Подражание
Байрону" ("У ног твоих не забывал..."),
"Я не люблю тебя: страстей ..."]. По-видимому,
несколько позднее Лермонтов переживает
еще более сильное, хотя и кратковременное
чувство к Н. Ф. Ивановой (1813-1875), дочери
драматурга Ф. Ф. Иванова. В эти годы (1830-1832)
идет формирование личности поэта, и сменяющиеся
любовные увлечения являются во многом
попыткой личностного самоутверждения.
Возникает жанр "отрывка" - лирического
размышления, в центре которого определенный
момент непрерывно идущего самоанализа
и самоосмысления. Стихотворения 1830-1831
содержат и социальные мотивы и темы. Политическая
лирика в прямом смысле Лермонтова редка;
социально-политическая проблематика,
как правило, выступает у него в системе
философских и психологических размышлений.
Это особенно заметно в лермонтовской
лирике начала 1830-х гг. Московский университет
жил философскими и политическими интересами,
в нем функционировали студенческие кружки
и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена,
В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова
нет сведений, однако он, возможно, разделял
свойственный им дух политической оппозиции
и даже принял участие в студенческой
акции (изгнание из аудитории профессора
М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение
еще в "Жалобах турка" (1829) и серии
стихов, посвященных европейским революциям
1830-1831 ["30 июля. (Париж) 1830 года", "10
июля. (1830)"], событиям Великой французской
революции ("Из Андрея Шенье", 1830-1831)
и эпохе пугачёвщины ("Предсказание",
1830). Так подготавливается проблематика
первого прозаического опыта Лермонтова
- романа "Вадим" (1832-1834) с широкой
панорамой крестьянского восстания 1774-1775
гг.
Адресатом лирических стихов
Лермонтова в этот период была В. А.
Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева,
сестра товарища по университету Лермонтова.
Чувство к ней Лермонтова оказалось
самым сильным и продолжительным.
Лопухина была адресатом или прототипом
как в ранних стихах ["К Лермонтов"
("У ног других не забывал...", 1831), "Она
не гордой красотою...", 1832, и другие],
так и в поздних произведениях: "Валерик",
посвящение к VI редакции "Демона";
образ ее проходит в стихотворении "Нет,
не тебя так пылко я люблю", в "Княгине
Литовской" (Вера).В 1830-1831 раннее лирическое
творчество поэта достигает вершины; далее
начинается спад.
После 1832 Лермонтов обращается
к балладе ("Тростник", 1832; "Желанье"
- "Отворите мне темницу", 1832; "Русалка",
1832) и прозе.
В поэмах Лермонтова в это
время определяются как бы две
тематические группы: одна тяготеет к
средневековой русской истории ("Последний
сын вольности", 1831; "Литвинка",
1832), другая - к экзотическим кавказским
темам ("Измаил-Бей",1832; "Аул
Бастуиджя". 1833-1834; "Хаджи-Абрек",
1833).
В 1832 Лермонтов оставляет
Московский университет и переезжает
в Петербург, надеясь продолжить
образование в Петербургском
университете; однако ему отказались
зачесть прослушанные в Москве курсы.
Чтобы не начинать обучение заново,
Лермонтов принимает совет родных
избрать военное поприще; в ноябре
1832 сдает экзамены в Школу гвардейских
подпрапорщиков и кавалерийских
юнкеров и проводит два года в
военно-учебном заведении, где строевая
служба, дежурства, парады почти не
оставляли времени для творческой
деятельности (быт школы в грубо
натуралистичном виде отразился
в так называемых юнкерских поэмах
- "Петергофский праздник", "Уланша",
"Гошпиталь" - все 1834). Она оживляется
в 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом
в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь
1834); в этом же году выходит поэма "Хаджи
Абрек" - первое выступление Лермонтов
в печати (по преданию, рукопись была отнесена
в журнал без ведома автора). Лермонтов
отдает в цензуру первую редакцию драмы
"Маскарад", работает над поэмами
"Сашка", "Боярин Орша", начинает
роман "Княгиня Лиговская". Известно
о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым,
И. И. Козловым и близкими к формирующимся
славянофильским кружкам С. А. Раевским
и А. А. Краевским. В романе "Княгиня
Литовская" (1836; не окончен; опубликован
в 1882) Лермонтов впервые обращается к социальному
бытописанию, предвосхищающему "физиологии"
1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает
над "Маскарадом" (1835-1836), первым произведением,
которое он считал достойным обнародования,
трижды подавал в драматическую цензуру
и дважды переделывал; драма, однако, была
запрещена.
В период 1836-1837 гг. Лермонтов
создает "Боярина Оршу" (1835-1836),
первую оригинальную и зрелую поэму.
Орша - первая попытка Лермонтова создать
исторический характер - феодала эпохи
Грозного, живущего законами боярской
чести. Эта тема была продолжена в "Песне
про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова"
(1838). Своего рода аналогом "Песни..."
в лирике Лермонтова было "Бородино",
отклик на 25-ю годовщину Бородинского
сражения (1837) - "микро-эпос" о народной
войне 1812.
В 1835-1836 Лермонтов еще
не входит в ближайший пушкинский
круг; с Пушкиным он также незнаком.
Тем более принципиальный характер
получает его стихотворение "Смерть
Поэта" (1837; опубликовано 1858), написанное
сразу же по получении известия о
гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов
был арестован; началось политическое
дело о "непозволительных стихах".
Под арестом Лермонтов пишет
несколько стихотворений: "Сосед"
("Кто б ни был ты, печальный
мой сосед"), "Узник", положивших
начало блестящему "циклу" его "тюремной
лирики": "Соседка", "Пленный
рыцарь" (оба - 1840) и другие.
В феврале 1837 был отдан
высочайший приказ о переводе Лермонтова
прапорщиком в Нижегородский
драгунский полк на Кавказ; в марте
он выехал через Москву. Простудившись
в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе,
Пятигорске, Кисловодске; по пути следования
в полк он "изъездил Линию всю вдоль,
от Кизляра до Тамани, переехал горы, был
в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый
по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал
в чистом поле, засыпал под крик шакалов...",
в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает
народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"),
стремясь передать колорит восточной
речи и психологию "турецкого" сказителя;
народный характер поэт раскрыл в "Дарах
Терека", "Казачьей колыбельной песне",
"Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе
он встречается с Н. М. Сатиным, знакомым
ему по Московскому пансиону, Белинским,
доктором Н. В. Майером (прототип доктора
Вернера в "Княжне Мери"); знакомится
со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым,
В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым)
и близко сходится с А. И. Одоевским ("Памяти
А. И. Одоевского", 1830).
Во время ссылки и позднее
особенно раскрылось художественное дарование
Лермонтова, с детства увлекавшегося
живописью. Ему принадлежат акварели,
картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые
сцены, портреты и карикатуры; лучшие из
них связаны с кавказской темой. Кавказская
ссылка была сокращена хлопотами бабушки
через А. X. Бенкендорфа. В октябре 1837 был
отдан приказ о переводе Лермонтова в
Гродненский гусарский (в Новгородской
губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский
полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й пол.
января 1838 Лермонтов возвращается в Петербург.
1838-1841 - годы его литературной славы. Он
сразу же попадает в пушкинский литературный
круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А.
Вяземским, П. А. Плетнёвым, В. А. Соллогубом,
принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных
Лермонтов накануне последней ссылки
читал "Тучи". В 1840 в Петербурге отдельными
изданиями выходят единственные прижизненные
сборники "Стихотворения" и "Герой
нашего времени".
Наследие Лермонтова к 1840
г. включало уже около 400 стихотворений,
около 30 поэм, не считая драм и неоконченных
прозаических сочинений. Подавляющее
большинство произведений Лермонтова
опубликовано посмертно. В 1838-1840 поэт входит
в "Кружок шестнадцати" - аристократическое
общество молодежи, частью из военной
среды, объединенное законами корпоративного
поведения и политической оппозиционностью
участников. В этот период в его поэзии
и прозе словно оживают пушкинские начала.
Однако основы прозы (как и поэзии) Лермонтова,
во многом противоположны пушкинским;
ему не свойственны лаконизм пушкинской
прозы и поэтика "гармонической точности"
в поэзии. Близких отношений с пушкинским
кругом у Лермонтова не складывается:
и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко
не все принимают в его творчестве. Столь
же "выборочно" принимают его и формирующиеся
московские славянофильские кружки. Со
своей стороны, Лермонтов присматривался
к деятельности будущих славянофилов
(А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял
с ними личные связи, напечатал в "Москвитянине"
(1841) балладу "Спор", но остался холоден
к социально-философским основам их учения
("Родина", 1841). Наиболее прочные отношения
устанавливаются у Лермонтова с журналом
"Отечественные записки". Именно
там появляется большинство прижизненных
и посмертных публикаций лермонтовских
стихов, а также "Бэла", "Фаталист",
"Тамань".
В феврале 1840 на балу у графини
Лаваль у Лермонтова произошло столкновение
с сыном французского посланника
Э. Барантом; непосредственным поводом
было светское соперничество - предпочтение,
отданное Лермонтову кн. М. А. Щербатовой,
которой был заинтересован Барант
и в 1839-1840 увлечен Лермонтов. Ссора,
однако, переросла личные рамки и
получила значение акта защиты национального
достоинства. 18 февраля состоялась
дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов
тем не менее был предан военному суду;
под арестом его навещают друзья и литературные
знакомые. Под арестом состоялось новое
объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее
ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ
о переводе поэта в Тенгинский пехотный
полк в действующую армию на Кавказ. В
июне он прибыл в Ставрополь, в главную
квартиру командующего войсками Кавказской
линии генерала П. X. Граббе, а в июле уже
участвует в стычках с горцами и в кровопролитном
сражении при р. Валерик.
В начале февраля 1841, получив
двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает
в Петербург. Его представляют к
награде за храбрость, но Николай I отклоняет
представление. Поэт проводит в столице
3 месяца окруженный вниманием; он полон
творческих планов, рассчитывая получить
отставку и отдаться литературной деятельности.
Его интересует духовная жизнь Востока,
с которой он соприкоснулся на
Кавказе; в нескольких своих произведениях
он касается проблем "восточного миросозерцания"
("Тамара", "Спор"). 14 апреля 1841,
не получив отсрочки, Лермонтов возвращается
на Кавказ. В мае он прибывает
в Пятигорск и получает разрешение
задержаться для лечения на минеральных
водах. Здесь он пишет целый ряд
стихотворений: "Сон", "Утес",
"Они любили друг друга...", "Тамара",
"Свиданье", "Листок", "Выхожу
один я на дорогу...", "Морская царевна",
"Пророк". В Пятигорске Лермонтов
находит общество прежних знакомых, и
в том числе своего товарища по Школе юнкеров
Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском
семействе Верзилиных шутки Лермонтов
задели Мартынова. Ссора повлекла за собой
вызов; не придавая значения размолвке,
Лермонтов принял его, не намереваясь
стрелять в товарища, и был убит наповал.
Похоронен в фамильном склепе в Тарханах. |