Биография
Толстой Лев Николаевич (28
августа 1828, усадьба Ясная Поляна
Тульской губернии — 7 ноября 1910, станция
Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской
ж. д.) — граф, русский писатель.
"Радостный период детства"
Толстой был четвертым
ребенком в большой дворянской семье.
Его мать, урожденная княжна Волконская,
умерла, когда Толстому не было еще
двух лет, но по рассказам членов семьи
он хорошо представлял себе "ее духовный
облик": некоторые черты матери
(блестящее образование, чуткость к
искусству, склонность к рефлексии
и даже портретное сходство Толстой
придал княжне Марье Николаевне Болконской
("Война и мир"). Отец Толстого,
участник Отечественной войны, запомнившийся
писателю добродушно-насмешливым характером,
любовью к чтению, к охоте (послужил
прототипом Николая Ростова), тоже умер
рано (1837). Воспитанием детей занималась
дальняя родственница Т. А. Ергольская,
имевшая огромное влияние на Толстого:
"она научила меня духовному
наслаждению любви". Детские воспоминания
всегда оставались для Толстого самыми
радостными: семейные предания, первые
впечатления от жизни дворянской
усадьбы служили богатым материалом
для его произведений, отразились
в автобиографической повести "Детство".
Казанский университет
Когда Толстому было
13 лет, семья переехала в Казань,
в дом родственницы и опекунши
детей П. И. Юшковой. В 1844
Толстой поступил в Казанский
университет на отделение восточных
языков философского факультета,
затем перевелся на юридический
факультет, где проучился неполных
два года: занятия не вызывали
у него живого интереса и
он со страстью предался светским
развлечениям. Весной 1847, подав прошение
об увольнении из университета
"по расстроенному здоровью
и домашним обстоятельствам",
Толстой уехал в Ясную Поляну
с твердым намерением изучить
весь курс юридических наук (чтобы
сдать экзамен экстерном), "практическую
медицину", языки, сельское хозяйство,
историю, географическую статистику,
написать диссертацию и "достигнуть
высшей степени совершенства
в музыке и живописи".
"Бурная жизнь юношеского
периода"
После лета в деревне,
разочарованный неудачным опытом
хозяйствования на новых, выгодных
для крепостных условиях (эта
попытка запечатлена в повести
"Утро помещика", 1857), осенью 1847
Толстой уехал сначала в Москву,
затем в Петербург, чтобы держать
кандидатские экзамены в университете.
Образ его жизни в этот период
часто менялся: то он сутками
готовился и сдавал экзамены,
то страстно отдавался музыке,
то намеревался начать чиновную
карьеру, то мечтал поступить
юнкером в конногвардейский полк.
Религиозные настроения, доходившие
до аскетизма, чередовались с
кутежами, картами, поездками к
цыганам. В семье его считали
"самым пустяшным малым", а
сделанные тогда долги ему
удалось отдать лишь много
лет спустя. Однако именно эти годы
окрашены напряженным самоанализом и
борьбой с собой, что отражено в дневнике,
который Толстой вел в течение всей жизни.
Тогда же у него возникло серьезное желание
писать и появились первые незавершенные
художественные наброски.
"Война и свобода"
В 1851 старший брат
Николай, офицер действующей армии,
уговорил Толстого ехать вместе
на Кавказ. Почти три года Толстой
прожил в казачьей станице
на берегу Терека, выезжая в
Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя
в военных действиях (сначала
добровольно, потом был принят
на службу). Кавказская природа
и патриархальная простота казачьей
жизни, поразившая Толстого по
контрасту с бытом дворянского
круга и с мучительной рефлексией
человека образованного общества,
дали материал для автобиографической
повести "Казаки" (1852-63). Кавказские
впечатления отразились и в
рассказах "Набег" (1853), "Рубка
леса" (1855), а также в поздней
повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована
в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой
записал в дневнике, что полюбил
этот "край дикий, в котором
так странно и поэтически соединяются
две самые противоположные вещи
— война и свобода". На Кавказе
Толстой написал повесть "Детство"
и отправил ее в журнал "Современник",
не раскрыв своего имени (напечатана
в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе
с позднейшими повестями "Отрочество",
1852-54, и "Юность", 1855-57, составила
автобиографическую трилогию). Литературный
дебют сразу принес Толстому
настоящее признание.
Крымская кампания
В 1854 Толстой получил
назначение в Дунайскую армию,
в Бухарест. Скучная штабная жизнь
вскоре заставила его перевестись
в Крымскую армию, в осажденный
Севастополь, где он командовал
батареей на 4-м бастионе, проявив
редкую личную храбрость (награжден
орденом св. Анны и медалями). В
Крыму Толстого захватили новые
впечатления и литературные планы
(собирался в т. ч. издавать
журнал для солдат), здесь он
начал писать цикл "севастопольских
рассказов", вскоре напечатанных
и имевших огромный успех (очерк
"Севастополь в декабре месяце"
прочитал даже Александр II). Первые
произведения Толстого поразили
литературных критиков смелостью
психологического анализа и развернутой
картиной "диалектики души" (Н.
Г. Чернышевский). Некоторые замыслы,
появившиеся в эти годы, позволяют
угадывать в молодом артиллерийском
офицере позднего Толстого-проповедника:
он мечтал об "основании новой
религии" — "религии Христа,
но очищенной от веры и таинственности,
религии практической".
В кругу литераторов и
за границей
В ноябре 1855 Толстой
приехал в Петербург и сразу
вошел в кружок "Современника"
(Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев,
А. Н. Островский, И. А. Гончаров
и др.), где его встретили как
"великую надежду русской литературы"
(Некрасов). Толстой принимал участие
в обедах и чтениях, в учреждении
Литературного фонда, оказался
вовлеченным в споры и конфликты
писателей, однако чувствовал
себя чужим в этой среде,
о чем подробно рассказал позднее
в "Исповеди" (1879-82): "Люди
эти мне опротивели, и сам себе
я опротивел". Осенью 1856 Толстой,
выйдя в отставку, уехал в Ясную
Поляну, а в начале 1857 — за границу.
Он побывал во Франции, Италии,
Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления
отражены в рассказе "Люцерн"), осенью
вернулся в Москву, затем — в Ясную Поляну.
Народная школа
В 1859 Толстой открыл
в деревне школу для крестьянских
детей, помог устроить более
20 школ в окрестностях Ясной
Поляны, и это занятие настолько
увлекло Толстого, что в 1860 он
вторично отправился за границу,
чтобы знакомиться со школами
Европы. Толстой много путешествовал,
провел полтора месяца в Лондоне
(где часто виделся с А. И.
Герценом), был в Германии, Франции,
Швейцарии, Бельгии, изучал популярные
педагогические системы, в основном
не удовлетворившие писателя. Собственные
идеи Толстой изложил в специальных
статьях, доказывая, что основой
обучения должна быть "свобода
учащегося" и отказ от насилия
в преподавании. В 1862 издавал педагогический
журнал "Ясная Поляна" с книжками
для чтения в качестве приложения,
ставшими в России такими же
классическими образцами детской
и народной литературы, как и
составленные им в начале 1870-х
гг. "Азбука" и "Новая Азбука".
В 1862 в отсутствие Толстого
в Ясной Поляне был проведен
обыск (искали тайную типографию).
"Война и мир" (1863-69)
В сентябре 1862 Толстой
женился на восемнадцатилетней
дочери врача Софье Андреевне
Берс и сразу после венчания
увез жену из Москвы в Ясную
Поляну, где полностью отдался
семейной жизни и хозяйственным
заботам. Однако уже с осени
1863 он захвачен новым литературным
замыслом, который долгое время
носил название "Тысяча восемьсот
пятый год". Время создания
романа было периодом душевного
подъема, семейного счастья и
спокойного уединенного труда.
Толстой читал воспоминания и
переписку людей александровской
эпохи (в том числе материалы Толстых и
Волконских), работал в архивах, изучал
масонские рукописи, ездил на Бородинское
поле, продвигаясь в работе медленно, через
множество редакций (в копировании рукописей
ему много помогала жена, опровергая тем
самым шутки друзей, что она еще так молода,
будто играет в куклы), и лишь в начале
1865 напечатал в "Русском вестнике"
первую часть "Войны и мира". Роман
читался взахлеб, вызвал множество откликов,
поразив сочетанием широкого эпического
полотна с тонким психологическим анализом,
с живой картиной частной жизни, органично
вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали
последующие части романа, в которых Толстой
развивал фаталистическую философию истории.
Прозвучали упреки в том, что писатель
"передоверил" людям начала века
интеллектуальные запросы своей эпохи:
замысел романа об Отечественной войне
действительно был ответом на проблемы,
волновавшие русское пореформенное общество.
Сам Толстой характеризовал свой замысел
как попытку "писать историю народа"
и считал невозможным определить его жанровую
природу ("не подойдет ни под какую форму,
ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории").
"Анна Каренина" (1873-77)
В 1870-е гг., живя по-прежнему
в Ясной Поляне, продолжая учить
крестьянских детей и развивать
в печати свои педагогические
взгляды, Толстой работал над
романом о жизни современного
ему общества, построив композицию
на противопоставлении двух сюжетных
линий: семейная драма Анны Карениной
рисуется по контрасту с жизнью и домашней
идиллией молодого помещика Константина
Левина, близкого самому писателю и по
образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому
рисунку. Начало работы совпало с увлечением
прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте
слога, к внешней безоценочности тона,
прокладывая себе дорогу к новому стилю
1880-х гг., в особенности к народным рассказам.
Лишь тенденциозная критика интерпретировала
роман как любовный. Смысл существования
"образованного сословия" и глубокая
правда мужицкой жизни — этот круг вопросов,
близкий Левину и чуждый большинству даже
симпатичных автору героев (включая Анну),
прозвучал остро публицистично для многих
современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского,
высоко оценившего "Анну Каренину"
в "Дневнике писателя". "Мысль семейная"
(главная в романе, по словам Толстого)
переведена в социальное русло, беспощадные
саморазоблачения Левина, его мысли о
самоубийстве читаются как образная иллюстрация
духовного кризиса, пережитого самим Толстым
в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы
над романом.
Перелом (1880-е гг.)
Ход переворота, совершавшегося
в сознании Толстого, нашел отражение
в художественном творчестве, прежде
всего в переживаниях героев,
в том духовном прозрении, которое
преломляет их жизнь. Эти герои
занимают центральное место в
повестях "Смерть Ивана Ильича"
(1884-86), "Крейцерова соната" (1887-89, опубликована
в России в 1891), "Отец Сергий" (1890-98,
опубликована в 1912), драме "Живой труп"
(1900, незавершена, опубликована в 1911), в
рассказе "После бала" (1903, опубликован
в 1911). Исповедальная публицистика Толстого
дает развернутое представление о его
душевной драме: рисуя картины социального
неравенства и праздности образованных
слоев, Толстой в заостренной форме ставил
перед собой и перед обществом вопросы
смысла жизни и веры, подвергал критике
все государственные институты, доходя
до отрицания науки, искусства, суда, брака,
достижений цивилизации. Новое миропонимание
писателя отражено в "Исповеди" (опубликована
в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях
"О переписи в Москве" (1882), "Так
что же нам делать?" (1882-86, опубликована
полностью в 1906), "О голоде" (1891, опубликована
на английском языке в 1892, на русском —
в 1954), "Что такое искусство?" (1897-98),
"Рабство нашего времени" (1900, полностью
опубликована в России в 1917), "О Шекспире
и драме" (1906), "Не могу молчать"
(1908). Социальная декларация Толстого опирается
на представление о христианстве как о
нравственном учении, а этические идеи
христианства осмыслены им в гуманистическом
ключе как основа всемирного братства
людей. Этот комплекс проблем предполагал
анализ Евангелия и критические штудии
богословских сочинений, которым посвящены
религиозно-философские трактаты Толстого
"Исследование догматического богословия"
(1879-80), "Соединение и перевод четырех
Евангелий" (1880-81), "В чем моя вера"
(1884), "Царство Божие внутри вас" (1893).
Бурной реакцией в обществе сопровождались
высказываемые Толстым призывы к прямому
и безотлагательному следованию христианским
заповедям. В особенности широко обсуждалась
его проповедь непротивления злу насилием,
ставшая импульсом к созданию целого ряда
художественных произведений — драмы
"Власть тьмы, или Коготок увяз, всей
птичке пропасть" (1887) и народных рассказов,
написанных в намеренно упрощенной, "безыскусной"
манере. Наряду с близкими по духу произведениями
В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей,
эти рассказы выпускались издательством
"Посредник", основанном В. Г. Чертковым
по инициативе и при ближайшем участии
Толстого, который определял задачу "Посредника"
как "выражение в художественных образах
учения Христа", "чтобы можно было
прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку
и чтоб и тот, и другой заинтересовались,
умилились и почувствовали бы себя добрее".
В рамках нового миропонимания
и представлений о христианстве
Толстой выступал против христианской
догматики и критиковал сближение
церкви с государством, что привело
его к полному разобщению с
православной церковью. В 1901 последовала
реакция Синода: всемирно признанный
писатель и проповедник был официально
отлучен от церкви, что вызвало
громадный общественный резонанс.
"Воскресение" (1889-99)
Последний роман Толстого
воплотил весь спектр проблем,
волновавших его в годы перелома.
Главный герой, Дмитрий Нехлюдов,
духовно близкий автору, проходит
путь нравственного очищения, приводящий
его к деятельному добру. Повествование
построено на системе подчеркнуто
оценочных противопоставлений, обнажающих
неразумность общественного устройства
(красота природы и лживость
социального мира, правда мужицкого
быта и фальшь, господствующая
в жизни образованных слоев
общества). Характерные черты позднего
Толстого — откровенная, выдвинутая
на первый план "тенденция"
(в эти годы Толстой — сторонник
нарочито тенденциозного, дидактического
искусства), резкий критицизм, сатирическое
начало — проявились в романе
со всей наглядностью.
Уход и смерть
Годы перелома круто
изменили личную биографию писателя,
обернувшись разрывом с социальной
средой и приведя к семейному
разладу (провозглашенный Толстым
отказ от владения частной
собственностью вызывал резкое
недовольство членов семьи, прежде
всего жены). Пережитая Толстым
личная драма нашла отражение
в его дневниковых записях.
Поздней осенью 1910, ночью, тайно
от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый
лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул
Ясную Поляну. Дорога оказалась для него
непосильной: в пути Толстой заболел и
вынужден был сойти с поезда на маленькой
железнодорожной станции Астапово. Здесь,
в доме начальника станции он провел последние
семь дней своей жизни. За сообщениями
о здоровье Толстого, который к этому времени
приобрел уже мировую известность не только
как писатель, но и как религиозный мыслитель,
проповедник новой веры, следила вся Россия.
Событием общероссийского масштаба стали
похороны Толстого в Ясной Поляне.