Лев Толстой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:25, научная работа

Описание работы

Много профессий на земле… Но одна из них – особенная, профессия от Бога. Учитель… Лев Николаевич Толстой – замечательный не только русский писатель-классик, но и прекрасный педагог, который разработал свои педагогические принципы и методику организации учебно-воспитательного процесса в школе. А самое главное – он был учителем не только яснополянских ребятишек, он был и остаётся Учителем всего народа.

Файлы: 1 файл

Много профессий на земле.docx

— 23.75 Кб (Скачать файл)

  Много профессий на земле…  Но одна из них – особенная, профессия от Бога. Учитель…                                                                  Лев Николаевич Толстой – замечательный не только русский писатель-классик, но и прекрасный педагог, который разработал свои педагогические принципы и методику организации учебно-воспитательного процесса в школе. А самое главное – он был учителем не только яснополянских ребятишек, он был и остаётся Учителем всего народа.

Тема нашего  исследования: место фольклора в педагогической системе и литературной деятельности Л.Н.Толстого.

 
Цель нашей работы – показать, как устно-поэтическое произведение было введено Толстым в педагогику, исследовать содержание фольклорного материала, который использовал Лев Николаевич в отборе этого материала для школы.

Для достижения цели исследования, мы поставили  задачи и считаем, что тема, выбранная нами , является актуальной, т.к. Лев Николаевич Толстой прославил свою страну не только как великий писатель, но и как учитель. С целью изучения педагогических идей он предпринял поездку за границу, в ходе которой изучал вопросы народного образования. Когда Толстой вернулся в Россию и стал знакомиться с тем, как учат детей в начальной школе, он увидел, что немецкая «метода» наглядного обучения проникла и в русскую педагогику. Поэтому Лев Николаевич направил свою деятельность на решение этой проблемы и разработал систему различных методов и приёмов. Вновь и вновь Толстой убеждает, что в основе изучения школьного дела должно лежать дело изучения потребностей детей и условия их обучения. Перечислим эти условия:

 

- Чтобы не было новых,  непривычных предметов и лиц  там, где учится ученик;

- Чтобы ученик не стыдился учителей или товарищей;

- Чтобы ученик не боялся  наказаний за непонимание;

- Чтобы ум не утомлялся;

- Чтобы урок был соразмерен  силами ученика, был не слишком  лёгок и не слишком труден;

Кроме того Толстого волновал ответ на вопрос: каким же должен быть учитель, чтобы вырастить творчески  развитую личность? Этот вопрос волнует  сейчас педагогов и школьников. Поэтому  мы провели анкетирование, результаты которого прилагаются.

В своё время Лев Николаевич дал некоторые советы учителям , которые, мы считаем можно принимать и в современной школе.

Итак,  изучив методы образования в Европе, Толстой создал начальную школу для крестьянских детей, основанную на принципе полной свободы учащихся, которая была открыта в 1859 году в усадьбе Ясная Поляна. Помимо самого Толстого, в школе работало ещё 4 учителя. Обучалось 37 детей в возрасте 7-15 лет. Характерной чертой учебного процесса была творческая активность и самостоятельность учащихся . Толстой требовал учитывать возможности каждого ученика и его интересы. Предметы в Яснополянской школе разделялись по расписанию

Главным из всех считалось чтение – основа всех наук.

Для Л.Толстого, как настоящего учителя, мастера своего дела, главное было – найти продуктивные пути и методы обучения чтению, так как образование начинается с чтения. Фольклор и стал решением его проблемы. Первые уроки, проведённые в Яснополянской школе, показали Толстому, что многие произведения современных писателей трудны младшим школьникам для самостоятельного чтения и восприятия прочитанного. Постоянный интерес к народному искусству привел Толстого к мысли использовать в народной школе литературу, которая выпевается из среды самого народа. Перед Львом Николаевичем стояла задача найти такой материал, который облегчал бы процесс обучения детей чтению.

Самым пригодным для начинающих читать оказалось чтение пословиц и  особенно загадок, так как они  были более короткими и лаконичными. Кратко и ясно выраженная мысль заинтересовала детей и тем самым облегчила процесс чтения.

Следующим этапом в овладении  чтением были сказки. Так фольклорные  произведения помогали ученикам овладевать процессом чтения и пробуждали интерес  к нему. В 1872 году вышла в четырёх  книгах «Азбука», не имевшая успеха, а в ноябре 1874 года Л.Н.Толстой заново написал «Азбуку»,  назвав её  «Новой азбукой»  вместе с которой вышли четыре «Русские книги для чтения». Основным принципом отбора произведений у Толстого были простота сюжета и занимательность, чтобы они представляли поучительный и познавательный интерес. В основу некоторых рассказов были положены сочинения учеников Яснополянской школы.

Основным материалом «Азбуки» и «Русских книг для чтения» являются реалистически изображённые жизненные явления. Тематика и проблематика детских рассказов «Азбуки» очень широки. Все рассказы «Азбуки» занимательны, ярки, образны, побуждают читателя определить своё отношение к предмету. В них много действия, большинство с действия и начинается.  «Шли по лесу два товарища»(«Два товарища»); «Одна девочка ушла из дому в лес»(«Три медведя»); «Гнались за волком охотники»(«Волк и мужик»).

На уроках в Яснополянской  школе Толстой широко использовал  маленькие рассказы, написанные на пословице. Почти вся начальная  азбука построена на материале народных пословиц. Эти рассказы дети в основном писали сами. Здесь они уже встречаются со знакомыми текстами, что облегчает процесс чтения, и , главное, школьник легко, без наводящих вопросов, может понять и передать содержание написанного. Например:

Также на мотивы пословиц написаны многие басни, помещённые в «Азбуке» и «Книгах для чтения».

От загадок, пословиц и  маленьких рассказов, написанных на пословицы, ученики Толстого переходили к чтению сказок, так как сказки понятны и доступны  детям и вызывают интерес к чтению. Волшебных сказок в книги Толстой не включал. Он почти исключительно выбирал сказки бытовые, реальные и сказки о животных.

Таким образом, можно сделать вывод, что основной принцип построения «Азбуки» – от простого к сложному. По этому принципу и строятся современные учебники.

.Сегодня мы различаем 4 уровня профессионализма, которые влияют на личность и мастерство учителя:

- первый уровень –  это уровень методической грамотности;

- второй уровень –  это уровень ремесла;

- третий уровень –  это уровень мастерства;

- и, наконец, четвёртый уровень – это уровень искусства.

 

Именно Толстому принадлежат  слова: «Преподавать на уровне искусства  – значит преподавать так мастерски, что не видно мастерства».

 

 


Информация о работе Лев Толстой