Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:49, биография
Будущий поэт родился в Москве в интеллигентной еврейской семье.
Отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак.
Мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак.
Семья Бориса Пастернака переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения.
1. Детство
2. Жизнь и творчество
3. Образование.
4. Роман Доктор Живаго
• Гамлет
• Зимняя ночь
• Март
• Свидание
5. Марина Цветаева «Расстояние: версты, мили... »
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
(ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №34).
Презентация на тему:
Лирика Бориса Пастернака
(В романе «Доктор Живаго»)
Содержание:
1. Детство
2. Жизнь и творчество
3. Образование.
4. Роман Доктор Живаго
5. Марина Цветаева «Расстояние: версты, мили... »
Детство.
Будущий поэт родился в Москве в интеллигентной еврейской семье.
Отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак.
Мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак.
Семья Бориса Пастернака переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения.
Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились:
Александр (1893—1982)
Жозефина (1900—1993)
Лидия (1902—1989)
Жизнь и творчество.
Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию по личному ходатайству А. В. Луначарского и обосновываются в Берлине.
В 1922 гoду Пастернак женится на художнице Евгении Лурье.
В том же
1922 году выходит программная книга
поэта «Сестра моя — жизнь»,
большинство стихотворений
В 1923 году в семье Пастернаков рождается сын Евгений.
Образование.
В 1900 году Пастернак не был принят в пятую гимназию из-за процентной нормы, но по предложению директора на следующий 1901 год поступил сразу во вторoй класс. Пастернак окончил гимназию с золотой медалью. После ряда колебаний отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора. В 1908 году поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета. Летом 1912 году изучал философию в Марбургском университете в Германии у главы марбургской неокантианской школы проф. Германа Когена.
Доктор Живаго.
Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год.
Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя — Юрия Андреевича Живаго.
Этот роман
затрагивает сокровенные
В 1956 году романом
заинтересовался итальянский
24 октября
1958 года стало известно о
.Гамлет.
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
1946 год
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Эти стихи близко передают молитву Христа в Гефсиманском саду: «Авва Отче! Все возможно. Тебе; пронеси чашу сию мимо меня» (Авва Отче — обращение к Богу-Отцу). Таким образом, герой стихотворения ассоциируется с Иисусом Христом.
Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
В этой строфе переданы колебания и Христа, переданные в Евангелии, и Гамлета, и метания Юрия Живаго, и самого Пастернака. В следующей, заключительной строфе пастернаковский герой принимает все испытания судьбы, какими бы они ни были:
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
В последней строке евангельские образы, высокий библейский слог соединяются с народной пословицей, содержащей простую, но очень глубокую мысль. Такая концовка придает естественность, достоверность всему стихотворению.
.Зимняя ночь.
Свеча горела на столе, Свеча горела.
Свеча - символ надежды, тихого счастья.
Этот огонек, являющийся для лирического героя центром его мира, легко потушить. Достаточно легкого дуновения - и вот уже ...жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Жар, огонь - символ эмоций, страстей.
Но это «жар соблазна».
Огонь свечи - светоч жизни тихой, уединенной.
Автор изобразил одну стихию в двух диаметрально противоположных ипостасях. Но основой произведения все-таки является антитеза огня и льда. Обратим внимание на первую строфу:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
.Март.
Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг.
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.
Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил.
Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
И здоровьем пышут зубья вил.
Эти ночи, эти дни и ночи!
Дробь капелей к середине дня,
Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня!
Настежь все, конюшня и коровник,
Голуби в снегу клюют овес,
И, всего живитель и виновник, —
Пахнет свежим воздухом навоз.
Важнейшее слово
является «работа», которое встречается
как непосредственно в тексте,
так и «скрыто» в толкованиях
тех или иных слов и выражений
(работа- работница). Благодаря этому слову
вся строфа находится в действии, движении,
деятельности. Весна у Пастернака- неистовая
работа, бушующая, как одуревший враг.
Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил.
Но дымится жизнь в хлеву коровьем.
И здоровьем пышут зубья вил.
В этой строфе поэт использует метафору,
которая наполняется особой дерзостью.
Пастернак как бы путает допустимые сочетания
слов. «Чахнет снег…» Чаще всего так говорят
о растении. Но снег? Или «дымится жизнь…»
Обычно так говорят об испарениях. Но поэту
важно сказать другое: снег чахнет, т.е.
умирает, подобно живому существу, сдает
свои позиции весне; дымится жизнь- преображается,
возрождается, возносится к новому состоянию.
.Свидание.
Это стихотворная грустная повесть о двух любящих сердцах. Поэт мало говорит об их чувствах, переживаниях, однако внешность женщины, её поведение, восприятие героем любимой, его лаконичные оценки света дают читателю возможность понять, как эти люди близки друг другу.
Какая-то неумолимая сила влечения привела в непогоду женщину к порогу дома дорогого ей человека. Решение повидаться с ним было принято – и не до сборов. Она предстаёт перед нами без головного убора, в осеннем пальто, “без калош”, когда “снег валит”. Будущая встреча для неё столь волнительна, что нужно себя как-то сдержать:
Ты борешься с волнением
И мокрый снег жуёшь.
Это смятение чувств говорит, что встречи
не стали для неё привычными,
Герой пристально вглядывается в дорогие ему черты, и ничто не ускользает от его взора: и тающий снег, который сверкает в волосах, и влажный снег на ресницах. Он любуется красотой любимой, “прядью белокурой”, озаряющей лицо; гармонией всей её фигуры, сложенной как бы “из одного куска”. И в то же время герой сумел уловить ту боль, которая таилась в душе любимой: В твоих глазах тоска...
Лирический герой переживает не только боль от пересудов, но ему нестерпимо тяжело за переживания любимой: “...навек засело смиренье этих черт...” О силе своих чувств он скажет лаконично и неповторимо выразительно:
И
провести границы
Меж нас я не могу.
Всё едино и нерасторжимо. Это
и есть подлинное счастье.
Драматична концовка стихотворения. Здесь
вновь проявилось сложное образное мышление
поэта:
Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?
Марина Цветаева - Борису Пастернаку
Б. Пастернаку
Расстояние:
версты, мили...
Нас расставили, рассадили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Расстояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав
Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили - рассорили,
Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.
Который уж, ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт.
24 марта 1925
Информация о работе Лирика Бориса Пастернака в романе "Доктор Живаго"