Первоначально письменность
применялась исключительно в хозяйственных
или в сакральных целях. От эпохи Древнего
царства до нас практически не дошло памятников
письменности, за исключением иероглифических
хвалебных надписей и молитв на стенах
гробниц. Первые хозяйственные документы
представляют собой скудные записи о том,
что «принесено столько-то туш животных,
собрано столько-то снопов ячменя с одного
поля».
Конец Древнего царства
в истории письменных памятников
Древнего Египта отмечен распространением
надгробных надписей хвалебного характера.
Возвышение культа Осириса и связь мифа
об умирающем и воскресающем Осирисе в
связи с культом мертвых порождают первые
памятники заупокойной литературы, которые
можно причислить к литературным произведениям.
На стенах гробницы богатого человека
записывается от его лица вся «автобиография»:
перечисляются заслуги перед фараоном,
личные доблести, описывается богатство
усопшего и положение, которое он занимал
при жизни. Это так называемые «Тексты
пирамид», древнейшие из текстов, составивших
много столетий спустя канон «Книги мертвых».
Расцвет древнеегипетской
литературы — Среднее царство. В
это период появляются письменные произведения,
составившие костяк классической литературы
Древнего Египта.
Прежде всего следует
отметить произведение, продолжающее
традицию гробничных надписей, — «Повесть
о Синухете». Это жизнеописание получило
чрезвычайно широкое распространение
и дошло до наших дней во множестве списков,
причем сделанных и в гораздо более позднее
время.
«Повесть о
Синухете» представляет собой
сочетание автобиографии, художественного
произведения и исторического памятника.
Другой литературный
жанр, получивший чрезвычайно широкое
распространение в Египте эпохи Среднего
царства, — сказки. Этот жанр, несомненно,
берет свое начало в традиции устного
творчества. Сказки крайне разнообразны
по тематике.
Один из интереснейших
сборников сказок — папирус Весткар
— посвящен историям из времен царствования
последних фараонов Древнего царства.
Египетские сказки
включают в себя всевозможные жанры:
описание путешествия, нравоучительную
историю, даже авантюрную повесть. В большинстве
этих произведений, особенно относящихся
к раннему периоду формирования египетской
литературы, силен элемент фантастического,
характерный вообще для народной сочинительской
традиции.
К эпохе Среднего
царства относятся и собственно
исторические произведения, в частности
Лейденский папирус и папирус Эрмитажа,
на которых записаны свидетельства знатных
египтян, переживших ужасы анархии в стране
после падения Древнего царства.
Еще один жанр, оформившийся
в литературе Древнего Египта в эпоху
Среднего царства, — всевозможные нравоучительные
сочинения. Значительную их часть составляют,
как можно предположить, тексты, написанные
преподавателями в школах писцов в воспитательных
целях.
Среднее царство
оставило потомкам немало произведений
поэтического творчества. В основном
это философская поэзия светской или религиозной
тематики, проникнутая либо настроениями
тщеты человеческого существования, либо,
напротив, восхвалениями в адрес жизни
и призывами заботиться больше о сегодняшнем
дне, чем о загробном существовании. Примеры
двух этих направлений поэтического творчества
— «Разговор разочарованного со своей
душой» и «Песнь арфиста.
Наряду с философскими
сочинениями поэты Среднего царства
создали немало образцов великолепной
любовной лирики, неоднократно переводившейся
на многие современные языки.
Новое царство. Новое
царство — время «державной»
литературы. В это время, в период наивысшего
расцвета Египетского царства, оформляется
литературный канон. Многочисленные папирусные
свитки времен Нового царства содержат
изложения мифов в поэтической и прозаической
форме, жизнеописания фараонов и истории
победоносных походов.
Мифология — важная
составная часть религиозного мировоззрения
древних египтян, ранее существовавшая
почти исключительно в виде устного творчества,
песнопений жрецов и лишь отчасти воспроизводившаяся
в гробничных надписях и молитвах (главным
образом миф об Осирисе
Развивается в это
время и историческая литература.
Помимо прочно вошедшего в литературную
традицию жанра «автобиографий» и гробничных
надписей, при дворах фараонов составляются
летописи царств, создаются списки правителей
разных династий и эпох. Цель составителей
этих свитков — показать преемственность
и божественное происхождение власти
фараонов. Эти документы служат серьезным
подспорьем современным историкам в воссоздании
истории Древнего Египта, поскольку их
данные, как правило, оказываются подтверждены
различными независимыми источниками.
Устное творчество
древних египтян — не мифологическая
поэзия, не гимны и нравоучительные
повести, а творчество простолюдинов
— дошла до нашего времени благодаря гробницам
знати. На стенах многих гробниц рядом
с изображениями работающих в поле или
на строительстве людей художники, видимо,
с целью усладить «слух» обитателя гробницы,
часто приписывали ритмичные поэтические
строчки — тексты песен, которыми работники
задавали сами себе ритм и подбадривали
друг друга
Литература Древнего
Египта поражает своей образностью.
Сравнения, используемые писцами-сочинителями,
ярки и точны. Так, в одном из жизнеописаний
фараон говорит о себе, что, рассвирепев
на врагов, он стал подобен змее в пустыне.
Большое количество
образов пришло в светскую литературу
из тесно связанной с ней религиозной
литературной традиции. |