Литература Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:08, реферат

Описание работы

Первоначально письменность применялась исключительно в хозяйственных или в сакральных целях. От эпохи Древнего царства до нас практически не дошло памятников письменности, за исключением иероглифических хвалебных надписей и молитв на стенах гробниц. Первые хозяйственные документы представляют собой скудные записи о том, что «принесено столько-то туш животных, собрано столько-то снопов ячменя с одного поля».

Файлы: 1 файл

5 сем.docx

— 18.94 Кб (Скачать файл)

Литература Древнего Египта

 

Первоначально письменность применялась исключительно в хозяйственных или в сакральных целях. От эпохи Древнего царства до нас практически не дошло памятников письменности, за исключением иероглифических хвалебных надписей и молитв на стенах гробниц. Первые хозяйственные документы представляют собой скудные записи о том, что «принесено столько-то туш животных, собрано столько-то снопов ячменя с одного поля».

Конец Древнего царства  в истории письменных памятников Древнего Египта отмечен распространением надгробных надписей хвалебного характера. Возвышение культа Осириса и связь мифа об умирающем и воскресающем Осирисе в связи с культом мертвых порождают первые памятники заупокойной литературы, которые можно причислить к литературным произведениям. На стенах гробницы богатого человека записывается от его лица вся «автобиография»: перечисляются заслуги перед фараоном, личные доблести, описывается богатство усопшего и положение, которое он занимал при жизни. Это так называемые «Тексты пирамид», древнейшие из текстов, составивших много столетий спустя канон «Книги мертвых».

Расцвет древнеегипетской литературы — Среднее царство. В  это период появляются письменные произведения, составившие костяк классической литературы Древнего Египта.

Прежде всего следует отметить произведение, продолжающее традицию гробничных надписей, — «Повесть о Синухете». Это жизнеописание получило чрезвычайно широкое распространение и дошло до наших дней во множестве списков, причем сделанных и в гораздо более позднее время.

 «Повесть о  Синухете» представляет собой  сочетание автобиографии, художественного произведения и исторического памятника.

Другой литературный жанр, получивший чрезвычайно широкое распространение в Египте эпохи Среднего царства, — сказки. Этот жанр, несомненно, берет свое начало в традиции устного творчества. Сказки крайне разнообразны по тематике.

Один из интереснейших  сборников сказок — папирус Весткар — посвящен историям из времен царствования последних фараонов Древнего царства.

Египетские сказки включают в себя всевозможные жанры: описание путешествия, нравоучительную историю, даже авантюрную повесть. В большинстве этих произведений, особенно относящихся к раннему периоду формирования египетской литературы, силен элемент фантастического, характерный вообще для народной сочинительской традиции.

К эпохе Среднего царства относятся и собственно исторические произведения, в частности Лейденский папирус и папирус Эрмитажа, на которых записаны свидетельства знатных египтян, переживших ужасы анархии в стране после падения Древнего царства.

Еще один жанр, оформившийся в литературе Древнего Египта в эпоху  Среднего царства, — всевозможные нравоучительные сочинения. Значительную их часть составляют, как можно предположить, тексты, написанные преподавателями в школах писцов в воспитательных целях.

Среднее царство  оставило потомкам немало произведений поэтического творчества. В основном это философская поэзия светской или религиозной тематики, проникнутая либо настроениями тщеты человеческого существования, либо, напротив, восхвалениями в адрес жизни и призывами заботиться больше о сегодняшнем дне, чем о загробном существовании. Примеры двух этих направлений поэтического творчества — «Разговор разочарованного со своей душой» и «Песнь арфиста.

Наряду с философскими сочинениями поэты Среднего царства  создали немало образцов великолепной любовной лирики, неоднократно переводившейся на многие современные языки.

Новое царство. Новое  царство — время «державной» литературы. В это время, в период наивысшего расцвета Египетского царства, оформляется литературный канон. Многочисленные папирусные свитки времен Нового царства содержат изложения мифов в поэтической и прозаической форме, жизнеописания фараонов и истории победоносных походов.

Мифология — важная составная часть религиозного мировоззрения древних египтян, ранее существовавшая почти исключительно в виде устного творчества, песнопений жрецов и лишь отчасти воспроизводившаяся в гробничных надписях и молитвах (главным образом миф об Осирисе

Развивается в это  время и историческая литература. Помимо прочно вошедшего в литературную традицию жанра «автобиографий» и гробничных надписей, при дворах фараонов составляются летописи царств, создаются списки правителей разных династий и эпох. Цель составителей этих свитков — показать преемственность и божественное происхождение власти фараонов. Эти документы служат серьезным подспорьем современным историкам в воссоздании истории Древнего Египта, поскольку их данные, как правило, оказываются подтверждены различными независимыми источниками.

Устное творчество древних египтян — не мифологическая поэзия, не гимны и нравоучительные  повести, а творчество простолюдинов — дошла до нашего времени благодаря гробницам знати. На стенах многих гробниц рядом с изображениями работающих в поле или на строительстве людей художники, видимо, с целью усладить «слух» обитателя гробницы, часто приписывали ритмичные поэтические строчки — тексты песен, которыми работники задавали сами себе ритм и подбадривали друг друга

Литература Древнего Египта поражает своей образностью. Сравнения, используемые писцами-сочинителями, ярки и точны. Так, в одном из жизнеописаний фараон говорит о себе, что, рассвирепев на врагов, он стал подобен змее в пустыне.

Большое количество образов пришло в светскую литературу из тесно связанной с ней религиозной  литературной традиции.



 

 


Информация о работе Литература Древнего Египта