Литература серебряного века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

Серебряный век – это термин, традиционно примененный российскими филологами к первым двум десятилетиям 20-ого столетия. Это был исключительно творческий период в истории российской поэзии, находящийся в паритете с Золотым Веком, который был столетием ранее. В Западном мире распространены другие термины, включая Fin de siecle и Belle Epoque.

Содержание работы

Серебряный век русской культуры………………………………………………1
Характер серебряного века………………………………………………………..2
Символизм…………………………………………………………………………...3
Акмеизм……………………………………………………………………………....8
Футуризм……………………………………………………………………………10
Заключение.………………………………………………………………………...12

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 52.80 Кб (Скачать файл)

 
Были в эпоху "серебряного века" поэты, которых трудно отнести к  какому-либо определённому направлению. Среди них М.А. Волошин (1877-1932) и  М.И. Цветаева (1892-1944). 

Футуризм

В искусстве поэтического слова расцвёл футуризм (будущее) - течение, родственное формотворческим экспериментам в живописи. Наиболее близко к западному футуризму как идеологии индустриального города стал молодой В.В. Маяковский. Его настроения позднее, в 1923г., вылились в создание ЛЕФа ("Левого Фронта искусства"). 
Представители русского футуризма, как и их соратники за рубежом, призывали к бунту против мещанской обыденности и радикальному изменению поэтического языка. Отрицая традиционную культуру, они культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для литературных произведений характерны переплетение документального материала и фантастики, в поэзии - и языковое экспериментирование ("слова на свободе" или "заумь"). 
Впервые же слово "футуризм" появилось в названии группы поэтов - "эгофутуристов". Признанным лидером эгофутуристов был Игорь Северянин (И.В. Лотарев, 1887-1941). Знаменитым поэт стал после публикации сборников "Громокипящий кубок", "Златолира", "Ананасы в шампанском" (1913-1915). Его поэзия воспевала атрибуты полуаристократической жизни, мир "золотой молодёжи" в интерьере дымных ресторанов и будуаров. 
Известное творческое объединение поэтов-футуристов называлось "Гилея". В него вошли братья Д.Д. и Н.Д. Бурлюки, В. Хлебников, А.Е. Кручёных, В.В. Каменский, Е.Г. Гуро, В.В. Маяковский. Называли они себя "будетлянами" (русский аналог слова "футурум"), или "кубофутуристами". Последнее название примечательно, ибо выдает кровную связь нового течения с кубизмом в живописи. Были и другие футуристические группы, в частности - "Мезонин поэзии", куда некоторое время входил начинающий Б.Л. Пастернак. 
Футуризм характеризуется бунтарством против традиционных фор и образов, новым отношением к рифме, слову, материалу поэзии. Антиреалистическая, антисимволистская направленность "революционного поэтического блока" очевидна. 
Наиболее последовательно реализовал в творчестве эти установки А.Е. Кручёных (1886-1968).  
Он работал над разрушением традиционной поэтической речи, искал самоценное, "самовитое слово", бунтовал против любых признаков смысла или рифмы.  
Целиком погруженный в языковые эксперименты, он всё дальше уходил от адекватного восприятия собственного творчества и наконец объявил шедевром следующие пять строк: 
дыр бул щыл 
убещур 
скум 
вы со бу 
рлэз 
Один из самых одарённых футуристов "серебряного века" - Б.Л. Пастернак (1890-1960). До революционных потрясений 1917 г. он успел опубликовать два первых поэтических сборника - "Близнец в тучах" и "Поверх барьеров". 
Лирик по складу дарования, Пастернак отдал дань открытиям "младосимволистов", акмеистов, кубофутуристов. 
В поэзии Пастернака темы-образы, сплетаясь друг с другом, передают не одномоментность жизни, а её многоголосное звучание. Ритм стихов полон динамики. Строчки, по выражению Виктора Шкловского, "рвутся и не могут улечься, как стальные прутья, набегают друг на друга, как вагоны внезапно заторможенного поезда". Поэт вслушивался в мир, и в вихре все новых метафор рождались звуки, олицетворяющие чудо жизни . 
 

Заключение 

Начало XX столетия вошло в историю  литературы под красивым именем “серебряного века”. В период «Серебряного века» люди ищут новые основания для своей духовной и религиозной жизни. Очень распространенными оказываются всевозможные мистические учения. Новый мистицизм охотно искал свои корни в старом, в мистицизме Александровской эпохи. Как и на сто лет раньше стали популярны учения масонства, скопчества, русского раскола и иных мистиков. Многие творческие люди того времени принимали участие в мистических обрядах, хотя и не все они до конца верили в их содержание. Магическими экспериментами увлекались В. Брюсов, Андрей Белый, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Бердяев и многие другие.

 
Особое место среди распространившихся в начале ХХ века мистических обрядов  занимала теургия. Теургия мыслилась  «как единомоментный мистический акт, который должен быть подготовлен  духовными усилиями одиночек, но, свершившись, необратимо меняет человеческую природу  как таковую» (А. Эткинд). Предметом  мечты было реальное преображение каждого  человека и всего общества в целом. В узком смысле задачи теургии  понимали почти, так же как и задачи терапии. Идею о необходимости создания «нового человека» мы на находим  и таких революционных деятелей как Луначарский и Бухарин. Пародия  на теургию представлена в произведениях  Булгакова.

 
«Серебряный век» – время противопоставлений. Основное противопоставление этого  периода – оппозиция природы  и культуры. Владимир Соловьев, философ, оказавший огромное влияние на формирование идей «Серебряного века», считал, что  победа культуры над природой приведет к бессмертию, так как «смерть  есть явная победа бессмыслия над  смыслом, хаоса над космосом». К  победе над смертью должна была, в конце концов, привести и теургия.

 
Помимо этого тесно связывались  проблемы смерти и любви. «Любовь  и смерть становятся основными и  едва ли не единственными формами  существования человека, главными средствами его понимания», – считал Соловьев. Понимание любви и смерти сближают русскую культуру «Серебряного века»  и психоанализ. Фрейд признает основными  внутренними силами, воздействующими  на человека – либидо и танатос, соответственно сексуальность и  стремление к смерти.

 
Бердяев, рассматривая проблему пола и  творчества, считает, что должен наступить  новый природный порядок, в котором  творчество победит – «пол рождающий  преобразится в пол творящий».

 
     Многие люди стремились вырваться  за пределы обыденной жизни, в  поисках иной реальности. Они гнались  за эмоциями, все переживания считались  благом, независимо от их последовательности и целесообразности. Жизни творческих людей были насыщены и переполнены  переживаниями. Однако следствием такого накопления переживаний часто оказывалась  глубочайшая опустошенность. Поэтому  судьбы многих людей «Серебряного века»  трагичны. И все же это непростое  время духовных блужданий породило прекрасную и самобытную культуру. Русская литература начала XX в., породила замечательную поэзию, и наиболее значительным направлением был символизм. Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Один из идеологов символизма Д. С. Мережковский, романы которого пронизаны религиозно-мистическими идеям, считал преобладание реализма главной причиной упадка литературы, и провозглашал «символы», «мистическое содержание», как основу нового искусства. Наряду с требованиями «чистого» искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку».

 
Принято различать «старших» и  «младших» символистов. «Старшие», В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса  поэзии, проповедовали культ красоты  и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев, на первый план выдвигали философские и теософские искания.

 
Читателю символисты предлагали красочный  миф о мире, созданном по законам  вечной Красоты. Если к этому добавить изысканную образность, музыкальность  и легкость слога, становится понятной устойчивая популярность поэзии этого  направления. Влияние символизма с  его напряженными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческой манеры испытали не только сменившие  символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А.П. Чехов.

 
К 1910 г. «символизм закончил свой круг развития» (Н. Гумилев), его сменил акмеизм. Участниками группы акмеистов являлись Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин. Они  декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности, вещности и  «радостное любование бытием» (Н. Гумилев). Акмеизму присущ отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к  эстетизму. А. Блок с присущим ему  обостренным чувством гражданственности  отметил главный недостаток акмеизма: «...они не имеют и не желают иметь  тени представления о русской  жизни и жизни мира вообще». 

 

Впрочем, не все свои постулаты  акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует психологизм  первых сборников А. Ахматовой, лиризм раннего 0. Мандельштама. По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых  и очень разных поэтов, которых  объединяла личная дружба.

 
Одновременно возникло другое модернистское  течение – футуризм, распадавшийся  на несколько группировок: «Ассоциация  эгофутуристов», «Мезонин поэзии», «Центрифуга», «Гилея», участники которой именовали  себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего.

 
Из всех групп, в начале века провозглашавших  тезис: «искусство — игра», наиболее последовательно воплощали его  в своем творчестве футуристы. В  отличие от символистов с их идеей  «жизнестроения», т.е. преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим  для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством.  

 

Скандальную известность  получило требование кубофутуристов 1912 году «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода современности».

 
Группировки акмеистов и футуристов, возникшие в полемике с символизмом, на практике оказались весьма близки ему и тем, что в основе их теорий лежали индивидуалистическая идея, и  стремление к созданию ярких мифов, и преимущественное внимание к форме.

 
Были в поэзии этого времени  яркие индивидуальности, которые  невозможно отнести к определенному  течению – М. Волошин, М. Цветаева. Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности.

 
Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты, как  Н. Клюев. Не выдвигая четкой эстетической программы, свои идеи (соединение религиозно-мистических  мотивов с проблемой защиты традиций крестьянской культуры) они воплощали  в творчестве. «Клюев народен потому, что в нем сживается ямбический дух Боратынского с вещим напевом  неграмотного олонецкого сказителя» (Мандельштам). С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, был близок в начале пути С. Есенин, соединивший в своем  творчестве традиции фольклора и  классического искусства. 

 

 

На этот период пришелся великий  взлет русской культуры, обогативший  поэзию новыми именами. Начало “серебряного века” пришлось на 90-е годы XIX столетия, его связывают с появлением таких  замечательных поэтов, как В. Брюсов, И. Анненский, К. Бальмонт. Расцветом  этого периода в русской культуре считают 1915 год - время его наивысшего подъема. 
    Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что-то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного отображения мира. На смену классике XIX века приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. 
    Одним из первых альтернативных литературных течений стал символизм, объединивший таких поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и других. Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроения, чувства и мысли поэта при помощи образов-символов. При этом художник познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе литературного творчества - в момент ниспосланного ему свыше творческого экстаза. 
            Для символистов характерна сосредоточенность на внутреннем мире поэта. У К. Бальмонта, например, внешний мир существовал лишь для того, чтобы поэт мог выразить в нем свои собственные переживания. 
В поэзии К.Бальмонта можно найти отражение всех его душевных переживаний. Именно они, по мнению символистов, заслуживали особого внимания. Бальмонт старался запечатлеть в образе, в словах любое, пусть даже мимолетное ощущение.    В споре с символизмом родилось новое литературное течение “серебряного века” - акмеизм. Поэты этого направления - Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам - отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать. А посредством отображения реальности художник-акмеист становится причастным к ней. 
    И действительно, в творчестве Николая Гумилева мы находим в первую очередь отражение окружающего мира во всех его красках. В его поэзии мы находим экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта.    Каждое стихотворение Гумилева открывает новую грань взглядов поэта, его настроений, видения мира. Например, в стихотворении “Капитаны” он предстает перед нами как певец отваги, риска, смелости.    Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни. Они являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности. 
    К миру прекрасного приобщает нас и поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи поражают внутренней силой чувства. Поэзия Ахматовой - это и исповедь влюбленной женской души, и чувства человека, живущего всеми страстями XX века. По словам О. Мандельштама, Ахматова “принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века”. И действительно, любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются многие человеческие судьбы.     
    Пришедшее на смену акмеизму новое литературное течение “серебряного века” - футуризм - отличалось агрессивной оппозиционностью традиционным стихам поэтов-классиков. Первый сборник футуристов назывался “Пощечина общественному вкусу”. С футуризмом было связано раннее творчество Владимира Маяковского. В ранних стихах поэта чувствуется желание поразить читателя необычностью своего видения мира. Например, в стихотворении “Ночь” Маяковский использует неожиданное сравнение. У поэта освещенные окна ночного города вызывают ассоциацию с веером карт.    Поэты-футуристы В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский противопоставляли себя классической поэзии, они старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего. 
    Поэзия “серебряного века” открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами “серебряного века” новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.

Ментальность серебряного века - культ творчества как единственной возможности прорыва к новым  трансцендентным реальностям, преодоление  извечной российской "двоичности" - святого и звериного, Христа и  Антихриста. Творчество художественной интеллигенции становится интегральным способом осмысления времени и "Я" в нем через настойчивые мотивы свободной воли, поиски Бога, смерти… 
Термин Н. Бердяева "русский культурный ренессанс" предстает важнейшим элементом для социокультурной эпохи серебряного века. Он не случайно стал наиболее плодотворным этапом для русской философии и культурологи. Вслед за беспрецедентным разнообразием дарований на художественной ниве - И. Бунин, А. Куприн, А. Блок, Н. Гумилёв, А. Белый, Вяч. Иванов, В. Хлебников, С. Есенин и многие другие - представлена блистательная галерея идей и судеб в лице Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского, С. Франка, Г. Федотова, Н. Лосского, А. Лосева и др. Показательно, что добро и зло мира становятся в русской ренессансной философии теми абсолютами-родниками, которые питают такие непреходящие понятия, как "русский ум, "русский характер", ставшие главными психоаналитическими категориями. 
Особое место в философии и культуре серебряного века заняла тема русской интеллигенции, тот трагический исторический тупик, в котором она оказалась (сборники "Вехи", "Из глубины"). 
Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве серебряного века в своей величественной мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они обогатились не только уроками словесного мастерства, но и новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д. Философско-религиозный ренессанс дал целое направление культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие. Не случайно академик Д. Лихачев заметил однажды со сложным чувством: "Мы подарили Западу начало нашего века…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

  1. Л.А. Рапацкая. Русская художественная культура. Москва 1998 г. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.
  2. Литературные течения. Серебряный век - http://www.literrat.ru
  3. Серебрянный век - символизм, модернизм, декаденство, акмеизм, футуризм. О поэтах серебряного века - http://www.abc-people.com
  4. Русская литература – Серебряный век - http://ruslit.info
  5. «Серебряный век» русской поэзии - student.km.ru

 
 


Информация о работе Литература серебряного века