Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 20:20, доклад
Греция до самого ее падения не переставала действовать на Россию: брала от нас серебро, но давала нам вместе с мощами и книги. Основанием московской Патриаршей библиотеки, известной в ученой Европе, была митрополитская, и богатая не только церковными рукописями, но и древнейшими творениями греческой словесности". Знание греческого языка считалось необходимым для знатнейшего духовенства, которое находилось в непрестанных сношениях с Царьградом. Таким образом, церковная зависимость, вредная в смысле политики, благоприятствовала просвещению; т.е. не давало ему совершенно угаснуть, по крайней мере в духовенстве. Так, волынский летописец приводит места из Гомера; московский – упоминает о Пифагоре и Платоне.
Литература Литература средневековой Руси была проникнута мыслью единения Русской земли. Духовным стержнем процесса единения русской земли была идея борьбы с иноземцами, поработившими Русь, идея возращения всех земель, отторгнутых степным азиатом в лоно русского государства, преемственность исторических судеб русского народа. Карамзин пишет, что "мы загрубели, однако ж не настолько, чтобы ум лишился всей животворной силы своей и не оказывал ни в чем успехов. Греция до самого ее падения не переставала действовать на Россию: брала от нас серебро, но давала нам вместе с мощами и книги. Основанием московской Патриаршей библиотеки, известной в ученой Европе, была митрополитская, и богатая не только церковными рукописями, но и древнейшими творениями греческой словесности". Знание греческого языка считалось необходимым для знатнейшего духовенства, которое находилось в непрестанных сношениях с Царьградом. Таким образом, церковная зависимость, вредная в смысле политики, благоприятствовала просвещению; т.е. не давало ему совершенно угаснуть, по крайней мере в духовенстве. Так, волынский летописец приводит места из Гомера; московский – упоминает о Пифагоре и Платоне. Кроме церковных и душеспасительных книг, из Византии приходили всемирные летописи и всевозможные исторические, нравственные, светские повести, например: О храбрости Александра Македонского, о Синагрипе – царе Адоров, о витязях древности, о богатствах Индии. Вторая из этих повестей – арабская, она была издана на французском языке в продолжение Тысячи одной ночи. Вероятно, что в XIII или XIVв. она была переведена с греческого языка на русский. Помимо переводных церковных наставлений и мудрых изречений св.Писания, которые врезывались в память людей, Россия имела собственную систему нравоучения в своих народных пословицах. Все хорошо придуманное, сильно сказанное передавалось из рода в род. Повышенный интерес к культуре домонгольской Руси становится особенностью русской культуры во время монголо-татарского завоевания. Вероятно, что и некоторые народные русские песни, в особенности исторические, о благословенных временах Владимира Святого, были сочинены, когда сознание, подавленное игом, ободрялось воспоминаниями прошлой славы отечества. Русские люди поют и в веселии, и в печали. "Так разум человеческий в самом величайшем стеснении находит какой-нибудь способ действовать, подобно как река, запертая скалою, ищет тока, хотя под землею, или сквозь камни сочится мелкими ручейками". К Киеву и киевскому князю Владимиру в это время усиленно обращается былевой эпос, продолжается создание киевского цикла былин. Народная мысль видит в Киеве и его князе Владимире символ независимости, единства и силы Руси.[11] Тверь, Москва, Нижний Новгород
и Ростов продолжают традиции киевского
летописания. Русская летопись являла
собой синтетический памятник средневековой
культуры, включающий рациональные знания,
нравственные поучения, фантастические
вымыслы, факты из жизни, наблюдения
над природными явлениями и т.д.
До сих пор летописи остаются неиссякаемым
источником сведений о жизни наших
предков, причудливым образом сочетающим
реальное бытие с преданиями, верованиями,
художественными образами.Отлич Ведущей темой русской литературы этого периода является тема единства родной земли, идея общности, глубокий патриотизм, борьба русских людей с иноземными захватчиками. Одно из выдающихся произведений в этом ряду - "Повесть о разорении Рязани Батыем". Автор "Повести" сурово осуждает феодальные распри князей, ослабляющие Русь. Герой "Повести" – народный богатырь Евпатий Коловрат – мужественно сражается с превосходящими силами противника. "Повесть" сохранила нам имя лишь одного богатыря, но читая ее, мы видим простых русских людей, готовых умереть за родную землю, мужественно боровшихся в самых тяжелых условиях. Ни одно событие древнерусской
истории не нашло такого широкого
отражения в русской Победа на Куликовском поле – это отмщение за поражение войск Игоря Святославовича. Эта победа восстановила славу и могущество Русской земли. Если летописи последовательно излагают ход событий, то "Задонщина" – это поэтическое описание Куликовской битвы, написанное в жанре исторической повести рязанцем Сафонием. Сам автор определил характер произведения как "жалость и похвалу князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Ондреевичю". "Жалость" и плач по погибшим на Куликовом поле русским воинам, "похвала" – слава их мужеству и воинской доблести. Тяжелой ценой досталась победа русскому народу. Глубокой печалью проникнуты слова Дмитрия Донского: "Страшно ведь, брат, было в то время смотреть: лежат трупы христианские, как стоги сена, а Дон-река три дня кровью текла"[12]. В этом произведении впервые была высказана идея преемственной связи Московской и Киевской Руси, единства исторических судеб русского народа. Самым значительным и наиболее популярным в Древней Руси произведением Куликовского цикла является "Сказание о Мамаевом побоище". Повествуя о великом князе московском Дмитрии Донском, мудром и мужественном человеке, отважном воине, готового пожертвовать своей жизнью за Русь, автор не забывает и главного героя Куликовской битвы – простых воинов, которые выступают как единая, сплоченная, а потому непобедимая сила. Главным идейным смыслом произведения является призыв к единению, осуждение феодальных распрей, несущих гибель Русской земле. Идея единства, главенствующей
роли Москвы, идея союза великокняжеской
власти и церкви нашла отражение
в таком жанре русской В самые тяжелые годы борьбы за освобождение рождались легенды о "божественных" героях, которые помогали народу в борьбе с врагом и поднимали его дух. Особый ореол святости получили князья, замученные в Орде или погибшие в борьбе с монголо-татарами. В то же время общехристианские святые наделяются чертами русского народа, представляются как участники реальных исторических событий. Так появилась патриотическая повесть о Николае Зарайском, где прославлялись подвиги рязанских князей, верховным покровителем которых считался Никола. В смоленской земле появилась повесть о Меркурии – мужественном воине, победившем гордого татарского великана, подступившего со своими войсками к Смоленску. В XIII в. появилась легенда о Николае – защитника города Можайска, и Николай Можайский стал изображаться с мечом в правой руке и городом Можайском в левой. Со временем в летописании происходят существенные изменения. В связи с подъемом общественно-политической мысли исторические сочинения в виде летописей постепенно исчезают. Во второй половине XVв. появляются и широко распространяются сюжетные повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских", "Повесть о Петре, царевиче ордынском и др.). В XV-XVIIвв. появляется цикл романов о взятии "Трои" "Троянские сказания", но они имели очень мало общего с "Илиадой" Гомера. Существовали сборники изречений в которых содержались отрывки из произведений античных философов. Один из них под названием "Пчела", на протяжении почти всего средневековья был очень популярен и активно переписывался, переходя, таким образом, из рук в руки. Но в нем отчетливо был заметен строгий отбор: не картина мира мыслителей древности, а практические советы и нравственные рекомендации составляют его содержание. В средние века получает дальнейшее развитие литература путешествий. Появились записки (дневники) тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию (1466-1472), - Хождение за три моря. Это был первый европейский письменный труд о хозяйстве, обычаях, религии Индии. Широкое развитие в XVIв. получила общественно-политическая публицистика. Среди литературных памятников особый интерес представляют лицевые своды. Крупнейшим из них в отечественной истории является Лицевой летописный свод – своеобразная всемирная история от сотворения мира до середины XVIв. Его главная идея – показать историю становления Российского государства, преемственную связь власти московского самодержца с византийскими императорами. Работа над ним, продолжавшаяся несколько лет так и не была завершена. Но и сейчас, даже в неполном виде, объемы Лицевого свода XVIв. потрясают воображение – повествование о мировой и отечественной истории иллюстрируют здесь 16 000 миниатюр на исторические, военные, жанровые и др. темы. Значение миниатюр в этом памятнике подчеркивается тем, что под рисунок отводится две трети листа, остальную же часть занимает текст. Над миниатюрами работали, по мнению специалистов, на протяжении нескольких лет не менее десяти художников, не говоря ужу о писцах и различного рода редакторах. Во второй половине XVв. русская книга и книжная миниатюра претерпели большие изменения – пергамент был заменен бумагой. В первую очередь это отразилось на технике и колорите миниатюр, походившим теперь не на эмаль и мозаику, а на акварель. Рукописные книги наполняются огромным количеством иллюстраций. Крупнейшим памятником книжной миниатюры XIVв. является знаменитое "Федоровское евангелие". Над изготовлением книги трудились мастера нескольких специальностей. Вполне понятно, организовать и финансировать столь масштабное мероприятие было по силам только царским властям. Поэтому книги ценились очень дорого (наравне с ювелирными изделиями). Свод житейских правил
и моральных норм, возникших в
боярской и купеческой среде Новгорода,
содержит "Домострой" (XVIв.). Он защищал
патриархальный уклад в семье, давал советы
экономии, бережливости, ведения хозяйства.
"Домострой" является чисто светским
произведением, свидетельствующ "От XIII до XV века постепенно совершенствуется, все более приобретая чистоту и правильность русский язык, – пишет русский историк Н.М.Карамзин. – Оставляя употребление собственного русского, писатели придерживались грамматики церковных книг или древнего сербского, памятником которого является библия, и которому следовали они …в выговоре или в изображении слов… Еще не время было для россиян дать языку ту силу, гибкость, приятность, тонкость, которые соединяются с выспоренными успехами разума в мирном благоденствии гражданских обществ с богатством мыслей и знаний, с образованием вкуса или чувства изящности: по крайней мере видим, что предки наши трудились над яснейшим выражением своих мыслей, смягчали грубые звуки слов, наблюдали в их течении какую-то плавность". Наконец, не ослепляясь народным самолюбием, отметим, что россияне тех веков в сравнении с другими европейцами могли по справедливости казаться невеждами, однако они не утратили всех признаков гражданского образования и доказали, сколь оно живущепод самыми сильными ударами варварства[13]. Выдающимся событием русской культуры XVIв. явилось начало книгопечатания, обусловленное в первую очередь потребностью, связанной присоединением к России в XVI столетии обширных территорий. Первые попытки его относятся к концу XVв., но началось оно в столице, в 1553г. Первые издания не имели авторов и не датировались; до настоящего времени известно семь таких печатных памятников. Новый этап в книгопечатании наступил в 1563г., когда на средства царской казны была устроена типография в Москве. Книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографий стояли Иван Федоров ( ок.1510-1583) и Петр Мстиславец. 1 марта 1564г. была напечатана первая русская датированная книга - "Апостол", а в следующем году – "Часослов" – сборник ежедневных молитв, который служил пособием для обучения грамоте. На выпуск "Апостола" ушел год, а "Часослов" вышел всего за два месяца. В типографии в Москве печатались первые учебники – буквари, часословы, Шестоднев и др. книги. До конца XVIв. было издано около 20 книг церковно-религиозного содержания. |