Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:30, контрольная работа
В противовес им романтики 19 столетия в научных и, особенно, в художественных произведениях идеализировали средневековье, были склонны видеть в нем обособление высшей морали. Современные ученые преимущественно избегают крайностей. Признается, что в сравнении с античностью оказались потеряны множество достижений культуры, но в то же время в сферу культурного развития были привлечены новые народности, родились национальные культуры.
Введение
Средневековая литература. Общая характеристика.
Средневековые жанры
Героический эпос
Рыцарская литература
Городская литература
Вывод
Список литературы
Характерной чертой куртуазной поэзии, бросившей вызов средневековому аскетизму, можно считать возросший интерес к миру человека, который способен не только молиться и воевать, но и нежно любить, восхищаться красотой природы.
Лирическая поэзия трубадуров возникла на юге Франции в провансе и подразделялась на следующие формы: Альба — поэтический рассказ о расставании влюбленных утром после тайного ночного свидания; пастурель — лирическая песнь о встрече рыцаря с пастушкой; кансона - наиболее сложное по строению поэтическое произведение, соединяющее разные стихотворные размеры, сирвента – стихотворение на моральную и политическую тему, и тенсона - стихотворные диспуты. Мастером пастурели был Бертран де Борн. В жанре кантоны писали Бернарт де Вентадорн и Джауфре Рюдель, а в жанре Альбы - «магистр поэтов» Гираут де Борнейль.
Трубадуры
относились к сочинению стихов
как к сознательной, крепостной
работе, как к ремеслу, которому
нужно научиться, но в тоже
время они понимали, что это
мера, идущая по определенным
правилам. Поэты проявляли
В конце
12 века примеру трубадуров
В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города и возникают новые. В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. На основе возникновения города оформляются новые социальные слои средневекового общества – горожане, цеховые ремесленники и купцы. В городах формируются новые социальные отношения – ремесленник лично свободен, защищен от произвола цехом. Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Горожанин, стремящийся к успеху стал новым типом личности.
Вольнолюбивая направленность городской культуры, ее связи с народным творчеством наиболее ярко отразила городская литература. Хотя на раннем этапе развития городской культуры спрос на клерикальную литературу – жития святых, рассказы о чудесах и т.д. – был все еще велик, изменились сами эти произведения: возрос психологизм, усилились художественные элементы. Городская литература XIV – XV вв. отразила рост социального самосознания горожан, которые все более становились субъектом духовной жизни. В отличие от куртуазной городская поэзия тяготела к обыденной жизни, к быту.
В городской вольнолюбивой, антицерковной литературе формируется самостоятельный пласт, пародирующий основные моменты церковного культа и вероучения (как на латинском, так и на народных языках). Сохранились многочисленные пародийные литургии (например, «Литургия пьяниц»), пародии на молитвы, псалмы, церковные гимны.
В пародийной литературе на народных языках главное место занимают светские пародии, осмеивающие рыцарскую героику (появляется, например, комический двойник Роланда). Создаются пародийные рыцарские романы, пародийные эпосы средневековья – животные, плутовские, дурацкие. Так, в XIII в. многочисленные рассказы о животных – хитроватом лисе Ренане, глупом волке Изенгрине и простоватом льве Нобле, в поведении которых легко угадывались человеческие черты, свели вместе и переложили на стихи. Так появилась обширная эпическая поэма «Роман о Лисе».
Одним из популярнейших
жанров французской городской
Тематически к фаблио примыкает шванк (от немецкого – шутка) – жанр немецкой городской средневековой литературы. Шванк, как и фаблио, небольшой юмористический рассказ в стихах, позже в прозе. Шванк имел антиклерикальный характер, высмеивая пороки католической церкви. Анонимные авторы фаблио и шванков противопоставляли свои произведения элитарной рыцарской литературе. Жизнерадостность, грубоватость, сатирическое высмеивание рыцарей были своеобразным ответом духовной элите и ее утонченной культуре.
В этот же период появляется новый жанр городской литературы – прозаическая новелла, в которой горожане предстают людьми независимыми, сметливыми, ищущими успеха, жизнелюбивыми.
Лирическая поэзия вагантов (бродячие люди), воспевающая щедрые дары природы, плотскую любовь, радость винопития и азартные игры, создавалась на латинском языке. Ее авторами были озорные школяры, неунывающие клирики и обедневшие рыцари. Поклонники Бахуса и Венеры, они вели бродячий образ жизни и в своем творчестве охотно обращались к фольклору, используя мотивы и формы народных песен. Ваганты знали, что такое бедность и унижение, но их стихи, воспевающие вольное братство, проникнуты радостью, свободой, земной любовью. О творчестве вагантов можно судить по сборнику безымянных поэтов «Сагтша Вигапа» и стихам Архипиита Кельнского, Вальтера Шатильонского и Гуго Орлеанского.
Вывод.
В целом, литература Средневековья, создавала очень объемный, многоплановый образ своего времени. Включая и религиозные представления средневековья и выработанные светские нормы. Литература Средневековья становилась энциклопедией. Поскольку Средневековье давало верный, объемный материал – именно поэтому мы говорим и современная наука утверждает, что это новый шаг вперед в понимании человека, мира, морали. Его манеры любить, его благородстве.
В советских книгах Средневековье рассматривалось как шаг назад в истории культуры. Современные исследователи полагают, что Средневековье – противоречивая, сложная эпоха, но это безусловный шаг вперед в развитии человечества, открытие духовных знаний, которые помогали человеку познать мир, познать себя.
Список литературы.
1) История зарубежной литературы: Раннее Средневековье и Возрождение / Под редакцией В. М. Жирмунского. — М., 1987.
2) История всемирной литературы в 9 томах: Том 2. — М.: Наука, 1984.
3) Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История Средних веков — 2-е изд.. — М.: МБА, 2008.
4) Кенигсбергер Г. Средневековая Европа — М.: Весь Мир, 1987
5) Гуревич А. Я. Средневековье как тип культуры / Антропология культуры. — М.: ОГИ, 2002
6) История средних веков / Под ред. С. П. Карпова. В 2 тт — 4-е изд. — М.: Издательство Московского университета, «Высшая школа», 2003.