Литература XVII в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:37, реферат

Описание работы

По словам Лихачева 17 век был веком , когда «прочно укоренившиеся за шесть веков литературные жанры легко уживались с новыми формами литературы: с силлабическим стихотворством, с переводными приключенческими романами, с театральными пьесами, впервые появившимися на Руси при Алексее Михайловиче, с первыми записями фольклорных произведений, с пародиями и сатирами».
Главную роль в литературе 17 века, занимали произведения исторической тематики. Особенностью книг была яркая публицистичность. Самое большое и известное историческое литературное произведение 17 века – «Сказание Келаря Троице – Сергеевой Лавры Авраама Палицына». В этом произведении, автор рассказывает о своем понимании смутного времени, рассуждает о причинах «смуты» и её событиях.

Файлы: 1 файл

история.литература и театр 17 века.docx

— 21.60 Кб (Скачать файл)

ЛИТЕРАТУРА 

 

XVII В.

 

++++++++++++++++++++++++++++++++

 

По словам Лихачева 17 век  был веком , когда «прочно укоренившиеся за шесть веков литературные жанры легко уживались с новыми формами литературы: с силлабическим стихотворством, с переводными приключенческими романами, с театральными пьесами, впервые появившимися на Руси при Алексее Михайловиче, с первыми записями фольклорных произведений, с пародиями и сатирами».

 

     Главную роль в литературе 17 века, занимали произведения исторической тематики. Особенностью книг была яркая публицистичность. Самое большое и известное историческое литературное произведение 17 века – «Сказание Келаря Троице – Сергеевой Лавры Авраама Палицына». В этом произведении, автор рассказывает о своем понимании смутного времени, рассуждает о причинах «смуты» и её событиях.

   Именно в произведениях, повествующих о событиях Смуты, происходит открытие человеческого характера во всей его сложности, противоречивости и изменчивости. В старой историографии, например в хрониках, разумеется, отмечались перемены в образе мыслей и в поступках того или иного исторического лица. Но такие изменения лишь фиксировались, хронист радовался исправлению грешного, негодовал развращению праведного, но не пытался объяснить эту эволюцию индивидуальными чертами характера данного лица. Писатели XVII в. уже хорошо понимают связь поступка с характером, сложность и изменчивость самих характеров.

 

     Появляются  исторические сочинения обобщающего  характера. В 70-ых года 17 века, появилась первая историческая  книга «Синопсис» (обозрение). Написал её монах Киевско – Печерского монастыря Иннокентий Гизеля. Труд Гизеля рассказывал об истории России и Украины с самого начала, с момента образование Киевской Руси. В 17-18 века, книга «Синопсис» использовалась как учебник по русской истории.

 

     Было в литературе 17 века, ёще несколько ценных рукописных трудов. Книга «Скифские Истории», за авторством А.И. Лызлова описывает борьбу русского народа, и европейцев со «скифами». К «скифам» автор отнес монголо – татар и турок. Ценность труда Лызлова состоит в том, что в книге, он умело связал знания русских и европейских источников, составив достаточно правдивую и ясную картину происходящего.

 

     Литература 17 века  включила в себя не только  исторические повествования далекого  прошло. В этом веке происходили  события, которые заслужили внимания  современных литераторов. «Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы. Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой крепости. Автор сего замечательно произведения не установлен, но, есть вероятность, что это начальник воинской канцелярии Федор Порошин.

   

     Свою нишу  в литературе 17 века заняли и книги нравственного содержания. Большое распространение получило «Жития Святых». Так же очень популярна была автобиография идеолога старообрядчества Аввакума – «Житие протопопа Аввакума».

 

   Своего расцвета достигает силлабическая поэзия в середине 60-х гг. Это связано с деятельностью крупнейшего поэта XVII в. Симеона Полоцкого и его учеников: Сильвестра Медведева и Кариона Истомина. Литературное наследие Симеона огромно. Помимо богословского трактата «Жезл правления», многочисленных проповедей, двух пьес — «Комедии о блуднем сыне» и «Трагедии о Навходоносоре», Симеон написал также огромное количество стихотворений, объединенных им впоследствии в два фундаментальных сборника — «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный»

 

 

 Благодаря снятию цензурного запрета на «неполезные» повести,  в литературе XVII в. восстанавливается репертуар беллетристических памятников XV в.,  появляются многочислвенные списки «Сербской Александрии», «Повести о Дракуле», «Повести о Басарге», переводного сборника басен «Стефанит и Ихнилат», «Сказания об Индийском царстве», переводы рыцарских романов («Повесть о Бове», «Повесть о Брунцвике», «Повесть об Аполлонии Тирском» и им подобных), сборников занимательных новелл («Фацеции») или не менее занимательных псевдоисторических преданий (сборник «Римских деяний»).

 

Таким образом, 17 век стал веком открытия новых жанров. Впоследствии эти жанры заняли свою, особую нишу, в русской литературе.

 

ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА И ДРАМАТУРГИИ

 

 XVII ВЕКА

 

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 

 

    До 17 века на  Руси не было театра. На протяжении веков его заменяли народные обряды - свадьбы, праздники, такие, как проводы масленицы, колядование с участием ряженых. На этих праздниках выступали скоморохи - плясуны, акробаты, музыканты, канатоходцы, кукольники и другие. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром.

 

    С народной драмой  связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи - в Белоруссии, казыкчи и масхарабозы - у узбеков и таджиков, берики - у грузин) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера. Исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

 

 

   По- настоящему театр  появился в 17 веке - придворный и школьный театр. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Царю так понравилось представление , что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты. «Товий младший», «Юдифь», «Жалостная комедия об Адаме и Еве», «Малая прохладная комедия об Иосифе», «Малая комедия Баязет и Тамерлан» и другие

 

 Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастор Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских «отроков». В 1673 году 26 жителей Новомещанской слободы были определены к «комедиальному делу», потом число их увеличилось. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре1.

 

Кроме придворного, в России в 17 веке сложился и школьный театр при Славяно - Греко - латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Писались они в стихах на основе монологов. Кроме реальных лиц, вводились и аллегорические персонажи.

 Появление придворного  и школьного театров расширило  сферу духовной жизни русского  общества.


Информация о работе Литература XVII в.