Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:52, доклад
Литературная сказка — целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники. Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, служит основной отправной точкой характеристики персонажей.
Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов[1].
Сказка — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору.
Литературная сказка как направление в художественной литературе.
Литературная сказка
— целое направление в
Литературная сказка
— авторское, художественное, прозаическое
или поэтическое произведение, основанное
либо на фольклорных
Литературная сказка
выросла не на пустом месте.
Фундаментом ей послужила
Первым на поприще
литературной сказки выступил
французский писатель Ш. Перро.
Поворотным моментом
в истории литературной сказки
стала деятельность братьев
Решительный шаг навстречу
литературной сказке сделал
«Гадкий утенок, "Принцесса на горошине, « Снежная Королева»
Литературная сказка,
по мысли Андерсена, явление
универсальное: "Сказочная поэзия
— обширнейшее царство,
В XIXв. С. включается в общие пути развития литературы, становясь в то же время предметом научного изучения (см. Фольклор). Романтики вместе с интересом к «народному» начинают обращаться к особому виду художественной С., к-рая строится то на форме крестьянской С., то на ее образах, то просто на принципе сказочно-фантастического переосмысления действительности. Такова сказка Гёте, Тика, Шамиссо, Брентано, Мерике, Эдгара По и др. Надо специально оговорить большое влияние в Европе романтической сказки Гофмана, Гауффа, Андерсена и Эдгара По. У писателей-реалистов С. опять часто ставится на службу политике и сатире, напр. у Доде, Мопассана, Лабуле. Известностью пользуются норвежские сказки Асбьернсена и румынские Кармен-Сильвы.
Русская художественная литература XIX—XXвв. очень обильно насыщена С., хотя с этой стороны она еще совсем не изучена. Обработки С. у В.Жуковского («Мальчик с пальчик», «Сказка о царе Берендее», «Сказка об Иване царевиче и сером волке», «Кот и в сапогах» и др.) и Пушкина («Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях») укрепляют литературный жанр стихотворной С. Прозаическая сказка Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки») включает элементы романтической С., точным воспроизведением романтической Wirklichkeitsmarchen являются С. молодого А.К.Толстого («Упырь» и др.), тогда как его поэтические обработки сближаются с использованием С. для пропаганды националистических идей у К.Аксакова («Сказка о Вадиме») и В.Даля (том «Русская сказка»).
Другая
линия развития русской
Разновидности литературной сказки
В зависимости от
того, какой способ автор выбирает
для создания художественного
мира сказки и какие
1) стихотворная сказка,
2) повесть-сказка,
3) роман-сказка,
4) пьеса-сказка.
^ Стихотворная сказка, как
правило, адресована самым
Повесть-сказка ставит перед
читателем более сложную
Роман-сказка во многом сближается
со сказочной повестью, однако этот
вид литературной сказки имеет больший
объём, разветвлённый сюжет и
более сложную композицию. В отличие
от повести-сказки, в центре внимания
оказывается не один герой и его
судьба, здесь интерес автора и
читателя распределён между несколькими
героями и их поведением в определённых
обстоятельствах. В романе-сказке ещё
сильнее проступает социальный подтекст,
а параллели между
Пьеса-сказка строится по законам драматического жанра. В основе может лежать известный сказочный сюжет, но от него, как правило, остаётся только последовательность развития событий, способы же организации художественного мира здесь совершенно иные. Традиционный и для народной, и для авторской сказки конфликт между добром и злом здесь проявляется наиболее ярко, он и определяет собой развитие действия. В композиции пьесы-сказки отчётливо выделяются те же элементы, что и в драматическом произведении вообще: экспозиция, завязка, кульминация и развязка, действие разделено на сценические эпизоды. Пьесе-сказке, так же, как и другим её видам, присуще сказочное двоемирие: действие переносится из обычной реальности в сказочную, а в кульминационный момент две реальности пересекаются. Например, в пьесе-сказке С. Я. Маршака "Двенадцать месяцев" кульминацией становится встреча падчерицы и братьев-месяцев. Вообще пьеса-сказка, как ни одна другая разновидность сказки литературной, даёт юному читателю представление о человеческом характере и его основных свойствах, раскрывает перед ним мир человеческой психики.
В русской литературе
наиболее распространены
Авторская литературная сказка
представляет собой особый массив в
художественной литературе и занимает
прочное место в системе
Пройдя эволюцию от
записей в первозданном виде
и промежуточной «
Информация о работе Литературная сказка как направление в художественной литературе