Литературная сказка как направление в художественной литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:52, доклад

Описание работы

Литературная сказка — целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники. Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, служит основной отправной точкой характеристики персонажей.

Файлы: 1 файл

сказка.docx

— 18.89 Кб (Скачать файл)

      Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов[1].

Сказка — эпический  жанр: ориентированное на вымысел  произведение, тесно связанное с  народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному  автору.      

 

  

 

Литературная сказка как  направление в художественной литературе.

 

 Литературная сказка  — целое направление в художественной  литературе. За долгие годы своего  становления и развития этот  жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей  жизни и природы, достижения  науки и техники.

 

 Литературная сказка  — авторское, художественное, прозаическое  или поэтическое произведение, основанное  либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение  преимущественно фантастическое, волшебное,  рисующее чудесные приключения  сказочных героев и в некоторых  случаях ориентированное на детей;  произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего  фактора, служит основной отправной  точкой характеристики персонажей.

 

 Литературная сказка  выросла не на пустом месте.  Фундаментом ей послужила сказка  народная, ставшая известной благодаря  записям ученых-фольклористов. 

 

 Первым на поприще  литературной сказки выступил  французский писатель Ш. Перро.  В конце XVII в., в период господства классицизма, когда сказка почиталась "низким жанром", он издал сборник "Сказки моей матушки Гусыни" (1697 г.). Благодаря Перро читающая публика узнала Спящую красавицу, Кота в сапогах, Красную Шапочку, Мальчика-с-пальчик, Ослиную шкуру и других чудесных героев.

 Поворотным моментом  в истории литературной сказки  стала деятельность братьев Гримм,  собирателей народных сказок  и творцов сказок литературных. Кто из нас в детстве не  слышал сказку о смешной "умной Эльзе", такой дальновидной и такой нескладной? Или о бременских музыкантах? Кто не боялся за судьбу бедных, оставленных в лесу ребятишек, ищущих дорогу по рассыпанным по земле белым камешкам? Кто не радовался лихим проделкам храброго портняжки?

 

 Решительный шаг навстречу  литературной сказке сделал основоположник  этого жанра X. К. Андерсен, писатель, утверждавший, что сказки — "блестящее,  лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских  глазках, звенит смехом из детских  уст и уст родителей";

 «Гадкий утенок,  "Принцесса  на горошине, « Снежная Королева» 

 Литературная сказка, по мысли Андерсена, явление  универсальное: "Сказочная поэзия  — обширнейшее царство, которое  простирается от сочащихся кровью  могил древности до наивного  детского альбома. Она охватывает  и народное творчество, и литературные  произведения, она является представителем  поэзии всех видов, и мастер, овладевший этим жанром поэзии, должен уметь вложить в него  трагическое, комическое, наивное,  ироническое и юмористическое"...

  В XIXв. С. включается в общие пути развития литературы, становясь в то же время предметом научного изучения (см. Фольклор). Романтики вместе с интересом к «народному» начинают обращаться к особому виду художественной С., к-рая строится то на форме крестьянской С., то на ее образах, то просто на принципе сказочно-фантастического переосмысления действительности. Такова сказка Гёте, Тика, Шамиссо, Брентано, Мерике, Эдгара По и др. Надо специально оговорить большое влияние в Европе романтической сказки Гофмана, Гауффа, Андерсена и Эдгара По. У писателей-реалистов С. опять часто ставится на службу политике и сатире, напр. у Доде, Мопассана, Лабуле. Известностью пользуются норвежские сказки Асбьернсена и румынские Кармен-Сильвы.

Русская художественная литература XIX—XXвв. очень обильно насыщена С., хотя с этой стороны она еще совсем не изучена. Обработки С. у В.Жуковского («Мальчик с пальчик», «Сказка о царе Берендее», «Сказка об Иване царевиче и сером волке», «Кот и в сапогах» и др.) и Пушкина («Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях») укрепляют литературный жанр стихотворной С. Прозаическая сказка Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки») включает элементы романтической С., точным воспроизведением романтической Wirklichkeitsmarchen являются С. молодого А.К.Толстого («Упырь» и др.), тогда как его поэтические обработки сближаются с использованием С. для пропаганды националистических идей у К.Аксакова («Сказка о Вадиме») и В.Даля (том «Русская сказка»).

       Другая  линия развития русской художественной  С. — морализирующая С., частью  использующая сюжеты легенды  (см.). Таковы напр. сказки Н.Лескова, Л.Н.Толстого («Сказка об Иване дураке и трех чертенятах»), Ф.Достоевского («Мальчик у Христа на елке»), В.Короленко («Сказание о Флоре, Агринне и Менахеме, сыне Иегуды», «Восточная сказка»), В.Гаршина («Сказание о гордом Аггее») и мн. др. Аналогична ветвь сказочек для детей у В.Гаршина («Сказка о жабе и розе», «Лягушка-путешественница»), Г.Данилевского («Живая свирель», «Смоляной бычок», «Лесная хатка», «Ивашко», «Каратышка», Ершова («Конек-Горбунок»), В.Одоевского («Бедный Гнедко», «Мороз Иванович», «Сиротинка», «Город в табакерке»), Л.Н.Толстого (сказки в «Азбуке» и «Книгах для чтения»), Вагнера («Сказки Кота-Мурлыки») и мн. др. Если морализирующая С. представляет для нас лишь исторический интерес, то несравненно ближе нашей современности политическое использование сказочных элементов для целей политической и общественной сатиры. Здесь на первом месте стоят сказки Салтыкова-Щедрина (том «Сказки», «Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист», «Как один мужик двух генералов прокормил» и др.), а позднее — М.Горького («Русские сказки» и др.). Как жанр, дающий возможность самой широкой аллегории и фантастики, С. очень удобна для политической сатиры; поэтому и после революции ряд писателей пользуется С. для сатиры на антисоветские элементы, напр. Д.Бедный («Сказка о батраке Балде и страшном суде», «Сказка складка про старые порядки», «Царь Андрон», «Правда и Кривда»), Н.Асеев («Русская сказка», «Про зайца-китайца и лису-англичанку»), Чуковский в советской сказке и др. (см. «Литература для детей»). В современной советской литературе жив интерес к лит-ой С., как и к С. устной; особенно показательна в этом отношении статья М.Горького «О сказках».

 

 

 Разновидности литературной сказки

 

 В зависимости от  того, какой способ автор выбирает  для создания художественного  мира сказки и какие поэтические  средства при этом использует, можно выделить несколько разновидностей  этого жанра в авторской литературе  для детей:

 

1) стихотворная сказка,

 

2) повесть-сказка,

 

3) роман-сказка,

 

4) пьеса-сказка.

 

^ Стихотворная сказка, как  правило, адресована самым маленьким,  она в значительной мере опирается  не только на традиции народной  сказки, но и на малые фольклорные  жанры (считалки, дразнилки), и на  детское устное творчество ("страшные  истории", былички). В основе стихотворной сказки - игровое начало, близкое маленькому читателю. Для сюжета такой сказки характерна быстрая смена событий, насыщенность действием. Кроме главных героев в сказке может быть множество второстепенных персонажей, их образы сменяют друг друга, и это также создаёт атмосферу игры:

 

Повесть-сказка ставит перед  читателем более сложную задачу: на примере вымышленной ситуации предлагает ему разобраться в  человеческих отношениях, научиться  различать плохое и хорошее в характерах и поступках героев. Повесть-сказка, с одной стороны, создаёт воображаемый мир, а с другой стороны, рассказывает о мире реальном. Сочетание сказочности и реалистичности и определяет специфику этой разновидности литературной сказки. Эта двойственность проявляется на всех уровнях: сюжетном, композиционном, стилистическом

 

Роман-сказка во многом сближается со сказочной повестью, однако этот вид литературной сказки имеет больший  объём, разветвлённый сюжет и  более сложную композицию. В отличие  от повести-сказки, в центре внимания оказывается не один герой и его  судьба, здесь интерес автора и  читателя распределён между несколькими  героями и их поведением в определённых обстоятельствах. В романе-сказке ещё  сильнее проступает социальный подтекст, а параллели между художественным миром произведения и современной  автору действительностью выступают  на первый план. В качестве примера  можно привести сказку Ю.Олеши "Три толстяка", где за сложными поворотами сказочного сюжета скрыты размышления о современном автору мире, а в ярких, карикатурных образах отрицательных героев отчётливо проступают черты совсем не сказочных персонажей. Эта разновидность литературной сказке в равной мере адресована детям и взрослым: первым она открывает непростой мир человеческих отношений, вторых заставляет задуматься над тем, как это мир устроен и что в нём можно изменить.

 

Пьеса-сказка строится по законам  драматического жанра. В основе может  лежать известный сказочный сюжет, но от него, как правило, остаётся только последовательность развития событий, способы же организации художественного мира здесь совершенно иные. Традиционный и для народной, и для авторской сказки конфликт между добром и злом здесь проявляется наиболее ярко, он и определяет собой развитие действия. В композиции пьесы-сказки отчётливо выделяются те же элементы, что и в драматическом произведении вообще: экспозиция, завязка, кульминация и развязка, действие разделено на сценические эпизоды. Пьесе-сказке, так же, как и другим её видам, присуще сказочное двоемирие: действие переносится из обычной реальности в сказочную, а в кульминационный момент две реальности пересекаются. Например, в пьесе-сказке С. Я. Маршака "Двенадцать месяцев" кульминацией становится встреча падчерицы и братьев-месяцев. Вообще пьеса-сказка, как ни одна другая разновидность сказки литературной, даёт юному читателю представление о человеческом характере и его основных свойствах, раскрывает перед ним мир человеческой психики.

 

 В русской литературе  наиболее распространены первый  и второй типы, хотя имеются  и яркие образцы сказки драматической.  Примером последней может служить сказка "Двенадцать месяцев" С. Я. Маршака. Это произведение годится не только для чтения, но и для театральной сцены.

Авторская литературная сказка представляет собой особый массив в  художественной литературе и занимает прочное место в системе эпических  жанров. Сохранив тесную связь со сказкой  народной, в творчестве писателей  она обрела самостоятельность и  художественную неповторимость.

 

 Пройдя эволюцию от  записей в первозданном виде  и промежуточной «фольклористической»  стадии, литературная сказка успешно  развилась в самостоятельный  эпический жанр, охватывающий все  явления реальной действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Литературная сказка как направление в художественной литературе