Ломоносов Михаил Васильевич (1711?-1765)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 12:53, реферат

Описание работы

Ломоносов Михаил Васильевич (1711?-1765) родился в семье крестьянина-помора в деревне Денисовка, на острове, расположенном в низовьях Северной Двины. В 1730 он приходит пешком в Москву, где получает солидное образование в Славяно-греко-латинской академии. Его страсть к учению так велика, что его направляют оканчивать курс в Германию. Во Фрайберге и Марбурге он изучает философию, физику, химию, минералогию, читает Декарта и знакомится с Христианом Вольфом. В 1741 по возвращении в Санкт-Петербург он назначен адъюнктом физики в Академии наук. Ломоносов публикует труды по теории цвета, открывает (раньше Лавуазье) закон сохранения материи.

Файлы: 1 файл

Ломоносов Михаил Васильевич.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

С.О.

 

 

Ломоносов демонстрирует  Екатерине II мозаику собственного изготовления. 
Репродукция полотна А.Д. Кившенко. 1895 г.

Ломоносов Михаил Васильевич (8.11.1711, деревня  Мишанинская Куростровской волости Архангелого-родской губернии - 5.4.1765, Санкт-Петербург), ученый-естествоиспытатель, поэт, художник, историк, филолог, переводчик. Академик (профессор) Санкт-Петербургской АН (25.7.1745), почетный член АХ (1763), статский советник (1763). Из семьи государственного крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова и Елены Ивановны (урожденной Сивковой (умерла в 1720). В 1720-е гг. обучался грамоте и чтению. Помогая отцу в промысле рыбы и морского зверя на Белом, Баренцевом морях и в Северном Ледовитом океане, знакомился с жизнью и бытом северных народов; в это же время сблизился с раскольниками-беспоповцами. Получив в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт, в декабре 1730 отправился с рыбным обозом в Москву, где, скрыв свое происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию (15.1.1731). В 1733-1734, вероятно, обучался в Киево-Могилянской академии. В сентябре 1734 пытался устроиться священником в Оренбургскую экспедицию И.К. Кирилова. В ноябре 1735 в числе 12 лучших учеников Славяно-греко-латинской академии переведен в Академический университет. В 1736 направлен для продолжения обучения в Германию, в Марбургский университет. Обучался у физика и философа X. Вольфа, с 1739 - химии, металлургии и горному делу - у И. Генкеля во Фрайбурге. 26.5.1740 обвенчался с Елизаветой Христиной Цильх в церкви реформатской общины города Марбурга. По возвращении в Санкт-Петербург (8.6.1741) испытывал затруднения в общении с академическим начальством и коллегами-иностранцами, пользовался покровительством графа М.И. Воронцова, позднее -фаворита императрицы Елизаветы Петровны И.И. Шувалова. Определен адъюнктом физического класса АН (8.1.1742). Пожалован чином коллежского советника (март 1751). Избран почетным членом Шведской королевской АН (30.4.1760). Научная и научно-организационная деятельность Ломоносова была исключительно разносторонней. Его труды охватывали широкий круг естественных и гуманитарных наук. Исследования Ломоносова по физике и химии основывались на представлениях об атомно-молекулярном строении вещества. В сочинении «Физические размышления о причинах теплоты и холода» (1744) он тщательно проанализировал имевшийся опытный материал и привел веские доказательства против общепринятой в его время теории теплорода. В 1744 представил в Академическое собрание диссертацию «О действии растворителей на растворяемые тела». В 1745-1746 Ломоносов добился постройки первой в России Химической лаборатории при АН (открыта в 1748). Одним из важнейших изобретений ученого в области оптики была «ночезрительная труба» (1756-1758), позволявшая в сумерки относительно отчетливо различать предметы. Ломоносов уделял большое внимание изучению атмосферного электричества; опыты проводил совместно с физиком Г.В. Рихманом (1711-1753), который погиб от удара молнии во время эксперимента. В 1752 произнес в Публичном собрании АН «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», а 1.7.1755 - «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее». Значительное внимание уделял развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. В июле-ноябре 1741 занимался составлением раздела в «Каталоге камней и окаменелостей Минералогического кабинета Кунсткамеры АН». Ломоносов также работал над доказательством органического происхождения почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. Представил доказательства существования материка на Южном полюсе Земли. Ломоносов оказал значительное влияние на развитие отечественной металлургии (работы «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном», 1744). 6.8.1757 выступил в Публичном собрании АН со «Словом о рождении металлов от трясения Земли». В 1763 опубликовал сочинение «Первые основания металлургии или рудных дел». В течение ряда лет разрабатывал технологию получения цветного стекла. В сентябре 1752 закончил свою первую мозаику «Мадонна» с картины итальянского живописца Ф. Солимены (1657-1747), а также создал ряд других мозаичных изображений. В 1752 подал в Сенат предложение «Об учреждении в России «мозаичного дела». В том же году занимался строительством фабрики цветного стекла в Усть-Рудице (в 75 км от Санкт-Петербурга), для которой получил земли и крестьян (1753). В марте 1758 приступив к «смотрению» за Географическим департаментом АН, занимался организацией составления «Атласа Российского». Исследуя морские льды, дал их первую классификацию («Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях», 1760). Ломоносов неоднократно подчеркивал политическую и хозяйственную важность для России освоения Северного морского пути. В 1763 закончил «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию», в котором высказал уверенность, что «России могущество будет прирастать Сибирью». В ноябре 1761 обратился к Шувалову с письмом «О сохранении и размножении Российского народа» (1.11.1761), предложил ряд мер по увеличению народонаселения. Считал основным условием роста численности народа укрепление брачных отношений, особое внимание обращал на длительность брака, предлагал запретить неравные по возрасту браки, разрешить повторные браки для священников, допускать пострижение в монахи не ранее 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин. В октябре 1749 - марте 1750 он участвовал в обсуждении диссертации Г.Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского». В «Замечаниях» на диссертацию и в «Посвящении» (1749) к «Истории Российской» В.Н. Татищева доказывал самобытность происхождения русской культуры и государственности. В 1760 напечатал «Краткий российский летописец с родословием», в котором изложил основные события русской истории. Литературное творчество Ломоносова сочеталось с глубоким научным осмыслением филологических проблем. Его перу принадлежали оды («На взятие Хотина», 1739; «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», 1743; «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», 1747; «..Императрице Екатерине Алексеевне... на пресла-вное ее восшествие на... престол...», 1762), лирические произведения, трагедии, послания, идиллии, эпиграммы и др. В августе 1743 участвовал в поэтическом соревновании с А.П. Сумароковым и В.К. Тредиаковским, заключавшемся в создании различных переложений стихами 143-го псалма Давида. Он написал трагедии «Тамира и Селим» (1750), «Демофонт» (1752). Широко распространялась в списках его сатира «Гимн бороде» (1757; опубликована в 1859). В июне 1754 в письме Шувалову Ломоносов изложил план основания университета европейского типа (реализован в 1755). Он же разработал «Штаты и регламенты» для университета и университетских гимназий. С 19.1.1760 возглавлял Академический университет и гимназию. Назначенный советником Академической канцелярии (13.2.1757), представил план реорганизации управления АН и проект ее устава. Важнейшей задачей деятельности АН считал подготовку отечественных ученых. Предпринятая Ломоносовым попытка организации Санкт-Петербургского университета при его жизни не увенчалась успехом.

Использованы материалы  книги: Сухарева О.В. Кто был кто  в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005

 

Ломоносов Михаил Васильевич (19. XI. 1711 - 15. IV. 1765) - Русский ученый, академик Петербургской АН ( с 1745 г.). Родился в д. Денисовка (ныне с. Ломоносово Архангельской обл.) В 1731-1735 учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве. В 1735 был послан в Петербург в академический университет, а в 1736 - в Германию, Где учился в Марбургском университете(1736-1739) и во Фрейберге в Школе горного дела(1739-1741). В 1741-1745 адъюнкт Физического класса Петербургской АН, с 1745 г. профессор химии Петербургской АН, с 1748 работал в учрежденной по его инициативе Химической лаборатории АН. Одновременно с 1756 проводил исследования в основанном им в Усть-Рудницах (вблизи Петербурга) стекольном заводе с домашней лабораторией.

Исследования относятся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии. Изложил (1741-1750) основы своего атомно-корпускулярного учения; выдвинул (1744-1748) кинетическую теорию теплоты; обосновал (1747-1752) необходимость привлечения физики для объяснения химических явлений и предложил для теоретической части химии название «физическая химия». Разработал точные методы взвешивания, применял объемные методы количественного анализа. Проводя опыты по обжигу металлов в запаянных сосудах показал (1756), что их вес после нагревания не изменяется и сформулировал (1760) закон сохранения масс. Создатель многих химических производств в России. Автор большого количества научных трудов. Создатель Московского университета(1755). Член ряда академий наук.

Биографическая справка к статье:

Сhemfriend История химии в России. Истоки. XVIII век

 

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-65), первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Родился 8(19) ноября 1711 г. в д. Денисовка (ныне с. Ломоносово) в семье помора. В 19 лет ушел учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии). С 1742 адъюнкт, с 1745 академик Петербургской АН. В 1748 основал при АН первую в России химическую лабораторию. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755). Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. В период господства теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением корпускул. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил флогистон из числа химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы. Автор трудов по русской истории, критиковал норманнскую теорию. Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в., один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины. Член Академии художеств (1763). Похоронен в Санкт-Петербурге в Некрополе 18 в.

 

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711 - 1765), ученый, поэт.

Родился 8 ноября (19 н.с.) в деревне  Мишанине-кая Архангельской губернии в семье крестьянина. Рано обучился грамоте и много читал. В 1724 получил книги: "Грамматику" М.Смотрицкого (1721), "Арифметику" Л.Магницкого (1703) и "Псалтирь рифмотворную" Симеона Полоцкого (1680), - которые впоследствии называл вратами своей учености.

Пытался поступить в Холмогорское училище, но его' как крестьянского  сына не приняли, поэтому отправился в Москву. В 1730, скрыв свое происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где в 1735 дошел до предпоследнего класса - "философии". Основательное овладение латинским и греческим языком открыло перед ним богатства античной и европейской культуры.

В 1734 слушал лекции в Киево-Могилянской  академии, познакомился с украинским языком и культурой. После возвращения  из Киева был отправлен вместе с другими студентами в Петербург  слушателем университета при Академии наук.

В 1736 Ломоносов был послан в Саксонию для изучения горного дела. Здесь  он приобрел обширные познания и в  области физики, химии, хорошо изучил немецкий, французский, итальянский  и английский языки, что дало возможность  познакомиться с литературой  нового времени. За границей Ломоносов серьезно работал в области русской поэзии и создал стройную теорию русского силлабо-тонического стихосложения, изложенную им в "Письме о правилах российского стихотворства" (1739) и в основных чертах сохранившуюся и поныне. Он видел, что единого русского литературного языка не существует так же, как и единой русской культуры. Он поставил своей целью сделать все возможное, чтобы заложить основы новой русской культуры, науки, литературы, литературного языка.

После возвращения из-за границы был назначен адъюнктом АН по физическому классу, а в 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора. С 1741 и до конца жизни Ломоносов работал в Академии наук, находясь в постоянной борьбе с И.Шумахером (управляющим академической канцелярией), его сторонниками и преемниками, враждебно относившимися к патриотической деятельности молодого ученого. Круг интересов Ломоносова был необычайно широк: физика, химия, математика, астрономия, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география, история, филология - в каждой из этих областей он оставил значительный след. Создал важнейшие филологические труды. Его "Российская грамматика" (1755), определившая особенности русского литературного языка, явилась первой собственно русской грамматикой; "Краткое руководство к красноречию" - курс общей теории литературы; трактат "О пользе книг церковных в российском языке" (1757) - первый опыт русской стилистики.

Поэтическое творчество занимало большое  место в жизни Ломоносова: "Разговор с Анакреоном" (1759 - 61), "Гимн бороде" (1757), пьесы "Тамира и Селим", "Демофонт", многочисленные оды.

Заботясь о распространении  просвещения в России, Ломоносов  настаивал на создании русского университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его хлопоты увенчались успехом в 1755 - по его проекту был создан университет в Москве, носящий ныне имя М.Ломоносова. Отдал много сил, чтобы российская наука развивалась, рождала своих ученых, чтобы российские профессора преподавали в университете.

Весной 1765 Ломоносов простудился, заболел воспалением легких и 4 апреля (15 н.с.) скончался. Похоронен на Лазаревском  кладбище Александре-Невской лавры  в Петербурге.

Использованы материалы  кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

 

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765). Родился в семье состоятельного государственного крестьянина-помоpa. Обучался в вузах России и Германии. По возвращении в Россию Ломоносов  почти четверть века трудился в Академии наук адъюнктом, профессором, фактически исполнял обязанности вице-президента. Ученый-энциклопедист, Ломоносов написал ряд исторических сочинений - "Замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера "Происхождение имени и народа российского", "Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 г.", "Краткий Российский летописец с родословием", ряд работ о петровских преобразованиях.

Обращение Ломоносова к  вопросам российской истории было неслучайным - к этому его побудил доклад Г. Ф. Миллера о "норманском" происхождении русской государственности. Встав на позиции "антинорманизма", Ломоносов пытался доказать обратное. В научной полемике середины XVIII в. по этому вопросу присутствуют в большей мере эмоции и политические страсти. Это проявилось, в частности, в стремлении Ломоносова доказать славянское происхождение Рюрика, и то, что славяне были среди народов, населявших равнины юго-восточной Европы на протяжении тысячелетия до появления варягов. Тем не менее, Ломоносов сумел убедительно показать, что Миллер использовал для своего доклада и всей системы доказательств исключительно западные концепции и источники, игнорируя русские летописи, а также те материалы, которые не подтверждают его точку зрения. Верно была определена Ломоносовым и территория расселения славян. В этом состояла сила исторических сочинений Ломоносова. Слабость же их проявлялась тогда, когда задачи исторического исследования он подчинял потребностям текущей политики.

Данилов А.А. Справочные материалы по истории России IX - XIX веков.

 

Краткая хроника жизни:

8(19) ноября 1711 - М. В. Ломоносов  родился в деревне Мишанинской  Архангельской губ. в семье  помора.

1730 - М. В. Ломоносов  с рыбным обозом ушел учиться  в Москву. Учился в Славяно-греко-латинской академии, в Киевской духовной академии и в университете при Петербургской Академии наук.

1736-41 - М. В. Ломоносов  находился за границей, где изучал  естественные и технические науки.

1742 - М. В. Ломоносов  назначен адъюнктом физического  класса, а в 1745-м - профессором химии (академиком) Петербургской Академии Наук.

1743 -  "Краткое руководство по риторике", переработано в 1748-м, в котором положил начало научному изучению русского языка. Эта и другие работы утверждали теорию "трех штилей" в русском языке (высокого, среднего, низкого) - разделение происходило по жанрам (напр. высокий стиль - ода, трагедия, низкий - комедия и т. д.), языковым средствам (напр. для высокого стиля была характерна торжественность, которая достигалась при помощи церковнославянизмов и проч. архаических языковых средств) и предметам изображения (напр. ода могла описывать только события великого исторического значения и изображать только великих людей - царей, императоров и проч.). Ломоносов теоретически обосновал начатую В. К. Тредиаковским реформу русского стихосложения и утвердил силлабо-тоническую систему, на основе которой русская поэзия развивалась вплоть до XX века (2- и З-сложные стихотворные размеры, понятие стопы и проч.). Как поэт Ломоносов был крупнейшим представителем русского классицизма. Оды "На взятие Хотина" (1739), "На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны" (1747), "Вечернее размышление о божием величестве" (1751), "Письмо о пользе стекла" (1752) и др. пропагандируют преобразовательную деятельность Петра Первого, воспевают науку, национальную культуру России.

1747 -  Ода "На день восшествия на престол Елисаветы Петровны", 1747 года В оде Ломоносов прославляет молодую Елизавету, рисует образ просвещенного монарха, который покровительствует наукам и искусствам, приближает к себе образованных и разумных людей.1755 - М. В. Ломоносов открытие Московского университета, "Российская грамматика".1748 - М. В. Ломоносов работа "Опыт теории упругости воздуха", где объяснял упругость газов движением их частиц, таким образом вплотную подойдя к теории атомического строения вещества. Основал при Академии химическую лабораторию.

1754 -  создание мозаичного портрета Петра Первого в Эрмитаже и др. Возрождение в России искусства мозаики и изготовления смальты для нее. Позже - патриотическое панно "Полтавская баталия " ( 1762-64) в здании Академии наук и др.

1756 -   первые опыты по обжиганию металлов в закрытом сосуде (закон сохранения вещества).

Информация о работе Ломоносов Михаил Васильевич (1711?-1765)