Магическая сила числа как символа в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 09:32, научная работа

Описание работы

В своей работе «Магическая сила числа как символа в романе Достоевского «Преступление и наказание»» я постаралась раскрыть символическое значение цифр, основываясь на библейские мотивы, пифагорейское учение о числах и каббалистическую нумерологию. Рассматривая их повторяющееся чередование, мы увидим, что суть числа, последовательность событий и череда изменений, происходящих в жизни главных героев, взаимосвязаны, а иногда и обусловлены проявлением его магического свойства. Эта работа предназначена тем, кто неравнодушен к творчеству Достоевского.

Файлы: 1 файл

магическая сила числа.docx

— 34.00 Кб (Скачать файл)

 

МОБУ ООШ д.Корнеевка им. Б. Рафикова

 

 

 

 

 

 

Магическая сила

числа как символа 

в романе

Ф.М. Достоевского  "Преступление и наказание"

 

Исследовательская работа

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Журавлёва Анастасия

ученица 11 класса

 

 

 

2012

Магическая сила числа как символа в романе

Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

 

Цели:   

    1. показать на примере романа великого писателя и мыслителя Ф.М.                                                            Достоевского «Преступление и наказание» значение числа, как символа;
    2. понять, как магия числа помогает раскрыть внутренний мир героев, их отношение к окружающей действительности.

 

В своей работе «Магическая сила числа как символа в романе Достоевского «Преступление и наказание»» я постаралась раскрыть символическое значение цифр, основываясь на библейские мотивы, пифагорейское учение о числах и каббалистическую нумерологию. Рассматривая их повторяющееся чередование, мы увидим, что суть числа, последовательность событий и череда изменений, происходящих в жизни главных героев, взаимосвязаны, а иногда и обусловлены проявлением его магического свойства. Эта работа предназначена тем, кто неравнодушен к творчеству Достоевского.

Мечтатели, сибиллы и пророки

Дорогами, запретными для  мысли,

Проникли — вне сознания — далеко,

Туда, где светят царственные  числа.

Валерий Брюсов, «Числа»

 

«Символ есть знак, условно

 выражающий сущность явления

с определённой точки зрения» 

Л. И. Тимофеев

 

Слово «символ» имеет множество  значений и в разных словарях оно  толкуется по -  разному. Например, в словарях имеющих отношение к логике или математике символ – то же, что знак, число. Число – это тоже символ, выражающий нечто целое, законченное, символизирующее упорядоченность, целостность и неделимость. А в искусстве символ – это характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания. В толковом словаре Ожегова же это «краткое изложение основных догматов христианской религии».

Творческий мир романов  Достоевского раскрывается как особая реальность, как живой духовный организм, где все, любая мелочь, незначительные подробности оказываются глубоко  значимыми. Писатель доверял внимательному  и вдумчивому читателю и поэтому  многого не договаривал, рассчитывая  на духовное приобщение читателя к  своему миру. Роман «Преступление  и наказание» пронизан символами  от заглавия до эпилога и является наглядным примером того, что число может являться носителем глубокого философского смысла, а не просто цифровым показателем. «...Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине», — говорил Д. Мережковский.

Действие романа концентрируется  вокруг чисел, которые настойчиво повторяются. Это не случайно. Цифровая символика в романе основана на фольклорных и библейских образах, а также на теории пифагорейцев, которая была известна Достоевскому.

Это теория о влиянии чисел  на жизнь человека.

Существует такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын  бога Гермеса и земной женщины. Однажды  отец сказал Пифагору, что он может  просить всё, что захочет, кроме  бессмертия. Пифагор просил сохранить  ему память обо всех жизнях, которые  ему предстоит прожить. Пифагор  известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал  школу для юношей, но с каждого  взял клятву, что тот будет молчать  о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир  узнал о теории пифагорейцев, которая  утверждает, что число играет в  жизни человека решающее значение. Видя в числах сущность явлений, начало начал, пифагорейцы считали, что реальные тела состоят из «единиц бытия» - «математических атомов», различные комбинации которых и представляют конкретные объекты.

Даже вселенная мыслилась  ими как совокупность чисел. Сами же числа пифагорейцы представляли наглядно и материально: единица  трактовалась как абсолютная и неделимая  единичность, т.е. точка, «геометрический  атом» или первооснова всех чисел; два – как уход в неопределённую даль, т.е. прямая линия, простирающаяся в одном измерении; три – треугольник, образующий плоскость двух измерений, и возврат к определённости; четыре – пирамида, дающая представление  о пространстве трёх измерений .

Вообще, числа 1, 2, 3, 4 играли у пифагорейцев особую роль и образовывали тетрактис, или четвёрку. По преданию, клятва пифагорейцев гласила: «Клянусь именем Тетрактис, ниспосланной нашим душам. В ней источник и корни вечно цветущей природы». Особая роль тетрактиса, видимо, была навеяна законами музыкальных созвучий, после чего все объекты природы виделись пифагорейцам, состоящим из четвёрок: четвёрка геометрических элементов - точка, линия, поверхность, тело; четвёрка физических элементов – земля, вода, огонь, воздух. Сумма же чисел, образующих тетрактис, равная десяти (10 = 1+2+3+4), считалась священным числом, и олицетворяло всю вселенную.

Так родился знаменитый пифагорейский  тезис: « Все вещи суть числа». Интерес  к числу часто носил у пифагорейцев религиозно-мистический характер. Некоторые  отголоски пифагорейской числовой мистики мы встречаем и в наши дни: например, обычай дарить нечётное число цветов (чётное число считалось  несчастливым).

 

Поэтика романа подчинена  главной и единственной цели – духовному воскресению Раскольникова, избавлению его от преступной теории “сверхчеловека” и приобщению к миру людей.

В 1850 году в Тобольске  перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. В Евангелии отдельные пометки свидетельствуют о том, что писатель выделял евангельские числа. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. Она стала для Достоевского путеводной звездой, озаряющей тёмный мир ссылки. Для писателя Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

 

Число 3 — число божественного совершенства, символы трехзначия — Святая Троица, воскрешение Христа через три дня после смерти, сдвоенная цифра три, определяющая возраст Иисуса Христа. Как мы видим, с этим числом писатель связывает божественное, идеальное начало сущности мироздания. Число 3 сравнивается пифагорейцами с мудростью, потому что люди организуют настоящее, предвидят будущее и используют опыт прошлого. Раскольников до убийства провел три ужасных дня (трижды Петр отрекается от Христа), трижды посетил старуху-процентщицу, на шее у нее были медный образок и два православных крестика.. Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию, Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой, который именно за тридцать сребреников предал Иисуса Христа. Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, три раза ударил её топором. Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем обобщают философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт», в трёх шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснётся; «три раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги; у Сони «большая комната с тремя окнами» и т.д.

 

В романе часто повторяется  число 4. Лестница и число 4 связаны, так как лестница ведёт к определённому  повторяющемуся уровню высоты – к  четвёртому. Квартира жертвы находится на четвёртом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строится четырёхэтажный дом; убогая комната Мармеладова находится на четвёртом этаже; полицейская контора находится на четвёртом этаже и Раскольников направляется к четвёртой комнате. В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника, первая встреча с Соней и окончательное признание.

Выводы: Число 4 имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету  на все четыре стороны”. У пифагорейцев число «4» - число человека, а Раскольников совершил убийство человека.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после убийства Раскольниковым старухи - процентщицы, т.е. через четыре дня после нравственной смерти его самого. После преступления Раскольников четыре дня находится в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону, Лазарь был мёртв четыре дня. История эта помещена в 4-м Евангелии (Евангелие от Иоанна). Раскольников переживает четыре основных бреда. Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Сопоставление с Лазарем  разработано в романе глубоко  и последовательно. Если выписать из “Преступления и наказания” все  места, где Раскольников так или  иначе уподобляется мёртвому, то в  каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал обломки по всей книге. И если собрать осколки, подбирая один к другому, как детали мозаики или пазла, то обнаружится следующее: «Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает». Вот как раскладываются “обломки” этой воображаемой фразы:

 

БЛЕДНЫЙ

Достоевский постоянно подчёркивает бледность Раскольникова: “весь бледный, как платок”, “он ужасно побледнел”, “обернул к ней мертвенно-бледное лицо” и т.д.

 

МЁРТВЫЙ

Прилагательное “мёртвый”  следует за Раскольниковым, как тень, и он сам постоянно уподобляется мёртвому: “он остановился и притих, как мёртвый” и т.д.

 

ЛЕЖИТ

Раскольников часто лежит  без движения: “он лёг на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении”, “он всё время лежал молча, навзничь” и т.д.

 

В ГРОБУ

Достоевский постоянно подчёркивает, что квартира Раскольникова похожа на гроб: “Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, - сказала Пульхерия Александровна”

 

ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИ

Писатель объясняет это  эпизод, не связанный с событиями  романа: “Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой-нибудь”.

 

ВЫНОСЯТ

То, что его выносят, ему  кажется в бреду: “То казалось ему, что около его собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести”

 

ХОРОНЯТ

Раскольников собирается уходить, мать и сестра упрекают его, что мало побыл с ними:

“Что-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь” - как то странно проговорил он”.

 

ВОСКРЕСАЕТ

“Но он воскрес, и он знал это, чувствовал всем обновившимся существом  своим”.

 

Воскресение описывается  в эпилоге коротко. Но в промежутках  между фразами помещается весь роман, состоящий из 7 частей: 6 частей и эпилог. Вспомним мифологию: 7 и русский фольклор: семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр. Необходимо вспомнить основательный совет в народной мудрости – семь раз проверять перед тем, как хочешь сделать что-то важное. Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка, число человека. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. В Библии говорится о том, что в седьмой день Бог почил. « И совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.  «И всякого скота чистого … по семи мужского пола и женского» должен взять Ной в ковчег (Первая книга Моисеева. Бытие). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7 (Бытие.). Каждый 7-й день и каждый 7-ой год святы… Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз.

Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через  это истинно святое число, число истины у каббалистов.

В эпилоге романа возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось ещё семь лет; а до тех пор, сколько нестерпимой муки и сколько бесконечного счастья!...

 

Неоднократное указание в  романе на число 11 здесь не случайно. В каббалистической нумерологии число 11 несет в себе предупреждение: люди этого числа как правило занимают положение на грани между добром и злом, Богом и дьяволом. И, кроме того, оно непосредственно связано с евангельским текстом. Писатель хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Притча гласит о том, что выходит он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости. Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову все еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, и стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым. Это число надежды на возрождение.

Информация о работе Магическая сила числа как символа в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"