Марина Ивановна Цветаева
(1892-1941) - русская поэтесса,
прозаик, переводчик, одна из крупнейших
русских поэтов XX века.
- М. И. Цветаева родилась в 1892 году
в семье филолога и искусствоведа, профессора
Московского университета И. В. Цветаева.
Ее отец был специалистом в области античной
истории и искусства, основателем и собирателем
музея изобразительных искусств имени
А. С. Пушкина. Мать Марины, талантливая
пианистка, ученица А. Рубинштейна М. А. Мейн, вышла замуж за вдовца с двумя детьми и родила ему двух дочерей — Марину и Анастасию. Она рано ушла из жизни — в 1906 году. Мать сначала вместо дочери мечтала о сыне, а потом о дочери-пианистке. Но отданная в музыкальную школу Зограф-Плаксиной, Марина вовсе не мечтала о музыке. Она с шести лет начала писать стихи на русском, французском и немецком, запоем читала А. С. Пушкина, переводы В. А. Жуковского, сама переводила Э. Ростана. Но музыкальность стала одной из черт ее творчества.
- Первая ее книга вышла в 1910 году,
она состояла из ста одиннадцати стихотворений
и называлась «Вечерний альбом». Цветаева
издала ее втайне от семьи, на свои средства.
Это были камерные стихи, зарисовки домашнего
быта, напоминающие дневник. Неожиданно
для всех Марину заметили. «Сборник "Вечерний
альбом" — это прекрасная и непосредственная
книга, исполненная истинно женским обаянием»,
— писал М. А. Волошин. «Здесь инстинктивно
угаданы все главнейшие законы поэзии,
так что эта книга не только милая книга
девичьих признаний, но и книга прекрасных
стихов» — так оценил стихи Цветаевой
Н. С. Гумилев. В. Я. Брюсов достаточно вяло
и поучающе отозвался о ее стихах.
- Проза Цветаевой началась с критической
статьи «Волшебство в стихах Брюсова»
(1910). Ответив ему стихами — «"Острых
чувств" и "нужных мыслей" мне от
Бога не дано...» — Цветаева таким образом
сформулировала свою позицию в поэзии.
Она не примыкала ни к одному течению в
литературе, ее творческая самобытность
заключалась, по ее словам, в том, что у
нее было «взамен мировоззрения — ощущение».
- Литературным наставником Марины стал Волошин.
Гостя у него в Коктебеле, Цветаева познакомилась
с будущим мужем — С. Я. Эфроном. В нем она
видела благородство рыцаря и в то же время
беззащитность. Это был духовный союз.
В 1912 году она вышла замуж, издала вторую
книгу стихов «Волшебный фонарь» и родила
дочь Ариадну. В следующем году выпустила
сборник «Из двух книг» и похоронила отца.
- В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой
и переводчицей Софией Парнок; их романтические отношения продолжались до 1916 года.
- Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году; Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни». В 1921 году Цветаева, подводя итог, пишет:
- Любить только женщин или только мужчин ,заведомо исключая обычное обратное
— какая жуть! А только женщин или только мужчин, заведомо исключая необычное
родное — какая скука!
- За это время Марина Ивановна
пережила уход мужа на фронт, редкие свидания
с ним, а потом расставание на целых четыре
года, когда он эмигрировал; нужду и отчаяние,
голод, рождение и смерть в Кунцевском
приюте второй дочери Ирины. Революцию
Цветаева не приняла, считала ее катастрофой
для страны, отзывалась на происходящее
стихами о конце, гибели. Она не могла славить
новую власть, как делали это уважаемые
ею С. А. Есенин, В. В. Маяковский, поэтому
ее почти не публиковали, как чуждую рабоче-крестьянским
идеалам. Более того, ее книга «Лебединый
стан» прославляла Белую армию, и муж был
белогвардейцем, офицером Добровольческой
армии.
- В 1922 году Цветаева с Ариадной приехали в Берлин. Вскоре туда
же прибыл Эфрон, в то время студент Пражского
университета. В жизни Цветаевой начался
период эмиграции. За границей Марина
Ивановна провела несколько лет: три с
половиной года в Чехии и четырнадцать
лет во Франции.
В эмиграции она чувствовала
себя чужой, встретили ее недружелюбно.
Цветаеву поддерживала переписка с Б.
Л. Пастернаком, а затем — с Р. М. Рильке.
Нищета, нужда и болезнь мужа — у Эфрона
был туберкулез, — в таких условиях приходилось
творить поэтессе. Для нее немыслимым
делом было использовать часы вдохновения
на домашние заботы, но нужно было как-то
выживать. В Чехословакии в 1925 году у Цветаевой
родился сын Георгий(Мур).
- Проза Цветаевой, в отличие
от поэзии, была популярна в эмигрантской
среде: сама Марина Ивановна говорила,
что эмиграция делает из нее прозаика.
В ее прозе соединились мемуары, лирика
и философия. Много произведений вышло
из-под ее пера в это время: книга «Ремесло»,
«Поэма Горы», «Поэма Конца», «Крысолов»,
«С моря», «Поэма .Лестницы», «Поэма Воздуха»,
«Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев», антифашистский
цикл «Стихи к Чехии», сборник «После России»,
но многое так и не было опубликовано.
Обостренность мировосприятия, мотивы
отверженности, бездомности, философская
и психологическая глубина, интонационное
и ритмическое разнообразие — вот особенности
ее поэзии. Предельная точность, экспрессивность
стиля, эмоции через край, стилистические
контрасты, постоянные тире — характеристика
ее поэтического языка, так похожего на
отрывистую речь самой Цветаевой.
- Цветаева понимала, что России больше
нет, а согласные СССР не влекли ее сердца.
Но вслед за дочерью и мужем она вернулась
на Родину в 1939 году. Ариадна уехала в СССР
в марте 1937 году, Эфрон бежал в Москву в
октябре, подозреваемый в политическом
убийстве (ради возвращения в СССР он стал
агентом НКВД). Там Марина Ивановна узнала,
что в 1937 году арестовали ее сестру Анастасию.
В 1939 году арестовывают дочь и мужа Цветаевой.
Она зарабатывает тем, что дают — переводами. Мур оканчивает школу в Ташкенте, посещает лекции в Институте философии, литературы и искусства. Этот одаренный молодой человек погиб в 1944 году на фронте.
- В августе 1941 году Цветаеву
с сыном эвакуируют из Москвы в Елабугу.
Она не знает ни о судьбе мужа, которого
расстреляли в 1941 году, ни о судьбе дочери,
которой предстоит провести пятнадцать
лет в лагерях. Цветаева безрезультатно
пытается устроиться на работу, готова
даже на работу посудомойки в столовой Литфонда. Никто не протягивает ей руку
помощи, и в последний день августа Марина
Ивановна Цветаева кончает жизнь самоубийством.